Впереди — его продолжение, более короткое по протяжённости во времени (всего-то век…), но не менее насыщенное путешествие по истории европейской живописи новейшего времени, от последней четверти XIX до середины XX века.
Два-три раза в год Венский музей Альбертина представляет тематические выставки. Центром выставочной жизни стала постоянная выставка европейского искусства «От Моне до Пикассо». Её экспозиция регулярно меняется и дополняется временными экспонатами, предоставляемыми другими галереями и владельцами частных коллекций. Анонс этой выставки рядом с входом в музей виден издалека. Вот и на этом фото, сделанном в январе 2018, его видно.
Музей Альбертина, январь 2018
Под названием выставки (а также и на досках с названием музея внизу по обе стороны от входа) можно прочитать: Sammlung Batliner — Коллекция Батлинер.
В 2007 году адвокат из княжества Лихтенштейн Герберт Батлинер и его жена Рита передали Альбертине свою коллекцию из 500 картин и скульптур в качестве наследия (точнее, в доверительное пользование на 10 лет, а затем, если их или их правопреемников удовлетворят условия содержания и экспонирования коллекции, то навсегда).
Герберт и Рита Батлинер начали коллекционировать произведения искусства в 1950-х годах. Их интерес был сосредоточен на произведениях импрессионизма, постимпрессионизма и фовизма. Для расширения коллекции были приобретены произведения немецкого экспрессионизма, особенно группы художников Der Blaue Reiter (Синий всадник) и Die Brucke (Мост), а также образцы русского авангарда и произведения модерна от Миро до Пикассо. Включение этого выдающегося собрания в постоянную коллекцию Альбертины ознаменовало завершение реорганизации музея, начатой в 2000 году.
Свои «картинки» с этой выставки я рассортировал по направлениям, в стилистике которых они написаны, а сами направления (течения) расположил в хронологическом порядке, соответственно дате их возникновения. Характеристики каждого направления и справки о художниках составлены на основе интернет-публикаций. Пояснения к отдельным картинам — мой вольный сокращённый перевод официальных аннотаций к выставленным картинам, в некоторых случаях с собственными комментариями, но такой «отсебятины» немного.
Пабло Пикассо не умещается в рамки никакой классификации — настолько он необъятен и разнолик. Поэтому, в соответствии с названием выставки, его работы замыкают мою фотоэкспозицию.
Основу выставки «От Моне до Пикассо» образца 2019 года, как всегда, составляют произведения из коллекции Батлинер, но присутствуют и «гостевые» произведения, в том числе из коллекции Австрийского Национального банка, других корпоративных и частных коллекций. Принадлежность картин я указал под их названиями.
Импрессиони́зм (от французского impression «впечатление») — одно из крупнейших течений в искусстве последней трети XIX века. Импрессионисты разрабатывали методы и приёмы, которые позволяли наиболее естественно и живо запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолётные впечатления.
Живописная манера, свойственная импрессионизму, зародилась во Франции в 1860-х годах («Завтрак на траве» Э. Мане и др.), но предтечей французских импрессионистов считается английский художник Уильям Тёрнер (1775–1851), мастер романтического пейзажа, акварелист.
Хронологически период активного существования импрессионизма как относительно монолитного течения в живописи можно соотнести с датами проведения совместных выставок художников-импрессионистов. Первая такая выставка состоялась в апреле—мае 1874, последняя восьмая в мае—июне 1886 (все в Париже).
Первая же выставка дала и название движению. По названию картины Моне «Впечатление. Восход солнца» критик Луи Леруа пренебрежительно назвал художников — участников выставки «впечатленцами» (франц. impressionnistes). Парадоксально, но именно этот термин, постепенно утратив начальный негативный смысл, стал официальным наименованием течения в живописи (а затем в литературе и в музыке), оказавшего сильнейшее влияние на развитие искусств последней трети XIX века.
По активности участия в выставках можно «вычислить» наиболее последовательных сторонников импрессионизма: Писсарро (8), Дега (7), Моне (5), Гоген (5), Ренуар (4), Сислей (4). В этом списке нет Эдуарда Мане, который справедливо считается одним из основоположников импрессионизма в живописи. Несмотря на личные дружеские отношения с Моне, Дега и другими молодыми художниками — импрессионистами, Мане учитывал стойкое их неприятие со стороны критики и публики, и своим неучастием в выставках импрессионистов дистанцировался от них в пользу официального (академического) признания своих работ.
Коллекция Импрессионистов в Альбертине не очень богата, и мне показалось, что не все они экспонировались на выставке «От Моне до Пикассо» образца 2019 года. Да и в мои фото-картинки попали не все выставленные экспонаты.
Клод Моне́ (1840–1926) — французский живописец, один из основателей импрессионизма.
Создание картин ан пленэр («вживую») — спонтанное отображение мгновенного восприятия природы через её проявления в свете и цвете — стало основным методом Моне, которому он следовал на протяжении всей своей жизни. Между 1878 и 1882 Моне жил в Ветейя, деревне на Сене. В картине «Вид Ветейя» он вибрирующими мазками передал атмосферу жаркого летнего дня и воздуха, сверкающего в солнечном свете. Ощущение перспективы передано изменением интенсивности цветов: энергичные жёлтые и зелёные для переднего плана и тонкие пастельные тона для неба.
1
Вид Ветейя.
Клод Моне, 1881.
Альбертина, коллекция Батлинер
Поздние работы Моне были созданы в уединении его загородного имения в Гиверни. Он ограничился небольшим количеством мотивов: цветником и экзотическим прудом в японском стиле с водяными лилиями. Если в начале пути он писал живописные виды с прудом и мостом в центре композиции, то в последние годы жизни предпочитал детали и отражения берегов на поверхности воды. Стремление отразить изменчивость цветовой гаммы пруда с водяными лилиями в зависимости от времени суток и сезона года стало его навязчивой идеей. В наследии Моне существует много картин на эту тему. Характерными чертами этого художественного исследования стали отказ от симметрии, отсутствие линии горизонта, совпадение между объективностью и абстракцией, что уже выходит за рамки импрессионизма.
В моей фотоэкспозиции — две картины позднего Моне.
1
Пруд с водяными лилиями.
Клод Моне, 1917-19.
Альбертина, коллекция Батлинер
1
Дом среди роз.
Клод Моне, 1925.
Альбертина, коллекция Батлинер
Неоимпрессионизм
В каталоге восьмой, последней, выставки импрессионистов появились имена двух молодых художников — Поля Синьяка и Жоржа Сёра. Последний представил экспозицию из девяти работ, центральное место в которой занимало монументальное полотно «Воскресный полдень на острове Гранд-Жатт» (1884–1886). По своему размеру, технике исполнения и композиции оно существенно отличалось от произведений других участников вернисажа — импрессионистов.
В картине Сёра использовал новую технику пуантилизма, или дивизионизма. Суть её заключалась в том, что краска наносилась на холст раздельными точками чистого цвета в расчёте на то, что на некотором расстоянии они оптически смешаются в глазах зрителя и дадут нужный тон. Можно сказать, что техника пуантилизма стала отличительным признаком неоимпрессионизма.
Многие импрессионисты скептически относились к новому направлению. Лишь Писсарро встретил его с воодушевлением — стремительное превращение импрессионизма в мейнстрим вызывало у него сомнения в дальнейшей эффективности этого направления, и он примкнул к возглавленному Сёра и Синьяком движению. Неоимпрессионизм в то время ассоциировался с анархизмом, что также могло стать серьёзным аргументом для идейного анархиста Писсарро (не принимавшего, правда, никакого участия в политике), увидевшего в этом течении более «демократический» стиль живописи.
В моей фотоэкспозиции оказались три картины двух авторов, которые могут быть отнесены к неоимпрессионизму.
Поль Синьяк (1863–1935) — французский художник-неоимпрессионист. В марте 1908 года Поль Синьяк посетил венецианскую лагуну и запечатлел её в картине «Венеция. Розовое облако». Как и Клод Моне в своих картинах Венеции того же периода, Синьяк играл с холодными и тёплыми тонами цвета. В отличие от импрессионистов, которые, как правило, создавали картины полностью на пленэре («вживую»), Синьяк написал её спустя год в студии по эскизам, сделанным на месте.
Башни в Антибах.
Поль Синьяк, 1911.
Альбертина, коллекция Батлинер
Тео ван Рейссельберге (1862–1926) — бельгийский художник — неоимпрессионист, пуантилист.
Увидев программную картину Жоржа Сёра «Воскресный полдень на острове Гранд-Жатт» на выставке в Брюсселе в 1887 году, бельгийский художник Тео ван Рейссельберге вскоре переехал в Париж, чтобы присоединиться к неоимпрессионистам. Как и Анри-Эдмонд Кросс, которому Рейссельберге посвятил свою «Сидящую обнажённую», художник изучал теорию спектральной дисперсии цвета и исследовал возможности её применения в картинах.
Большая часть работ одного из величайших художников-неоимпрессионистов хранится в частных коллекциях, и их можно увидеть достаточно редко.
1
Сидящая обнаженная.
Тео ван Рейссельберге, 1905.
Альбертина, коллекция Батлинер.
Постимпрессиони́зм — условное собирательное обозначение неоднородной совокупности основных направлений в европейской (главным образом французской) живописи, начиная с 1880-х гг. до начала XX века.
Художники этого направления отказывались изображать только зримую действительность (как натуралисты) или сиюминутное впечатление (как импрессионисты), а стремились изображать её основные, закономерные элементы, длительные состояния окружающего мира, сущностные состояния жизни, при этом подчас прибегая к декоративной стилизации.
К выдающимся представителям постимпрессионизма в живописи относятся Винсент Ван Гог, Поль Гоген и Поль Сезанн (известный как «отец постимпрессионизма»). Для постимпрессионизма характерны разные творческие системы и техники, объединённые тем, что они отталкивались от импрессионизма. Они сильно повлияли на последующее развитие изобразительного искусства, став основой различных направлений в современной живописи. Крупные мастера своей проблематикой положили начало многим тенденциям изобразительного искусства XX века: работы Ван Гога предвосхитили появление экспрессионизма, Гоген проложил путь к символизму и модерну.
Анри́ де Тулу́з-Лотре́к (фр. de Toulouse-Lautrec; 1864–1901) — французский художник-постимпрессионист из графского рода Тулуз-Лотреков, мастер графики и рекламного плаката.
1
Белая лошадь «Газель».
Анри де Тулуз-Лотрек, 1881.
Альбертина, коллекция Батлинер.
Поль Гоге́н (1848–1903) — французский живописец, скульптор-керамист и график. Наряду с Сезанном и Ван Гогом был крупнейшим представителем постимпрессионизма.
В 1886 году Гоген посещает живописную деревню Понт-Авен на побережье Бретани. Он очарован странными, грубыми пейзажами района и простым образом жизни крестьян.
1
Бретонская женщина.
Поль Гоген, 1888.
Любезно предоставлена Peter Eltz GmbH
Анри Лебаск (1865–1937) — французский художник, художественный стиль которого в разные периоды его творчества относят к импрессионизму, неоимпрессионизму. постимпрессионизму, фовизму.
2
На зелёной скамейке.
Анри Лебаск, 1911.
Альбертина, коллекция Батлинер
Моде́рн (от фр. moderne — современный) — художественное направление в архитектуре, декоративно-прикладном и изобразительном искусстве, распространённое в последнем десятилетии XIX — начале XX века (до начала Первой мировой войны).
В различных странах стиль имел разные названия: во Франции — «ар-нуво» (фр. art nouveau, букв. «новое искусство»); в Англии — «современный стиль» (англ. modern style); в Германии — «югендштиль» (нем. Jugendstil — «молодой стиль»); в Австрии, Чехии и Польше — «сецессион» (нем. Secession — «отделение, обособление»).
Мастера модерна стремились сочетать художественные и утилитарные функции создаваемых произведений, вовлечь в сферу прекрасного все сферы деятельности человека, реализовать идеи «преображения жизни средствами искусства». В этом они следовали традициям романтизма и символизма.
О Венском Сецессионе надо рассказать несколько подробнее, он того заслуживает.
Основан 3 апреля 1897 года Густавом Климтом, Коломаном Мозером и другими художниками, порвавшими с господствовавшим в то время в венском Доме художников академизмом. Примером для них стали Берлинский и Мюнхенский сецессионы. К венскому Сецессиону примкнул выдающийся австрийский архитектор Отто Вагнер (см. https://www.tourister.ru/responses/id_28839), оставивший Вене много замечательных построек в стиле модерн.
В 1898—1899 гг. ученики Отто Вагнера Йозеф Хоффман и Йозеф Мария Ольбрих выстраивают в центре Вены рядом с площадью Карлсплац новое здание — павильон для первой выставки Сецессиона, который венцы сокращённо так и называют «Сецессион». Эта смелая для своего времени постройка поразила венцев своим необычным видом. Здание украшено большим позолоченным куполом с изображением позолоченных лавровых листьев. Интерьеры и окна из цветного стекла были спроектированы Коломаном Мозером. Над главным входом нанесена надпись со словами художественного критика Людвига Хевеши: «Эпохе — своё искусство, искусству — своя свобода», которые можно воспринимать как девиз эпохи модерн в искусстве.
Павильон стал постоянным местом проведения выставок группы. Первая выставка Венского Сецессиона состоялась в 1898 году. Тогда же в целях более широкого распространения своих идей группа стала издавать свой журнал Ver Sacrum (с лат. — «весна священная»); это название также отражено на фасаде здания слева от входа.
Благодаря открытой для многих направлений выставочной политике Сецессиона, венской публике стали известны французские импрессионисты (обалдеть: импрессионисты, регулярные выставки которых проходили в Париже с 1874 года, стали известны венской публике лишь спустя четверть века!). Особую известность получила 14-я выставка Сецессиона 1902 г., которая была посвящена Людвигу ван Бетховену. В центре размещалась статуя Бетховена работы Макса Клингера, которую окружали картины, составляющие «Бетховенский фриз» Климта.
В 1945 году павильон Сецессион был сильно разрушен при бомбардировках Вены авиацией «союзников». Восстановлен в 1985 году в первоначальном его виде.
Несколько отклоняясь от «генеральной линии» моего очерка, даю фото павильона Сецессион, сделанное буквально на ходу 7 мая 2019.
Венский Сецессион, май 2019
Это зримое выражение венского модерна в архитектуре, в котором так удачно пересеклись пути художника Густава Климта и архитектора Отто Вагнера.
К сожалению, в моих «картинках с выставки» модерн в живописи представлен скромно.
Гу́став Климт (1862–1918) — широко известный австрийский художник, основоположник модерна в австрийской живописи. Главным предметом его живописи было женское лицо и тело, ему даже присвоили неофициальный титул «Художник женщин».
Сопоставление аллегории Климта «Водяные нимфы (Серебряные рыбки)» и «Пруда с водяными лилиями» Моне выявляет две очень разные интерпретации «водной» темы, весьма популярной на рубеже веков. Импрессионистское восприятие Моне переменного воздействия света на пруд, который покрыт водяными лилиями, приводит к растворению формы и цвета. Климт придерживается символистской и эротично обозначаемой интерпретации подводного мира. Представленный в бесчисленных нюансах золотого, отфильтрованный солнечный свет смешивается с глубоким зеленым цветом воды, чтобы сформировать таинственный фон для двух демонических, похожих на головастиков нимф и проплывающих серебристых рыбок. И Моне, и Климт реагируют на мимолетность природных явлений, каждый по-своему.
1
Водяные нимфы (Серебряные рыбки).
Густав Климт, 1899.
Постоянное заимствование (бессрочная аренда) Банка Австрии
Аугу́сто Джакоме́тти (ит. Augusto Giacometti, 1877–1947) — швейцарский художник, двоюродный брат художника-импрессиониста Джованни Джакометти. Живописным произведениям Аугусто Джакометти присуще соединение стилей модерна и символизма.
Мир.
Аугусто Джакометти, 1915.
Альбертина, коллекция Батлинер.
Фовизм (от франц. fauve, дикий) — авангардное направление во французском искусстве начала XX века.
Фовистами («дикими») называли группу художников, в которую входили А. Матисс, А. Марке, А. Дерен, М. Вламинк, за «кричащую» выразительность цвета в их картинах. Живопись фовистов отличает плоскостность форм, насыщенность чистых цветов, отказ от светотеневой моделировки и линейной перспективы.
Фовизм зародился в конце 1890-х — начале 1900-х годов в результате живописных экспериментов, которыми занимался со своими учениками (в числе которых был Анри Матисс) символист Г. Моро. Группа заявила о себе на Парижском салоне (1905), где художники выставили свои картины в отдельном зале, в центре которого стояла статуя работы ренессансного скульптора Донателло. Восклицание критика Луи Вокселя: «Донателло среди диких!» — дало название новому направлению в живописи.
Фовисты экспонировали свои работы также на выставках 1906 и 1907 гг., затем группа постепенно распалась, каждый из художников пошёл своим путём. Технические приёмы фовизма использовались также в экспрессионизме.
Анри́ Мати́сс (1869–1954) — французский художник и скульптор, лидер течения фовистов. Известен своими изысканиями в передаче эмоций через цвет и форму.
Улица в Арсей (Street in Arceuil).
Анри Матисс, 1903/04.
Частная коллекция, Европа
Фовисты в своей живописи радикально отошли от принципа подражания природе. Они отказались от деталировочных красок, моделирования светотеней и от построения иллюзии пространства. Вместо этого они пришли к беспрецедентной колористической насыщенности, к эстетической однородности цветовых пространств. Впервые в истории живописи акцент был полностью на цвет, который с этого времени стал считаться индивидуальным средством выражения.
Экспрессиони́зм (от лат. expressio, «выражение») — течение в европейском искусстве эпохи модернизма, получившее наибольшее развитие в первые десятилетия XX века, преимущественно в Германии и Австрии.
Своими предшественниками немецкие экспрессионисты считали постимпрессионистов, которые в конце XIX века, открывая новые экспрессивные возможности цвета и линии, перешли от воспроизведения действительности к выражению собственных субъективных состояний. Драматические полотна Винсента ван Гога, Эдварда Мунка и Джеймса Энсора при всей индивидуальности манер этих художников пронизаны зашкаливающими эмоциями восторга, негодования, ужаса.
В 1905 году немецкий экспрессионизм оформился в группу «Мост», которая бунтовала против поверхностного правдоподобия импрессионистов, стремясь вернуть немецкому искусству утраченные духовное измерение и разнообразие смыслов. В программе «Моста» было много общего с французским фовизмом.
Когда в Веймарской республике после 1924 года установилась относительная стабильность, невнятность идеалов экспрессионистов, их усложнённый язык, индивидуализм художественных манер, неспособность к конструктивной социальной критике привели к закату этого течения. С приходом к власти Гитлера в 1933 году экспрессионизм был объявлен «дегенеративным искусством», а его представители потеряли возможность выставлять свои работы или публиковаться. Более того, иногда их работы публично уничтожались.
Э́двард Мунк (1863–1944) — норвежский живописец и график, один из первых представителей экспрессионизма, самым узнаваемым образом которого стала картина «Крик». Его творчество охвачено мотивами смерти, одиночества, но при этом и жаждой жизни.
Вернувшись в Норвегию в 1909 году после лечения в Копенгагене, Мунк посвятил себя теме зимних пейзажей в Крагеро. Расщеплённые пейзажные панорамы со строгими фьордами диаметрально противоположны его «пейзажам души», написанным на рубеже веков. Огромные снежные просторы богато дополнены тонкими оттенками, с помощью которых художник создаёт контраст со скалами и полосками луга.
Э́гон Ши́ле (нем. Egon Schiele; 1890–1918) — австрийский живописец и график, один из ярчайших представителей австрийского экспрессионизма.
1
Автопортрет в оранжевом халате.
Эгон Шиле, 1913.
Альбертина.
Амеде́о Модилья́ни (1884–1920) — итальянский художник и скульптор, один из самых известных художников конца XIX — начала XX века, представитель экспрессионизма.
В интернет-галереях эта картина называется скромнее — «Женщина в белой рубашке» и т. п. Я привожу название, указанное на выставочной этикетке картины.
Роберт Клосс (1889–1950) рисует цветы, городские пейзажи и портреты в необычных видах и перспективах. При этом он следует кубистским принципам дизайна и, как показывает портрет Терцетты, использует экспрессивную цветовую палитру.
Терцетта.
Роберт Клосс, 1922.
Из коллекции Австрийского Национального банка.
О́скар Коко́шка (1886–1980) — австрийский художник и писатель чешского происхождения, крупнейшая фигура австрийского экспрессионизма.
Оскар Кокошка входит в число наиболее важных сторонников экспрессионистского искусства в Австрии вместе с Эгоном Шиле, Ричардом Герстлем и Максом Оппенгеймером. Дистанцировавшись от модерна на раннем этапе, он разработал оригинальный экспрессионистский стиль. За время пребывания в Дрездене с 1919 по 1923 год он нарисовал девять панорамных пейзажей города. На представленной здесь картине 1923 года художник изобразил вид из окна его студии в академии: мост Августа и мост Марии к Лоссницским холмам.
Мост Августа в Дрездене.
Оскар Кокошка, 1923.
Любезно предоставлен Peter Eltz GmbH
В 1923 году Кокошка взял двухлетний отпуск в Дрезденской академии, где он преподавал с 1919 года, для поездки на юг Франции и Испании, чтобы рисовать там. Путешествуя через Женеву, Ниццу, Марсель, Авиньон и Монпелье, он прибыл на курорт Верне-ле-Бен во французских Пиренеях, где ему пришлось ждать пять дней для получения въездной визы в Испанию. Во время своего пребывания там он нарисовал этот вид из своего номера в Hotel du Portugal над пышным садом, с городским пейзажем Верне-ле-Бен и заснеженными вершинами Пиренеев на дальнем плане.
Вид Верне ле Бан.
Оскар Кокошка, 1925.
Альбертина, коллекция Батлинер
В 1925 году Кокошка посетил ряд знаменитых городов и регионов. Побывав во Франции, Испании и Португалии, весной 1926 года он почувствовал тягу к Лондону и пробыл там полгода. Частым мотивом его творчества стала Темза, «эта главная артерия, протекающая сквозь века», купающаяся в блестящих красках и радужном мерцании. Художник арендовал комнату на восьмом этаже отеля Savoy, откуда он мог наблюдать реку. Там он написал Малый Ландшафт Темзы, с видом от набережной Виктории через Хангерфордский и Вестминстерский мосты к зданиям парламента и шпилям Вестминстерского аббатства. В обширных живописных видах художника реальность растворяется, а цвета становятся прозрачными. Кокошку интересовала не топография, а динамизм города. Его увлечение такими «мировыми пейзажами», как Кокошка назвал свои городские панорамы, вероятно, восходит к пейзажным изображениям XVI века.
После долгих путешествий по Европе Кокошка вернулся в родную Вену в 1931 году. Будучи заклеймен национал-социалистами в 1933 году как «дегенеративный» художник, он эмигрировал в Прагу осенью 1934 года и оставался там до 1938 года. Представленная на выставке картина «В саду» датируется этими трудными годами. Начатая в Вене летом 1934 года, она была закончена в Праге осенью. Это картина-аллегория о подростковом возрасте и взрослении, о невозможной и возможной любви. Чувственная поза созерцательной девичьей фигуры, сидящей в кресле, и раковина, которую девушка прижимает к уху левой рукой, намекают на такие темы, как пробуждение сексуальности и начало новой эры в жизни.
В саду.
Оскар Кокошка, 1934.
Альбертина, коллекция Батлинер
Аванга́рд (от фр. avant-garde — передовой отряд).
Как историческое явление авангард появился в начале XX века, но термин авангард (как прежде романтизм или реализм) не был для группировок самоназванием, а начал употребляться, когда сами группировки уже распались, и то, что их связывало, завершалось или уже стало историей.
Считается, что авторство термина «авангард» принадлежит русскому художнику и критику Александру Бенуа. Весной 1910 года в рецензии на выставку Союза русских художников он разделил всех участвовавших в ней живописцев на авангард, центр и арьергард. Авангардом он иронически назвал нескольких молодых москвичей во главе с М. Ларионовым, которые, по его мнению, слишком далеко зашли вперёд по пути разрушения принятых норм в искусстве.
В Альбертине авангардная живопись представлена именами нескольких русских художников (Шагал, Лентулов, Гончарова, Кандинский и др.), но с этой выставки я «унёс» только две картины Шагала.
Марк Шага́л (фр. Marc Chagall, 1887–1985) — русский и французский художник еврейского происхождения. Помимо графики и живописи занимался также сценографией, писал стихи. Один из самых известных представителей художественного авангарда XX века. Родился в Витебске в 1887 году. Обучаясь в школе, он также брал уроки пения и скрипки, занимался рисованием. Позднее основал художественную академию и пригласил туда в качестве преподавателей известных художников-авангардистов, в т. ч. Казимира Малевича. В 1922 году уехал в Париж.
Во Франции Шагал остался верен живописным мотивам своего детства: человек, поднимающийся на крышу с мешком на спине, коза, петушок, белый арлекин, дома Витебска — все эти элементы были извлечены из его зрительной памяти. Воспоминания, мечта и ностальгия смешиваются вместе, чтобы сформировать поэтическое целое. В своих картинах Шагал во многом предвосхитил сюрреализм.
Витебск, деревенская сцена.
Марк Шагал, 1924/26.
Альбертина, коллекция Батлинер
В поздних работах Шагала одной из центральных тем стала дань уважения Франции, его приёмной стране. Снова и снова он изображал места своего проживания. До войны это в основном Париж, с 1949 года — Лазурный берег, сначала Сен-Джан, затем Ванс, а с 1966 года до конца жизни — Сен-Поль-де-Ванс, средневековый профиль которого узнаваем в следующей картине. Здесь интенсивные оттенки синего, которые часто встречаются в работах позднего периода Шагала, не только выражают эффект южного вечернего неба, но и создают ощущение, что спящая уносится в душевно-духовный мир снов.
Спящая с цветами.
Марк Шагал, 1972.
Альбертина, коллекция Батлинер.
Надо сказать, Сен-Поль-де-Ванс — городок необыкновенный, в своё время он был Меккой французских художников, поэтому неудивительно, что такой художник, как Марк Шагал, нашёл там своё упокоение https://www.tourister.ru/responses/id_24566 .
Новая объективность
Наряду с живописным экспрессионизмом Оскара Кокошки, в 1920-е годы в Австрии утвердилось противоположное движение: Новая объективность. Его название происходит от одноименной выставки постэкспрессионистского искусства в Мангейме в 1925 году. (Немецкий термин Sachlichkeit в разных публикациях переводится в значениях или Объективность, или Вещественность. В данном случае я использую англоязычную версию термина — Subjectivity, т. е. Объективность). Последователи движения стремились к тому, чтобы представить реальность объективным образом. Формально они восходили к эпохе Возрождения и таким мастерам, как Альбрехт Дюрер. Они не только заново открыли замысловатую технику остекления, которая должна была скрывать индивидуальный мазок кисти, но и стремились подражать иконографическим образцам старой немецкой живописи. Наибольшее разнообразие решений, выдвинутых движением «Новая объективность», было в Австрии.
Один из видных представителей движения «Новая объективность» в Австрии — Franz Sedlacek (1891–1945). Работы Франца Седлачека относятся к числу самых ярких событий австрийской гротескной фантастической живописи между войнами. Изучавший химию Седлачек, подражая манере старых мастеров, делал поверхность картин гладкими, как стекло. Его зимние пейзажи свидетельствуют о знакомстве с работами фламандских и голландских художников, таких как Иоахим Патинье или Питер Брейгель Старший.
Зимний пейзаж.
Франц Седлачек, 1925.
Из коллекции Австрийского Национального банка
Вечерний пейзаж.
Франц Седлачек, 1933.
Альбертина
Излюбленными сюжетами Виктора Планка (1904–1941) были портреты, фигурные композиции, пейзажи и обнажённые натуры. На его автопортрете мы видим молодого человека, задумавшегося над печалями этого несправедливого мира.
Автопортрет.
Виктор Планк, 1927.
Из коллекции Австрийского Национального банка
Движение «Новая объективность» возвратилось также к природе, жанру и упорядоченности. Художник Герберт Рейл-Ханиш (1898–1937) занимался переводом человеческих эмоций в так называемые Пейзажи души. Зритель представленной картины смотрит сверху вниз на, казалось бы, средневековый город. Но это не существующий реально город, а идеализированная картина, похожая на игрушечный пейзаж.
Большой порт.
Герберт фон Рейл-Ханиш, 1928.
Из коллекции Австрийского Национального банка
Карл Хофер (1878–1955) — немецкий художник
Девушка с пластинкой.
Карл Хофер, 1941.
Альбертина
Сюрреализм
Манифест сюрреализма Андре Бретона появился в 1924 году. Искусство направлено не на обеспечение правдивой картины видимого мира, а на создание гипер-реальности, на показ скрытой реальности. Шанс и автоматизм, спонтанные методы живописи и письма становятся основой сюрреалистического метода, который стремится раскрыть мир бессознательного, без контроля разума, вне рамок эстетики и моральных соображений. Сюрреализм устраняет разделительные линии между мечтой и реальностью, субъективным и объективным.
Рене́ Магри́тт (1898–1967) — бельгийский художник-сюрреалист. Известен как автор остроумных и вместе с тем поэтически загадочных картин. Наряду с Максом Эрнстом и Джоан Миро Рене Магритт входит в число ведущих представителей сюрреализма.
Представленная на выставке большая картина первоначально служила предварительной проработкой для огромной настенной живописи, которая должна была украсить большой зеркальный зал казино в Кнокке на бельгийском побережье Ла-Манша. Сюрреалистическая панорама, состоящая из восьми частей и озаглавленная Магриттом «Зачарованная территория», цитирует темы и мотивы, которые занимали его с конца войны.
Мистические мечты Поля Дельво вдохновлены «метафизической живописью» Джорджо де Кирико. Дельво, как и Магритт, принимая участие в выставках сюрреалистов, тем не менее дистанцировался от движения. Представленную на выставке картину можно понять как меланхоличный взгляд в прошлое. Женщина в черном на переднем плане наблюдает за похоронным кортежем, движущимся в глубине картины. По дорожке, освещённой газовыми фонарями, двое мужчин несут покрытое саваном тело к холмам на горизонте, где поднимаются несколько древних руин. Очевидно, что это царство мертвых, не связанное больше с реальным миром.
Пейзаж с фонарями.
Поль Дельво, 1958
Альбертина, коллекция Батлинер
Фантастический реализм
Эрнст Фукс (1930–2015) вместе с ещё четырьмя молодыми художниками (Арик Брауэр, Вольфганг Хуттер, Антон Лемден и Рудольф Хауснер) в 1948 году основывает «Венскую школу фантастического реализма» в живописи. Эта группа фактически создала новый стиль в живописи. Фантастический реализм носил выраженный мистико-религиозный характер, обращался к вневременным и вечным темам, исследовал потаённые уголки человеческой души. при этом ориентировался на традиции немецкого Возрождения. Период бурного развития фантастического реализма пришёлся на начало 1960-х годов.
Рудольф Хауснер (1914–1995) — австрийский художник, гравер и скульптор, представитель фантастического реализма.
Это я.
Рудольф Хауснер, 1948.
Музей Вены.
Любопытно, что в разделе «Современное искусство» постоянной экспозиции Альбертины экспонируется картина дочери Рудольфа Хауснера — Ксении Хауснер («Ночь скорпионов», 1995). Я испытал такое мощное её воздействие, что до сих пор при воспоминании об Альбертине прежде всего интуитивно всплывает в зрительной памяти именно это полотно. Да, не всегда природа отдыхает на детях…
Финишный отрезок моих «картинок с выставки» полностью посвящён одному художнику — Пабло Пикассо, который за свою долгую творческую жизнь имел отношения со многими течениями искусства XX века и в то же время не может быть отождествлён ни с одним из них, даже с кубизмом, им основанным.
Па́бло Пика́ссо (1881–1973) — испанский и французский художник, скульптор, график, театральный художник, керамист и дизайнер.
Основоположник (совместно с Жоржем Браком и Хуаном Грисом) кубизма, в котором трёхмерное тело в оригинальной манере изображалось как ряд совмещённых воедино плоскостей. Началом истории кубизма считается картина «Авиньонские девицы», написанная в 1907 году Пикассо, вдохновлённым африканской культурой и творчеством Поля Сезанна. Термин «кубизм» появился в 1908 году, после того как Анри Матисс, увидев картину Ж. Брака «Дома в Эстаке», воскликнул: «Что за кубики!».
Пикассо много работал как график, скульптор, керамист и т. д. Вызвал к жизни массу подражателей и оказал исключительное влияние на развитие изобразительного искусства в XX веке. Согласно оценке Музея современного искусства (Нью-Йорк), Пикассо за свою жизнь создал около 20 тысяч работ.
По результатам опроса 1,4 млн читателей, проведённого газетой The Times в 2009 году, Пикассо — лучший художник среди живших за последние 100 лет. Увы, не могу присоединиться к этой армии почитателей. Не могу сказать ничего дурного, просто — не моё.
Впрочем, каждый может составить своё мнение на примере тех немногочисленных фоторепродукций, которые я здесь представляю. Комментарии к представленным картинам — из официальных выставочных аннотаций, в моём сокращённом пересказе.
Во время Второй мировой войны Пикассо неоднократно предлагали эмигрировать в Соединённые Штаты, однако он остался в оккупированном немцами Париже до его освобождения в 1944 году. Он сказал о своей мотивации: «Я не ищу опасности, но не хочу уступать место насилию. Вот я здесь, и здесь я останусь». В «Натюрморте с гитарой» 1942 года Пикассо без пафоса размышлял о критической ситуации и ужасе через такие простые предметы, как сабля с кроваво-красной ручкой и тёмное, призрачное отражение в зеркале. Постоянная опасность тех дней столь же ощутима в этом натюрморте, как и искусство маленьких повседневных удовольствий, на которые Пикассо намекает в виде оливок, бокала вина, сигары и гитары.
Натюрморт с гитарой.
Пабло Пикассо, 1942.
Альбертина, коллекция Батлинер
В 1940-х годах, после большого перерыва, Пикассо вернулся к своей кубистской фазе: в его искусстве вновь доминируют деформации и множественный взгляд на изображаемый предмет, фигуру, лицо. Несоразмерные физиономии могут быть истолкованы не только психологически как отражение ужасов войны или личных кризисов, но и как восприятие совокупной реальности, которая не поддаётся никакой прямой имитации природы: «Положим, я нарисовал этот кривой нос, так что вы вынуждены видеть нос. Позже вы поймёте, что это не криво. Вы должны просто перестать воспринимать только приятные гармонии и изысканные цвета». Такие портреты, как настоящий пример, встречают отторжение и недоумение: «Если бы все женщины напоминали портреты Пикассо, земля обезлюдела бы к концу века. Мужчины бы разбежались при виде этих трупно-зеленоватых, аморфных, нечеловеческих существ».
Сорри, это не я сочинил, так написано в официальной выставочной аннотации к этой картине.
Женщина в зелёной шляпе.
Пабло Пикассо, 1947.
Альбертина, коллекция Батлинер.
На следующей картине изображена вилла La Galloise в Валлаурисе на юге Франции, в которую Пикассо переехал в 1948 году со своей подругой Франсуазой Жило. В 1949 году там родилась их дочь Палома. На первый взгляд картина кажется идиллической, однако перегруженная композиция и угловатая, энергично агрессивная линейная ткань отражают невыносимую напряжённость между Пикассо и Франсуазой Жило, которая в конечном итоге привела к их расставанию в 1953 году. Уменьшение пространственной глубины, переплетённая архитектура и окружённый стеной сад свидетельствуют о стеснённости и угнетении, в то время как море и парусная лодка выражают желание перемен и нового старта в жизни художника.
В 1953—1954 гг. Пикассо написал серию портретов Сильверетт Давид, которая переехала к своей матери в Валлаурис со своим женихом, английским скульптором. Красивая молодая женщина с волосами, убранными в примечательный хвостик, очаровала Пикассо главным образом потому, что она напоминала киноактрису Брижит Бардо. Большинство портретов серии «Сильветта» Пикассо исполнил в монохромной технике с использованием исключительно оттенков серого, в которой ранее была выполнена его знаменитая антивоенная картина «Герника».
После того, как Пикассо в 1961 году переехал в Мугинс вместе со своей последней спутницей Жаклин Рок, он все больше и больше уходил в себя. Его выразительные поздние работы говорят о его борьбе со старостью, его страхах и эротических фантазиях. Живопись как средство против смерти стала его одержимостью.
В этот поздний период Пикассо часто писал идиллические сцены. В них можно встретить тему флейтиста, ухаживающего за женщиной — тему, которая была очень популярна в венецианской живописи эпохи Возрождения, например, в искусстве Джорджоне и Тициана. Сельская нота картины может быть связана со Средиземноморьем, пасторальным романом и Дафнисом и Хлоей, но также содержит эротическую аллюзию, которая выражается мотивом голубя как символа сексуальной похоти.
1
Обнажённая женщина с птицей и флейтист.
Пабло Пикассо, 1967.
Альбертина, коллекция Батлинер.
В заключение — сугубо личное мнение.
С творчеством Пабло Пикассо я познакомился в далёком уже… XX веке, когда во время вступительной сессии в один из ленинградских институтов впервые посетил Эрмитаж. Шёл просто в музей, а попал на выставку Пикассо — одну из первых в СССР. Впечатления? За столько лет оттенки стёрлись, но самое сильное осталось. Шок. Непонимание. Неприятие. Может быть, единственное полотно, вызвавшее внутренний позитивный отклик — «Девочка на шаре». Это — ранний Пикассо, ещё до кубизма. И сейчас, много лет спустя, в моём восприятии это истинный шедевр. Ещё в серии «Тавромахия» много интересных острых рисунков, есть они и в Альбертине. Остальное… дело вкуса. Возможно, мне его недостаёт.
И ещё один шок испытал я в тот же раз, когда после Пикассо пошёл знакомиться с основной экспозицией Эрмитажа. Шок от импрессионистов. Мы тогда не умели различать, да и не знали, что следом за импрессионистами были ещё нео- и постимпрессионисты, а экспрессионисты — так те совсем даже наоборот…, но в экспозиции они как-то так дружно скучковались, что казались чем-то единым целым. Вот здесь культурный шок был со знаком плюс, потому что всё дремучее естество провинциального паренька потянулось к этим полутонам, размытым силуэтам, к этим неуловимым мимолётностям. Так это было непривычно на фоне русской живописной классики, но и не отрицало её, а как-то расширяло и дополняло.
С тех пор зал импрессионистов стал любимым в Эрмитаже, и каждый раз, когда удаётся туда проникнуть (о, где наши студенческие годы, когда не было этих орд туристов!), первым делом бегу туда. А вот на Пикассо, если бы он был там даже в самом лучшем зале — нет, не побежал бы.
Вот и закончилось наше путешествие из XIX в. XX век, по волнам и течениям трудных поисков служителями искусства своей идентичности в бурном море истории, ломавшем тогда эпохи, традиции и людей. Спасибо всем, у кого хватило терпения на разбирательство многочисленных «измов» (а сколько их ещё осталось даже без упоминания…).