Музей Сиде расположен на территории древнего города в Сиде, рядом с Воротами Веспасиана и Римским Амфитеатром.
Музей Сиде расположен на территории древнего города в Сиде, рядом с Воротами Веспасиана и Римским Амфитеатром.
Музей является археологическим, в нем представлены экспонаты античного искусства, хотя это и не зафиксировано в названии самого музея. Называется он просто " Музей Сиде». Музей не очень большой, но с хорошей исторической экспозицией.
Мое видео по теме:
Музей Сиде. Экспозиция на улице (Side Müzesi. Açık Teşhir / The Museum of Side Outdoor Exposition)
Город Сиде был основан греками в VII в. до н. э. недалеко от реки Мелас (сейчас — Манавгат) и являлся важным портовым, торговым и ремесленным центром древней Памфилии (область Малой Азии). «Сиде» в переводе с древнегреческого означало «гранат». В разные эпохи город находился под владычеством сначала Древней Греции, потом Римской Империи, Византии, турков-сельджуков, Османской империи. Поначалу это был крупный, процветающий город, но в средние века из-за постоянных набегов арабов потерял свое ключевое значение.
Музей Сиде основан на месте бывших древнеримских бань (II век н. э.). После археологических раскопок в Сиде (1947—1967 гг.) бывшие бани-термы отреставрировали, сделали там современные перекрытия и отдали под археологический музей.
Часы работы Музея:
Зимний период (ноябрь — март): 10:00 — 16:00 (билетная касса до 15:45)
Летний период (апрель—октябрь): 8:30 — 19:00 (билетная касса до 18:45)
Возможны ограничения из-за пандемии СOVID-19, лучше уточнять это уже на месте.
Цена входного билета:
25ТЛ (оплата только в турецких лирах), для детей вход бесплатный.
Территория музея делится на «открытую» часть («музей под открытым небом» во внутреннем дворе) и экспозицию внутри отреставрированных помещений римских бань.
Экспонаты встречают посетителей музея прямо на входе во внутренний двор.
Прогуливаясь на свежем воздухе по внутреннему саду музея, в окружении сосен, кустов роз на изумрудной траве, можно осмотреть часть коллекции музея: части римских колонн, капителей, каменных дорожных миль, части лепнины и барельефов, плиты и надгробные камни с древними надписями, саркофаги и погребальные урны, куски мраморных стен с образцами резьбы по камню, каменные прессы для масла и вина, глиняные сосуды для их хранения, статуи и рельефы божеств древнего мира, статуи животных и многое другое.
Здесь собрано все то, что из-за своих больших размеров невозможно расположить в стенах самого музея. Остальные ценные экспонаты, требущие особых условий хранения внутри музея.
Слева от главной аллеи расположена реставрационная мастерская под открытым небом. Вход туда огорожен и запрещен для посетителей.
Прогуливаясь по главной аллее Музея, в тени высоких сосновых деревьев можно рассматривать каменные прессы, которые использовали в древности для выжимки оливкового масла и вина из винограда, а также большие глиняные сосуды для их хранения и перевозки, части лепнины, барельефов, капителей, саркофагов с великолепной для той эпохи резьбой по камню, различные надписи на каменных плитах.
Могут заинтересовать и части барельефов, саркофагов с великолепной резьбой по камню.
Можно долго бродить по саду Музея и разглядывать сохранившиеся части различных по стилю и времени создания колонн и их капителей.
Интересным экспонатом является пьедестал базальтовой колонны позднего Хеттского периода (1200–700 г. до н. э.). Хеттское Царство — было могущественной древней державой на территории Малой Азии. Это самый древний артефакт, находящийся в Музее. Он был найден в море недалеко от руин Храма Аполлона в Сиде.
Хорошо сохранились Капители Коринфских древнегреческих колонн. Их характерным признаком является капитель в виде плодовой или цветочной корзины. Растительный орнамент повторял черты листьев репейника и аканта. Этот ордер был изобретён скульптором Каллимахом из Коринфа (отсюда и название). Легенда гласит, что скульптор прогуливался по кладбищу и увидел на могиле недавно умершей девушки корзину с её вещами, которую принесла её кормилица. Плетённую корзину овили листья буйно растущего аканта. Эта корзина стала прообразом капители нового ордера — коринфского, а сам ордер стали называть «девичьим». Коринфские капители восхищают своей яркой, пышной красотой и изяществом.
В Музее представлены также и Ионические Капители древнегреческих колонн. Их характерной чертой является два симметрично расположенные спиралевидные завитка — волюты. Ионические капители колонн наполнены утонченностью, мягкостью, гармоничностью и спокойствием. Они привлекают внимание своей благородной, сдержанной красотой, легкостью пропорций и симметричностью. Поэтому этот ордер соответствовал женскому началу. Эта женственность особенно явно подчеркивают волю́ты, имеющие сходство с локонами волос, уложенными в прическу.
Одно из интересных мест в саду Музея это зона, где выставлены саркофаги и погребальные урны Римского периода. В период расцвета Римской империи не скупились на богатые похороны и увековечивание своей памяти в веках, поэтому в зависимости от достатка семьи усопших хоронили в пышно украшенных или украшенных попроще саркофагах и урнах. Древние римляне хорошо разбирались в искусстве, и даже саркофаги мастера умудрялись превращать в шедевры мирового искусства, воплощая на их стенках различные мифологические сюжеты и образы античных божеств…
В частности, в саду Музея внимание привлекает саркофаг с эротами (античными божествами любви), с пышными кудрявыми шевелюрами и крыльями за спиной. Каждый из них держит в руках цветочно-фруктовую гирлянду, обвитую лентами. Их взоры обращены друг на друга, и они образуют симметричную композицию на боковых стенках саркофага. По центру композиции амфора для вина и виноградная лоза. Можно только восхититься насколько точно передана анотомия и красота тел, как четко проработаны детали: завитки волос, перья на крыльях и т. д.
Также нельзя пройти мимо крышки саркофага с возлежащей на ней скульптурой мужчины в одежде-хитоне. Скульптура не целостная, на шее заметен шов. Так что вполне может быть, что голова скульптуры — это часть от другого саркофага или статуи. На крышках римских саркофагов часто можно было увидеть скульптуры тех, кто был погребен в них, в своем собственном обличье, или в образе античного бога или богини. На их лицах, как правило, выражения спокойствия, мира, счастья, взгляд задумчив и обращен в другую вечную загробную жизнь.
В саду Музея так же можно встретить скульптуры Древней Греции и Рима.
Удачной находкой археологов на раскопках неподалеку от Амфитеатра Сиде считаются почти полностью сохранившиеся статуи двух львов. Предположительно, они могли быть украшением Амфитеатра, где проводились бои гладиаторов и животных, или же украшали вход в один из богатых домов высокопоставленного вельможи.
Образ льва — самый распространённый в скульптурном искусстве. Этот образ символизирует власть, силу, царство, богатство. Поэтому дома всех высокопоставленных и власть имущих граждан украшались этими царственными животными. Также лев — это символ мощи, проворства, храбрости, бесстрашия, способности справиться с любым врагом. Поэтому есть выражение «драться как лев». Все эти перечисленные качества очень высоко ценились в человеческом обществе.
Так же во дворе Музея есть несколько статуй Богини Ники, которые были найдены около городских Ворот старого города Сиде. К сожалению, до наших времен статуи сохранились лишь частично. Статуи обезглавлены, отсутствуют крылья, руки. Ника — древнегреческая богиня победы, крылатая покровительница триумфа и вечная спутница сражений. В ее покровительстве нуждались и войны на полях сражений, и участники Олимпиад, и люди искусства. Она всегда присутствовала там, где был дух состязания и победы. Она всегда изображалась с распростертыми крыльями как бы парящей над землёй; её атрибуты — повязка и лавровый венок, или ветка пальмы, или оружие -трофей.
Во дворе Музея выставлены уцелевшие и сохранившиеся фасадные блоки Фонтана позднего римско-византийского периода. В них можно заметить сочетание традиций античного искусства с новыми веяниями раннего христианского искусства. На блоках можно разглядеть чаши, цветочные гирлянды, виноградные лозы, бычьи головы, что можно отнести к античным традициям, а также можно увидеть рельефы крестов, что относится к раннему христианству. Вода для фонтана в древности доставлялась из протекающей здесь недалеко реки Манавгат (в древности она называлась Мелас) с помощью акведука (древнего водопровода).
Античные фонтаны — мало сохранившиеся памятники архитектуры того времени, так как зачастую они были разобраны на строительный материал для зданий и новых фонтанов в средневековую эпоху.
Представляют интерес в саду Музея различные барельефы.
Например, Барельеф Гладиаторов. На нем изображены сражающиеся гладиаторы в доспехах и львы.
Есть барельефы мифологического персонажа — Медузы Горгоны. Он был найден археологами при раскопках возле Храма Аполлона в Сиде. Возможно, он выполнял роль своеобразного оберега и защиты храма от злых сил.
Медуза Горгона — одна из самых узнаваемых фигур античного искусства. При создании своих композиций древние архитекторы и скульпторы часто использовали лепное изображение Головы Горгоны со змеями вместо волос. Учитывая магическую способность Медузы превращать все, на что обращается ее взгляд в камень, Горгона стала своеобразным символом для защиты от негатива и сглаза. В искусстве появился отдельный термин — горгонейон. Со времен античности горгонейон был широко распространен в убранстве храмов архаического периода.
Барельефы с оружием и воинскими доспехами.
Этот барельеф был найден при раскопках у Восточных ворот старого города Сиде. На нем изображены доспехи, шлемы и мечи. Скорее всего сам барельеф относится к греческому периоду, но потом был повторно использован в более поздние времена для украшения городских ворот
Во дворе музея представлены также такое сооружение прошлых эпох, как Солнечные часы. Они украшены сохранившимися фрагментами статуй божеств, людей и животных, выставленных в каменных нишах вокруг циферблата Солнечных Часов.
С помощью этого устройства время определяли по изменению длины тени от гномона (в данном случае колонны) и её движению по расчерченному на поверхности циферблату. Когда Солнце движется по небосклону, тень от гномона падает на циферблат, и таким образом можно измерить и определить время суток Появление этих часов связано с моментом, когда человек осознал взаимосвязь между длиной и положением солнечной тени от тех или иных предметов и положением Солнца на небе.
Во внутреннем дворе Музея есть также артефакты периода турков-сельджуков: могильные камни с надписями арабской вязью, плиты с надписями из каравансарая.
В самом конце тенистая аллея Музея выходит к морю, там есть уютная беседка, обвитая виноградником. В ней можно посидеть на скамейках, полюбоваться морем и осмыслить все увиденное в Музее Сиде.
Музей Сиде стоит посетить любителям античного искусства и архитектуры. Возраст экспонатов и тонкая работа античных скульпторов поразительны!