Думаю, не только со мной так бывает, когда что-то всем известное, а то и знаменитое, до поры будто прячется. Хотя уму непостижимо, как в наше время всепроникающей из тьмущей тьмы источников информации это возможно, но тем не менее! Подобной «невидимкой» оказалась для меня стамбульская мечеть Фатих, о которой я совсем недавно даже и не слышала.
Если учесть, что мечеть эта считается одной из главнейших мусульманских святынь Стамбула, и что в самый мой первый визит на берега Босфора именно мечети меня интересовали чрезвычайно, а потому прочитано о них было немало, «исчезновение» ее из поля зрения — загадка, да и только. Впрочем, для себя такого рода странности давно уже объясняю тем, что, всё в нашей жизни случается тогда, когда дОлжно. Очевидно, звезды, оказались в правильной позиции минувшей осенью, и мечеть Фатих вдруг возникла передо мной, когда я «бродила» по карте Стамбула, готовясь к предстоящей поездке. Почитала, изумилась, и, конечно, тут же включила ее в один из своих маршрутов по городу
16
Жила я неподалеку от площади Султанахмет. Дабы попасть отсюда к мечети, на трамвае № 1 надо доехать до остановки Аксарай, а дальше шагать ножками сначала по бульвару Ататюрка, а потом свернуть налево на улицу Маджар Кардешлер (Macar Kardesler), которая перейдет в Февзи Паша (Fevzi Pasa). Один квартал вперед и вы на месте. Если живете рядом с метро, можно доехать до станций Аксарай или Эмниет-Фатих и минут десять пройти пешком. Не промахнетесь точно: и сама мечеть огромная, и территория вокруг нее немаленькая. Впечатляет и пространство двора, вымощенное мраморными плитами.
А также есть тут небольшой парк со скамейками (часть из них под навесами от солнца, хотя, мне кажется, огромные платаны ничуть не хуже с этим справляются), с фонтаном и детскими площадками. Прекрасное место отдыха для жителей прилегающих районов. Чем эти самые жители весьма активно пользуются.
10
Ну, и прежде чем перейти к «высокому» не могу не упомянуть о вещи прозаической, но порой жизненно необходимой. И тоже здесь весьма впечатляющей! Увидав всем известный интернациональный знак, прошла в указанном направлении и оторопела: эскалатор! Да-да, к туалету здесь спускаются на подземный уровень таким вот образом! Причем, эскалатор не какой-нибудь жизнью замученный, а не хуже, чем в шикарных ТЦ! Само заведение тоже заслуживает всяческих похвал — идеальная чистота и множество кабинок. Кстати, за день до того побывала в новенькой мечети Чамлдыджа, так в тамошнем WC, увы и ах, уже очень заметна «усталость». Не иначе на материалах сэкономили… Здесь же, по всему судя, делали на совесть. Ну, однако, поднимаемся наверх и больше не отвлекаемся))
Наверное, еще на первом фото внимание тех, кто знаком с греческими храмами, привлекло небольшое строение в характерную полоску, примыкающее к зданию мечети с восточной стороны. Честно говоря, не знаю его возраст, но обликом своим оно определенно на мысли о византийском прошлом этого места наводит.
9
Дело в том, что мечеть Фатих — первый мусульманский храм, построенный на территории города после того, как он перешел во владение Османской империи — стоит на месте церкви Святых Апостолов, первого и главного храма Константинополя, бывшего еще и усыпальницей-мавзолеем правителей Византии, начиная с IV века, в том числе святых равноапостольных Константина и Елены, святых Феодосия I Великого, императора Юстиниана I Великого (при котором была возведена Святая София), императрицы Феодоры и почти всех прочих византийских императоров вплоть до начала IX века.
В алтаре храма, по некоторым сведениям в 336 году, еще при Константине Великом, были помещены мощи святых апостолов Луки, Андрея и Тимофея. Позднее — раки с мощами святителей Иоанна Златоуста и Григория Богослова.
Вероятнее всего, церковь эта была единственной из христианских культовых построек Константинополя завершенных к моменту кончины императора Константина (337 год). Надо полагать, главный храм столицы Восточной Римской империи был великолепным, но теперь мы можем лишь догадываться об этом. Единственное, что от него сохранилось — колонны в изящном внутреннем дворике мечети.
12
И впору было бы исполнить здесь одну из многочисленных частей «реквиема по Константинополю», но мне почему-то никогда этого в Стамбуле не хочется. Смысл? Дела давно минувших дней…
Хотя, конечно, мечеть Фатих это в некотором роде символ падения Византии и образования государства Османов, зримое воплощение перехода от христианской веры к исламу.
Справедливости ради, стоит все же отметить, что султан Мехмед II после завоевания Константинополя, отдавая должное былому статусу этой церкви (а она на тот момент пребывала в довольно ветхом состоянии), передал ее патриарху Геннадию Схоларию для использования в качестве кафедрального собора. Однако, Схоларий оказался не готов нести тяготы по ремонту и содержанию храма Двенадцати апостолов в сложившихся условиях и вскоре вернул его новым хозяевам города.
Ну, а у них хватало и сил, и средств. Церковь была снесена и на ее месте по проекту и под руководством знаменитого зодчего Атика Синана в 1463 — 1470 годах возведена была великолепная мечеть и прилегающий к ней комплекс, в который входили восемь медресе, начальная школа, библиотека, хамам, лечебница, кухни, в которых готовили бесплатную еду для бедняков. Располагались здесь также караван-сарай и базар.
Были предусмотрены и места для захоронения, на которых со временем появились различные тюрбе, в том числе матери султана Мехмеда Фатиха.
Ко времени завершения строительства территория, на которой располагались все эти строения, представляла собой квадрат со стороной в 325 метров. Собственно и сейчас длиннющая стена ограды мечети, тянущаяся вдоль улицы Февзи Паша, впечатляет.
Мечеть Фатих стала первой крупной постройкой на территории Стамбула, возведенной по канонам классической османской архитектуры. Однако заказчик-повелитель остался недоволен: он хотел, чтобы «его» мечеть превзошла величием Святую Софию, но… Купол оказался куда скромнее диаметром и недостаточно высок, Айя-София так и осталась самым грандиозным храмом теперь уже Стамбула, и по легенде разгневанный Мехмед II приказал лишить Синана обеих рук…
К сожалению, от творения великого Синана в нынешней мечети мало что сохранилось. С утратами, но пережившая три землетрясения (в 1509, 1556 и 1754 годах), четвертым — 22 мая 1766 года — она была полностью разрушена. Здание, которое мы видим сейчас, построено в 1771-м Мимаром Мехмедом Тахиром при султане Мустафе III в. стиле османского барокко.
Из века пятнадцатого до наших дней дошли лишь портал, низ минаретов и внутренний дворик. (Тот, что с колоннами храма Святых Апостолов. Они еще и разноцветные — часть розового мрамора, часть зеленоватые, пятнистые — из змеевика).
12
Минаретов в мечети два, на каждом по два шерефе (балкончика).
Удивительное дело, но пишут, что михраб мечети сохранился неизменным со времен первоначальной постройки — каким-то образом выстоял после обрушения купола и стен.
В целом же интерьер очень и очень напоминает как раз творения Атика Синана, хотя создавался гораздо позже и другим архитектором. Если раньше довелось увидеть хотя бы одно из них, моментально это почувствуешь.
Почему-то по Сети кочует мнение о том, что «откровенно портит впечатление белая плитка, использованная во внутренней отделке», и что она «не идёт в никакое сравнение с изникской керамикой, составляющей великолепие таких зданий как мечеть Рустема-паши или Голубой мечети».
Прочитав, недоумевала: в смысле?! А что ВСЕ мечети обязаны быть снизу-довехру в изразцах? В той же Сулеймание или в мечети Шехзаде тоже «белые» стены… Войдя внутрь, убедилась: лично мне «белая плитка» ничуть не мешает. Легкое, воздушное пространство, наполненное светом, льющимся через множество окон с витражами.
15
К тому же стены вовсе и не белые, а светло-серые с прожилками. В ракушке над центральным входом будто огонёк горит, на дугах арок серый перемежается с зеленым.
12
Где тут вообще белое?! Разве что на сводах куполов, но и там не сплошь белый, а росписи.
11
Всегда в мечетях подмечаю минбары; здешний выглядит сдержанно-элегантно, хотя и создавался в эпоху барокко.
12
А больше всего понравились мне тут ковры — пиршество!
13
10
Заскучавшим при виде «белых стен», категорически рекомендую глянуть под ноги))
13
Алое великолепие с роскошными узорами!
13
13
Я не успокоилась, пока не отыскала абсолютно все вариации встречающихся здесь букетов, розеток, сердец, затканных прекрасными цветами.
11
16
9
Конечно же, я знала, что возле мечети находится тюрбе Мехмеда II, султана чрезвычайно почитаемого в Османской империи, а теперь и в Турции.
Считается, что рождение величайшего правителя в истории Османов было предначертано. Легенда гласит, что «проповедник Хаджи Байрам Вели предсказал султану Мураду II рождение сына, который сможет покончить с Византией. В день рождения Мехмеда — 30 марта 1432 года — его отец-повелитель читал Коран. Во время прочтения 48-й суры „Аль-Фатх“ (Победа) слуги сообщили о том, что наложница Хюма-Хатун родила мальчика».
Слово «фатих» — завоеватель — к имени султана Мехмеда прибавилось после взятия Константинополя. Предсказание сбылось… Султану Мехмеду на тот момент только-только исполнился 21 год…
Впоследствии битв и войн в его жизни было еще множество. Фатих Мехмед увеличит государство османов в размерах более чем втрое и провозгласит его Османской империей, которая просуществует несколько столетий. Во многом благодаря военным и административным реформам Мехмеда II.
Кроме того султан был покровителем искусства и науки. Он строил мечети, медресе, библиотеки, которые до сих пор служат свидетельством его величия. (Только не надо думать, что великий правитель был святым. Одна лишь история с несчастным Синаном чего стоит!).
При вступлении на престол каждый новый султан в обязательном порядке посещал могилу Мехмеда-Фатиха, а затем отправлялся в мечеть Эйюп-Султан, где его еще и опоясывали мечом Мехмеда II.
В наше время к мавзолею постоянно стекаются паломники. И именно по этой причине я поначалу не была уверена, что мне стоит в тюрбе заходить.
17
Но очень уж красив павильон, особенно характерная для дворцовых построек Стамбула крыша, выступ которой украшен великолепными узорами.
12
К тому же увидела, что и женщины входят внутрь. Рискнула и я…
Восхитившись расписным потолком и фонариком, как из восточной сказки, еще в помещении, предваряющем собственно тюрбе.
12
Здесь полагается снять обувь.
Ну, а дальше — и вовсе АХ, которого я совсем не ожидала: все прежде виденные тюрбе были весьма скромными. Тут же — росписи, роскошная люстра,
16
9
14
витражи в верхнем ряде окон, ажурные золотистые решетки — в нижнем,
10
прекрасные старинные часы на одной из стен.
11
Барокко во всей красе! (Нынешнее тюрбе, как и мечеть, было перестроено после землетрясения).
12
Бирюзовый ковер, а в центре, окруженное серебристой решеткой, надгробие, удивляющее своими размерами: раза в полтора больше общепринятых. Соответственно больше обычного и тюрбан, надгробие венчающий.
13
Ковер — мягкий-мягкий, посидела на нем тихонечко… Разглядывая окружающее великолепие, стараясь не мешать тем, кто пришел сюда не любопытства ради.
Заинтересовало меня одно из окон, не настоящее, а нарисованное.
10
Почему-то изображение разделено на две части — одна половина яркая, повторяющая роспись стен, с цветочной веткой, вторая — будто стекло, за которым нечто серое.
9
Даже подумалось, что это контраст двух миров — высшего, с его райскими кущами, и реального…
Выходя, снова фонариком полюбовалась — хорош!
11
Неподалеку от тюрбе великого султана похоронена одна из жен Фатиха — Гюльбахар Хатун. Ее сын Баязид II станет преемником отца. Вот здесь как раз интерьер привычно лаконичный, из украшений одна лишь люстра, да и то по меркам восточных владык выглядит она довольно скромно.
7
О тюрбе Гюльбахар по Сети, как и о «белой плитке» тоже гуляет странная информация: мол, ставни окон в нем всегда наглухо закрыты. И я даже расстроилась, убедившись, что ничего подобного. Наверное, при закрытых окнах все здесь выглядит немного таинственным…
По преданию «будущая супруга султана прибыла из французских земель. На родине она носила титул принцессы, и в скором времени должна была сочетаться узами брака с правителем Византии. Но брак не состоялся. Вместо этого Гюльбахар стала наложницей в гареме Мехмеда Завоевателя. Красавица не пожелала принять мусульманскую веру, до конца дней оставаясь христианкой. Поэтому, согласно древним исламским верованиям, душа Гюльбахар обречена на вечные скитания в темноте».
Ну, и кстати, ставни-то есть только в нижнем ярусе окон. Верхние их лишены!
Кроме султана и членов его семьи в некрополе мечети похоронены и другие знатные люди того времени. Некоторые могильные плиты довольно изящны.
2
Вообще, конечно, удивительное место… Первый христианский храм Константинополя, и первая построенная в городе мечеть Стамбула. Место упокоения Константина Великого, основателя Константинополя, и мавзолей Мехмеда Фатиха, основателя Стамбула…