Медресе Абдулкасим Шейха расположено в самом сердце Ташкента, в Национальном парке Алишера Навои. Средневековое учебное заведение, где получали мусульманское просветительское образование будущие учителя, религиозные деятели и государственные служащие, сегодня соседствует с величественными современными зданиями Законодательной палаты Олий Маджлиса (парламента Узбекистана), Дворца бракосочетания «Наврус» и главного концертного зала страны — дворца «Дружбы народов». На их фоне древнее строение выглядит достаточно колоритно и привлекательно.
Бòльшая часть огромного культового комплекса была разрушена в периоды междоусобиц, при землетрясениях и в советские времена. Однако медресе Абдулкасим в этом круговороте событий чудом удалось сохранить свой первоначальный облик. Сегодня оно признается одним важнейших объектов архитектурного и культурного наследия Ташкента.
Предполагается, что культовый ансамбль, состоявший из мечети, медресе, ханаки и бани, был возведен в XVI веке. Он входил в состав общественного центра Янги Махалля, а строения являлись частью архитектурного комплекса мавзолея Хонакойи Муйи Муборак. Однако есть мнение, что медресе было построено Абулкасим ишаном уже в XIX столетии с учетом средневековых традиций исламского зодчества. В любом случае второй этаж здания появился приблизительно в 1864 году в процессе восстановительных работ.
С одной стороны от центрального входа располагались учебные классы (дарсхоны), с другой — жилые комнаты (худжры), рассчитанные на 2–4 студентов. Во внутреннем дворике находился колодец. Кроме основ ислама и законов шариата, в медресе преподавали естественные науки и медицину, а также обучали ремеслам. В свое время здесь учились: основатель узбекского романтизма Абдулла Кадыри, актер и драматург Гулям Зафари, джадид-просветитель, один из основателей Мусульманского народного университета (ныне — Национальный университет Узбекистана) и его первый ректор — Мунавваркори Абдурашидхонов.
В 1919 году учебное заведение по понятным причинам было закрыто. В 1929-м из Средневолжского края сюда прибыли переселенцы, и вплоть до середины 1970-х здание использовалось в качестве жилья для гражданских лиц. Затем здесь обосновалась фабрика игрушек, но о ремонте здания никто не заботился. Мало того, малопривлекательный объект в центре Ташкента предложили снести и построить на его месте современное кафе.
Ситуация повернулась коренным образом в начале 1980-х гг. благодаря молодому и неравнодушному руководителю отдела охраны культурно-исторических памятников города Абдулазизу Мухаммадкаримову. Ему удалось отстоять медресе и передать объект для восстановления в хорошие руки. Реконструкция велась несколько лет и закончилась в августе 1987 года.
В свое время мудрый лидер имел огромный авторитет в Ташкенте как духовный наставник, последователь Бахауддина Накшбанди и служитель народа. Он зарабатывал переплетным делом и бòльшую часть своих доходов передавал учебному заведению.
В 1892 году в Ташкенте случился «Холерный бунт», для подавления которого в город прибыли казаки. Абдулкасымхан сумел объяснить генерал-губернатору, что восстание горожан направлено не против царского правительства, а является лишь следствием запрета на захоронение умерших от холеры без получения специального разрешения от властей. Документ выдавали не сразу, а по законам шариата тело необходимо было предавать земле в день смерти.
Абдулкасим добился отмены рокового указа, вызвавшего кровавый конфликт и расстрел мирных жителей. Организаторов восстания наказали, но авторитетного лидера трогать не посмели. В одной из городских легенд говорится о том, что Абдулкасымхан после описанных событий принес себя в жертву во имя Аллаха и пообещал, что в ближайшее время страшная холера уйдет из города. Ишан покинул Ташкент и вскоре умер. Удивительно, но уже на следующий день заразная болезнь отступила.
Над главным фасадом кирпичного здания медресе доминирует монументальный пештак (парадный входной портал), не украшенный характерным для исламской культуры инкрустированным и расписным декором. В обе стороны от него отходят двухэтажные крылья, завершающиеся угловыми минаретами. Стрельчатые ниши разных размеров имеют однотипную форму. В большинстве из них находятся прямоугольные дверные проемы и окна с ажурными решетками-панджарами, благодаря которым внутрь помещений проникает дневной свет и поступает свежий воздух. На втором этаже имеются лоджии с оригинальным ограждением. Подобное архитектурное решение повторяется во внутреннем дворике медресе.
Изначально на стенах учебного заведения красовались цитаты из Корана и стихи-бейты, носившие воспитательный и просветительный характер. К сожалению, многие оригинальные надписи исчезли из-за халатного отношения к памятнику в XX веке. Молельню (мехробу) отреставрировали в начале 2000-х. В одном из четверостиший, отчеканенных здесь каллиграфическим почерком арабской письменности насталик, указывается истинное предназначение здания.
Благодаря поддержке ташкентского филиала Международного благотворительного фонда «Олтин мерос», в средневековом медресе Абдулкасымхана наставники продолжают обучать желающих традициям национальных ремесел. Фонд был организован в 1996 году как общественная организация, способствующая возрождению богатейшего культурного и исторического наследия страны путем сбора археологических артефактов, этнографических материалов и произведений искусства, воссоздания музеев, организации выставок, сотрудничества с частными коллекционерами и восстановления школ древних народных ремесел.
Сегодня медресе в числе еще 173 объектов находится под попечительством «Олтин Мерос» и входит в охранный список архитектурных памятников Ташкента. В 20 худжрах располагаются художественные отделы, где работают узбекские мастера, представляющие свои творения на выставках разных уровней, в том числе международных. Среди них немало известных лиц, включая членов государственной Академии художеств Узбекистана. В стенах медресе процветает наставничество, мастера делятся опытом и секретами ремесла с молодыми дарованиями.
Внутренний дворик медресе Абдулкасим Шейка никогда не пустует. Здесь часто бывают школьники и студенты, сюда захаживают туристы и заинтересованные горожане. Тут можно увидеть уникальные работы, отличающиеся изящностью узоров и тонкостью линий, характерных для традиционного восточного искусства, а также понаблюдать за процессом творчества ремесленников.
Сегодня в медресе находится Центр национального прикладного искусства. Здесь представлены изделия из металла с гравировкой и дерева с резьбой, расписная керамика, искусно вышитые платки и шарфы, тканые ковры, сумки с национальными узбекскими мотивами, картины и многое другое. Большинство предметов можно купить, в том числе на проходящих тут выставках-ярмарках.
Медресе Абдулкасим Шейха на панораме google.maps
Ближайшие станции метро (Чиланзарская линия) — «Дружбы народов» и «Миллий Бог». От них до медресе нужно пройти пешком 7–10 минут.
До остановки «Метро Миллий Бог» следуют:
До остановки «Площадь Бунёдкор» можно доехать автобусными маршрутами № 11, 13, 32, 47, 51, 100, 111, 141. До остановок «Театр им. Мукуми» и «Площадь Бешагач» довезут маршрутные такси № 17 м и 26 м.
Рядом с медресе расположена автомобильная стоянка, въезд на которую осуществляется со стороны проспекта Бунёдкор. Составить собственный маршрут передвижения можно с помощью удобного сайта.
В Ташкенте работают мобильные службы такси Maxim, Яндекс. Такси, Millennium Tashkent, Uz Taxi, Taxi24 и др.
Медресе Абулкасим Шейха: видео
|
|
|
||||||
|
|
|
Ostrovok.ru – отели, квартиры. Есть кэшбэк Туристера.
Яндекс.Путешествия – отели, квартиры. Есть кэшбэк Туристера.
Trip.com – отели, апартаменты. Есть кэшбэк Туристера.
Отзывов пока нет.
Полезные ссылки:
✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.
✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.
✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.
✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.
✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.
✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.
✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.