Большинство туристов, которые едут в Дубай впервые, обычно стремятся повидать два известных на весь мир торговых центра: Mall of the Emirates и Dubai Mall. И мало кто из путешественников знает о Ibn Batutta Mall, а, между тем, этот торговый центр достоин посещения чуть ли не больше, чем два его популярных соперника. Почему? Потому, что Ibn Battuta Mall — это не просто ТЦ, это настоящий шедевр дизайнерского и архитектурного искусства, а, заодно, и музей, посвященный географическим и научным открытиям Средних веков.
Вид на комплекс "Ибн Батутта Гейт", за которыми прячется Ибн Батутта Молл.
Издалека Ибн Баттута Молл выглядит как средневековый город с куполами, башнями и минаретами, окруженный высокой крепостной стеной.
Главной темой для оформления этого молла стали путешествия знаменитого на весь арабский мир путешественника Мухаммада ибн Абдуллах ибн Мухааммада ат-Танджи (более известного как Ибн Баттута): каждая из 6-ти секций — «дворов»(courts) торгового центра оформлена в стиле одной из тех стран, в которых он побывал.
Перед описанием самого молла, позвольте сказать буквально пару слов о человеке, который поделился с ним своим именем. Ибн Баттута — этот арабский Афанасий Никитин — родился в 1304 г., в Танжере (Марокко) в семье кади (судьи). В 21 год он вперые покинул свой дом, присоединившись к торговому каравану, для того, чтобы совершить хадж — паломничество в Мекку. Дорожные приключения настолько впечатлили марокканского юношу, что он решил предпринять еще одно путешествие.
Фото из экспозиции Ибн Батутта Молл в Персидском дворе.
И понеслось: Тунис, Египет, Персия, Иерусалим, Йемен, Сомали, Византия, Золотая Орда, Индия, Китай, Мавританская Испания, Мали — всего 120 700 км были покорены им на верблюдах, парусных судах и пешком. Не каждый современный турист может похвастаться таким безумным километражом.
Одна страна сменяла другую, но, в конце-концов, пожилой путешественник вернулся в родной город, где получил место кади, и с помощью личного секретаря — Ибн Джузая — написал рихла — книгу своих дорожных приключений длиною в жизнь.
Фото из экспозиции Ибн Батутта Молл в Персидском дворе.
Итак, приглашаю и Вас увидеть средневековый мир времен арабского непоседы. Вот здесь можно посмотреть карту нашего путешествия по торговому центру. Начнем с Андалузского двора (обратите внимание, если Вы приедете на метро, то попадете сразу в Египетской двор. Для того, чтобы увидеть Андалузию, Вам нужно будет повернуть направо и, миновав Двор Туниса, Вы окажетесь в стартовой точке нашей прогулки).
Андалузский двор (Andalusia Court)
Во времена правления династии Омейядов в южной Испании (1013 — 1492 гг) Аль Андалуз (Андалузия или Мавританская Испания) превратилась в одну из самых высокоразвитых стран своего времени. По всему миру гремела ее слава, слава государства, где процветают искусство, наука, образование и архитектура.
Ибн Баттута побывал там в 1350 г., в годы золотого заката этой мусульманской страны. Он посетил три ее самых крупных города: Малагу, Альгаму и Гранаду. Прекрасная Альгамбра («Красный форт»), с ее чудесными двориками, богато украшенными залами дворцов и удивительными фонтанами покорила его больше всего. Она была самым драгоценным бриллиантом в сияющей короне Аль Андалуза, бриллиантом на украшение которого султан Юсуф I не жалел ни сил, ни средств.
Фото из экспозиции Ибн Батутта Молл в Персидском дворе.
Стоит ли писать о том, что именно она стала лейтмотивом в украшении Андалузского двора молла?
Центральный вход в Андалузский двор.
Исламскую архитектуру Мавританской Испании того времени отличало богатство декоративной отделки. И если в более ранний период истории мавры предпочитали кирпич и штукатурку, то позже кирпич был заменен на камень и началось повсеместное использование цветной черепичной кровли.
Учитывая эти особенности, современные дизайнеры и архитекторы оформили вход в Андалузский двор следующим образом:
Вход в Андалузский двор молла.
Красный камень, задействованный в отделке стен, терракотовая черепичная крыша, окна, покрытые замысловатой резьбой, и зубцы на стенах — все напоминает об Альгамбре, которая снаружи была неприступной крепостью, а внутри — роскошным дворцом.
Проходим в гостеприимно распахнутые двери ТЦ и буквально сразу же застываем на месте. Посмотрите на это богатство отделки в первом же, крохотном вестибюле -«предбаннике»: арки, колонны, фонари, деревянный потолок — все так необыкновенно гармонично!
Вестибюль-предбанник.
Еще пара шагов — и мы в Большом зале двора:
В главном зале Андалузского двора.
Идеи для его украшения дизайнеры черпали в оформлении дворца Альгамбры и Большой мечети города Кордовы: высокие потолки и ряды подковообразных и многоярусных красно-белых арок придают ему поистинне царственную величественность.
Арки.
В пассаже, ведущем в следующий двор, их сменяет замысловатая, столь любимая правителями Андалузии, резьба многоярусных белоснежных арок, «опирающихся» на мраморные колонны:
Мраморные арки.
Это оригинальное решение придает всему интерьеру легкость и воздушность:
Пассаж.
Центральные арки Большого зала и пассажа декорированы изящным позолоченным орнаментом, очень похожим на тот, который украшает михраб (нишу в стене мечети, указывающая направление на Мекку) Большой мечети в Кордове:
Такой же, позолоченный растительный узор мы можем видеть и на роскошных деревянных потолка пассажа:
В центре Большого зала расположилось главное украшение Андалузского двора — «Львиный фонтан», так похожий на фонтан во Львином дворике Альгамбры.
Фонтан в Андалузском дворе.
Кстати, с удивлением узнала, что мавританский фонтан в Львином дворике изначально был не просто фонтаном, но еще и часами: каждый час вода лилась строго из определенной скульптуры. После завоевания Альгамбры испанцами, какие-то «самоделкины» разобрали фонтан, чтобы узнать как он устроен, а собрать обратно правильно не смогли. С тех пор его часы перестали работать, и он превратился в обычный, пусть и очень красивый, фонтан.
«Львиный фонтан» молла окружен величественными мраморными колоннами, а купол над ними сделан в форме звезды:
Потолок над фонтаном.
Эта идея позаимствована у дивного в своей красоте «Зала Абенсеррахов».
Звездную форму купола также подчеркивает потолок из тяжелых деревянных балок:
с которого свисает грандиозная люстра, придающая всему образу гармоничную завершенность.
В конце пассажа, который ведет к Двору Туниса, находится первая экспозиция торгового центра, посвященная первопроходцам авиации. Прежде всего — средневековому арабскому изобретателю планера — Аббасу бин Фирнасу из Кордовы.
Фото экспозиции Андалузского двора.
Человек издревле мечтал о полете. Сколько старинных сказок повествует о том, как люди получали возможность нарушить законы природы и оторваться от земли! Самой известная из них, бесспорно, легенда о Дедале и Икаре, изготовивших крылья из воска и перьев. Существовали ли эти герои на самом деле, неизвестно, но факт остается фактом: свои первые летательные аппараты человек изобретал, руководствуясь подсказками живой природы, отталкиваясь от строения и структуры птичьего скелета, от свойств пера и крыла.
Фото экспозиции Андалузского двора.
Так, в IX в. арабский изобретатель из Кордовы Аббас бин Фирнас создал летательный аппарат и совершил первый, документально зафиксированный, полет.
Аббас бин Фирнас и его летательный аппарат.
Планер, который он придумал, состоял из обтянутой шелком бамбуковой рамы, части которой были связаны друг с другом. Почему Аббас использовал именно шелк и бамбук? Потому, что шелк был самым легким и самым прочным материалом того времени, а бамбук, такой же легкий и полый внутри, как и кости птиц, позволил существенно сократить вес конструкции.
Кроме того, он изобрел хитроумную систему ремней, которая позволяла ему управлять планером, не совершая махов руками. Напоследок, он покрыл крылья (размах которых был около 5 метров) и одежду птичьими перьями.
Летательный аппарат Аббаса бин Фирнаса.
Более тысячи лет назад, стоя на высоком холме у Кордовы, арабский изобретатель сказал приглашенной публике, которая должна была стать свидетелем первого полета: «Сейчас я вас оставлю. Направляя эти крылья вверх и вниз, я взлечу как птица, и, если все пойдет хорошо, после полета смогу вернуться к вам целым и невредимым.»
И он взлетел, прыгнув с высокого холма! И некоторое время держался в воздухе, что свидетельствует о хороших летательных характеристиках его планера. Но… Но момент приземления был ужасным: Аббас бин Фирнас сломал крылья своей машины, и повредил себе спину, дорого заплатив за недолгие мгновенья абсолютной свободы.
Причину этой досадной неудачи исследователи видят в том, что
а) у летательного аппарата не было хвоста, что не позволило осуществить полноценный контроль планера;
б) изобретатель к тому моменту был уже пожилым, 70-летним человеком и его физические возможности и реакции были уже не на высоте.
Покоритель небес.
Да, первый полет на планере окзался не совсем удачым, но он вдохновил других людей по всему миру на новые попытки. Полет Аббаса пытались повторить в средневековых Туркменистане, Англии и Турции Нового времени. За основу для своих разработок летательную машину арабского изобретателя использвали итальянец Леонардо да Винчи и немец Отто Лилиенталь. Более того, исследования Аббаса бин Фирнаса относительно стабилизации и контроля планера в воздухе существенно помогли в разработке летательного аппарата братьев Райт. И стоит ли говорить, что планер Аббаса бин Фирнаса был первым, крошечным шажком большого пути к прекрасным в своей неудержимой свободе самолетам?
Двор Туниса (Tunisia Court).
Идем все дальше вглубь торгового центра. Минуем резную беломраморную арку и…
неожиданно оказываемся под ярким голубым небом на улице приморского северо-африканского города
Добро пожаловать в Тунис!
В 21 год Ибн Баттута покинул свой дом в Танжере для того, чтобы совершить паломничество в Мекку. Путешествуя с купеческим караваном, он посетил многие населенные пункты северо-африканского побережья. Тунис выделялся среди них не только своим громадным портом и рынками, на которых можно было купить такие экзотические товары как золото, словновую кость, рабов или страусиные перья, но и прекрасными мечетями, дворцами, общественными парками и образовательными центрами. А потому второй двор молла посвящен именно ему, Тунису XIV в.
Большой зал двора Туниса.
Большой зал двора создает атмосферу погружения в обычную жизнь арабского приморского города. Оштукатуренные, беленые стены с дверями и ставнями, окрашенными в голубой цвет,
а также изящными резными балкончиками
словно переносят нас на узкие живописные улочки его торгового района.
Это ощущение усиливают уличные фонари и бра, закрепленные на стенах домов кронштейнами в тунисском стиле:
Вообще, в этом дворе молла очень много внимания уделено деталям: резным решеткам окон, зубцам, изящной штукатурке на стенах
и, конечно, изразцам, которых здесь превеликое множество:
И все они такие необычные, такие разные, такие красивые! Можно полчаса бродить по узким мощеным улочкам и любоваться ими, любоваться, любоваться…
Эта яркие, веселые изразцы наряду с разноцветными окнами
придает светлым, строгим зданиям жизнерадостность и легкую игривость. Интересно, что такую идею оформления секции дизайнеры почерпнули у старинных марокканских и тунисских мечетей и медресе.
Впрочем, как и изящные, стройные силуэты минаретов, устремленных в высь:
и столь харктерные для мусульманских городов куполообразные очертания крыш:
В Средневековье многие североафриканские города были обнесены высокими крепостными стенами — это еще одна из характерных архитектурных форм для данной местности. Присутствует она и здесь: грозные, крепкие стены тунисского двора украшены маленькими, неглубокими нишами и увенчаны зубцами.
А городские ворота представляют собой каменные арки, покоящиеся на известняковых колоннах:
Ресторанный дворик (Food Court).
Мощные крепости Монастира и Сусса также были источником вдохновения для дизайнеров при оформлении ресторанного дворика. Его главный вход, украшенный арабесками, копирует типичные ворота в тунисский дворец или на рыночную площадь:
Огромные глинянные вазы, расставленные по всему двору, являются завершающим штрихом в этой картине северо-африканского города:
Вестибюли.
С улицы во двор Туниса ведут два входа. Дальний вход примечателен своей крепостной башней
с лазурным потолком головокружительной высоты:
а также изразцами, фигурной штукатуркой и пастельной росписью арок сводчатого потолка вестибюля, так похожей на росписи в мечети Кабы:
Но, по мне, он и вполовину не так хорош, как вестибюль ближнего входа:
Полюбуйтесь на его дивный потолок ну просто сногсшибательной красы:
Такие яркие, сиящие краски! Сам узор напоминает о росписях марокканского дворца Аль Бахья. Интересно, что центральной частью каждого элемента узора явлется маленький стразик, который, отражая свет фонарей в марокканском вкусе, придает всему потолку какое-то загадочное, колдовское мерцание:
Фонарь в марокканском стиле.
Потолком этим можно любоваться просто бесконечно, но на ждут еще четыре прекрасных двора Ibn Battuta Mall. Поэтому…
Продолжение о Египетском и Персидском дворах читайте здесь.
Продолжение об Индийском и Китайском дворах читайте здесь.