Большинство известных мне людей, побывавших в Стамбуле и посетивших Топкапи, пропустили церковь Святой Ирины или, заглянув в нее, были разочарованы ее аскетичным убранством.
Одна моя знакомая сказала приблизительно следующее:
— Не понимаю, что на тебя могло произвести такое впечатление? Надо идти в Топкапи, а не тратить время на эту церковь, в которой и посмотреть-то не на что.
Как с ней поспоришь? Она права! Церковь Святой Ирины не может соперничать с великолепием Айя Софии и роскошью Топкапи.
Но к ее тихому голосу стоит прислушаться, и тогда, может быть, она расскажет вам и о плененной империи и о том, как сама утратила свою значимость и свое величие.
Я - "белая ворона". В отличии от многих, голые стены Святой Ирины и ее одинокий крест в аспиде, глубоко запали в мое сердце и навсегда врезались в душу щемящим чувством сострадания и восхищения.
Эта церковь стоит в стороне, и не стремится привлечь к себе наше внимание. Святая Ирина похожа на византийскую аристократку, не утратившую, под гнетом времени и выпавших на ее долю испытаний, своей горделивой осанки. Ее крест — немой свидетель величия и падения, мужества и стойкости.
Церковь Святой Ирины возвели в IV веке, при великом Константине, на руинах храма Афродиты. Предание гласит, что под ее фундаментом покоится саркофаг с останками первого христианского императора.
В начале своего существования церковь Святой Ирины была главным собором Константинополя. С ней связаны все значимые религиозные события тех времен.
В стенах Святой Ирины, в 381 году, проходил Второй Вселенский Собор, на котором было утверждено равенство и единство Бога Духа Святого с Богом Отцом и Богом Сыном. На этом же Соборе окончательно сложился Никеоцареградский Символ Веры, который служит и сейчас руководством для Христианской Церкви. Возглавлял этот Собор Григорий Богослов.
Сколько же великих людей и великих событий видели стены этого неприметного для большинства туристов храма.
В его почти безлюдном пространстве ничто не мешает представить себе жаркие споры отцов Церкви, в которых рождалось то, что стало догмами христианской религии на все времена.
Главный собор Константинополя когда-то блистал великолепными мозаиками, но в период иконоборчества они были уничтожены. Теперь практически ничто не напоминает об их существовании.
Голые стены церкви, в своей беззащитности, взирают на редких посетителей не в силах привлечь к себе их внимание.
А ведь после падения Константинополя Святую Ирину не стали превращать в мечеть и ей удалось сохраниться в почти первозданном виде. Здесь можно увидеть и понять, как было организовано пространство древних византийских церквей.
При османах Святая Ирина сначала была превращена в оружейный склад, потом здесь по очереди побывали три музея (Археологический, Императорский и Военный).
А в конце 20 века были оценены ее уникальные акустические достоинства, и Святая Ирина превратилась в концертный зал. Теперь, там где когда-то, под сенью Креста, уважаемые отцы церкви решали сложные вопросы христианской религии и молились византийские императоры, установлена сцена, с подмостков которой звучит музыка.
Стоит ли грустить, что древняя церковь стала храмом искусства?
На мой взгляд, нет! Ведь музыка — язык Бога. У древней Ирины появилась возможность говорить с нами не только о своем прошлом, но и петь гимны будущему!