Итак, Музей I съезда РСДРП в Минске. Старейший музей в городе, открытый еще в 1923 году…
Официальный сайт — Национальный исторический музей.
Адрес — г. Минск, пр. Независимости 31, время работы 11.00–19.00, ежедневно. Стоимость взрослого билета — 3,50 бел. рублей.
За много лет жизни в Минске, прекрасно зная о существовании этого музея, регулярно-периодически прогуливаясь или проезжая мимо него, я так и не удосужился туда заглянуть. Жена, выросшая в Минске, была в этом святом во времена СССР месте.
Естественно, когда училась в школе. Как иначе? Отсюда есть пошла история КПСС, она же ВКП(б), а до того РСДРП(б) и ранее просто РСДРП. Буковка (б) означала, что это партия большевиков, а не меньшевиков (это я для молодежи, все, кто вырос в СССР, прекрасно знали об этом).
Оригинальное здание Музея было целенаправленно сожжено немцами в период оккупации, однако после освобождения города немедленно было полностью восстановлено очень точно в соответствии с первоначальным видом.
Начнем с «вешалки», в смысле от окружающей обстановки.
Очень логично, что улица, прилегающая к Музею называется Коммунистической. Тупика там, как ни странно нет ни одного:)))
Тут хотел бы еще мимоходом заметить, что вот в этом самом доме, прямо, можно сказать, напротив Музея,
вроде как чуть правее арки на 4 -м этаже проживал в начале 60-х готов тот самый Ли Харви Освальд вместе со своей женой Мариной. Дом всегда был престижным, не потерял он своей значимости, соответственно и цены на жилплощадь и поныне.
А фасад Музея выходит практически к Площади Победы
Впрочем, пора в Музей.
Не перепутайте, вам сначала в правую дверь с такой надписью.
Приобрели билетик? Теперь назад и в крайнюю левую дверь. Здесь начало экспозиции.
Мы сразу оказываемся в реалиях конца XIX века. О следах (именно следах!) этого периода в Минске я немного рассказал в материале «Минск пешеходный. Неожиданные открытия. Верхний город».
Увы или не увы, но события прошедшего ХХ века почти не оставили зданий Менска (так назывался город до 30-х годов) предыдущего века. В центральной части города здание Музея — единственный типичный особняк той прошедшей эпохи. Сам по себе он достаточно интересен.
Вот таким был герб Минской губернии в составе Российской империи. Огромное значение для развития города получила Любаво-Роменская железная дорога, прошедшая через город.
Дело в том, что половину дома снимал служащий этой дороги — Петр Васильевич Румянцев (1859–1929), весьма сочувствующий делу социалистов.
С самых первых шагов мы окунаемся в атмосферу того времени
Кстати, наверняка, все кто помнит денежки советских времен, которые были в ходу с 1961 года, замечают связь с царскими купюрами. Где еще были трехрублевки? Да, да — зеленые, синие пятерки, красные червонцы. Были и четвертаки — 25 рублей, даже не знаю в какой стране были и есть такие номиналы. Про копейки тоже молчу — 3 или 15 копеек где-нибудь кто-то встречал? Я — нет.
Так получилось, что когда я вошел в музей, очень даже небольшой, там как раз была группа школьников ведомая очень интересным на толковое словцо гидом, ну или экскурсоводом по старинному говоря.
Наверное, дело правильное вот такие экскурсии для школьников, правда, особого интереса со стороны молодежи я не почувствовал, впрочем, это неудивительно. Они не знают, что это такое
и в чем сакральная сущность октябрятского значка и пионерского галстука…
Ну, не будем отвлекаться. Давайте продолжим.
Граф Кароль Чапский, городской голова с 1890 по 1901 г.г. оставил глубокий след в истории Минска. Такой след, что о нем помнят и спустя более чем 120 лет. Благодаря ему появилась минская конка, первая электростанция, телефон, началось озеленение и благоустройство города, завершено строительство театра — ныне белорусский театр им. Я.Купалы. Посмотрите на пример его постановлений:
Актуально и сейчас, что и говорить. Благодаря его инициативе и поныне варит неплохое пиво завод «Аливария». Как пишут в тексте на фото — «Это был период самых инициативных реформ хозяйства и культуры города за всю его историю (!- во как, очень крамольно по нынешним временам)…. Чапский приложил все усилия, чтобы придать Минску европейский вид, красоту, порядок и солидность».
В следующей комнате мы видим еще одни картинки из XIX века:
Вот как раз здесь, под предлогом празднования дня рождения супруги П. В. Румянцева, за таким столом
и собрались те первые делегаты самого первого съезда партии, ставшей предтечей КПСС.
Да, собрались на съезд именно девять человек, представлявших различные организации социал-демократов из самых различных частей империи. «Союз борьбы за освобождение рабочего класса» выдвинул представителей 4 городов: СПб, Москвы, Киева, Екатеринослава (Днепр, в прошлом Днепропетровск). 3 человека представляли Бунд — Всеобщий еврейский рабочий союз Литвы (ныне Белоруссия), Польши и России, еще 2 делегата от киевской «Рабочей газеты». Их имена — Борис Эйдельман и Натан Видгорчик. Большинство было за единомышленниками.
Бунд, между прочим, достаточно интересная организация, объединяющая в своих рядах прежде всего представителей еврейского пролетариата. Она придерживалась антирелигиозных, в том числе антисионистских позиций, что крайне необычно для еврейского народа. Основой ее идеологии было создание светских самоуправляющихся общин на принципе:«Там, где мы живем, там наша страна». При этом они решительно выступали против репатриации в Палестину. Таким образом это была хоть и узко национальная (выступали за автономию еврейских общин), но вполне социалистическая партия. Подробности в этой статье из Википедии.
Впрочем, полиция, в частности ее отделения, занимавшиеся политическим сыском не дремали. Этому факту посвящена следующая экспозиция музея. Следующая — в смысле расположенная в следующем помещении:
здесь изображено отделение той самой царской полиции.
*Опять отвлекусь. В Белоруссии современной к роли полиции царских времен относятся в целом достаточно уважительно — моё мнение можно прочитать вот тут.
Это фотография господина Зубатова Сергея Васильевича. С точки зрения профессионализма в вопросах организации работы Охранного отделения, не сомневайтесь, к нему предельно уважительно относились в органах ВЧК-НКВД-КГБ. Ас своего дела, сумевший внедрить свою агентуру во все до единой структуры революционных организаций. Его успех объясняется прежде всего личными качествами, готовностью к риску, умению находить общий язык с кем угодно, выдающимися аналитическими способностями.
*Очень рекомендую почитать статью о нем в Википедии. Лично у меня, как человек он вызывает высокий уровень уважения.
Идейным организатором этого съезда был Петр Бернгардович Струве — экономист, публицист, философ. Как и многие романтики, задумывающие революцию, он ни разу не предполагал, что ее «…осуществляют фанатики, а пользуются её плодами отпетые негодяи»(с. Томас Карлейль). Сам он участия в съезде принять не смог.
Судьба его оказалась очень непростой. В 1944 году он умер в Париже.
Жизнь остальных участников съезда сложилась по разному, можно в этом убедиться, если задаться этим вопросом.
Тем не менее, значение первого съезда оказалось значительным для рабочего движения в России. Было принято решение о создании единой социал-демократической партии, получившей название, Российская Социал-Демократическая Рабочая Партия. Был издан Манифест
Принято решение о начале издания газеты «Искра» и целой серии изданий,
что позволило вести речь о новом этапе развития рабочего движения в Российской империи.
Вот фактически и весь музей! Небольшой его уголок посвящен советскому периоду
приезду неистового Фиделя в Минск и в общем Славе КПСС, который по словам чукчи, побывавшего в Москве, совсем не человек, а Карл Маркс и Фридрих Энгельс не 4 человека, а два!
P. S. поставил оценку 4 поскольку Музей очень небольшой, но с точки зрения его значения для коммунистов, бесспорно, очень важный.
P. P. S. выполнил просьбу нашего туристера Maksimus67, заглянув туда, да и удовлетворив собственное любопытство.
Хороших путешествий, друзья!