Одним из самых роскошных исторических сооружений Стамбула является цистерна Базилика, находящаяся в нескольких шагах от входа в собор Святой Софии.
Одним из самых роскошных исторических сооружений Стамбула является цистерна Базилика, находящаяся в нескольких шагах от входа в собор Святой Софии.
Наличие поднимающихся из воды бесчисленных мраморных колонн привело к тому, что местные жители стали называть это огромное водохранилище, построенное по распоряжению византийского императора Юстиниана I «Дворцом провалившимся под землю».
До того, как было построено это водохранилище, на этом месте стояла базилика, поэтому строение стало называться Цистерна Базилика. В Базилике хранился резерв питьевой воды на случай засухи или осады города, вода доставлялась по водопроводу и акведукам (в том числе и по самому большому акведуку Константинополя — акведуку Валента) из источников Белградского леса. После завоевания Стамбула османцами в 1453 году цистерной Еребатан, предназначенной для снабжения водой огромного дворца Византийского императора, расположенного на этой территории, еще какое-то время пользовались.
В основном для поливки сада Топкапы, в котором проживал падишах. Османские жители предпочитали использовать для питья свежую проточную воду, поэтому после строительства системы городского водоснабжения водохранилище было предано забвению вплоть до середины 16 века, пока этот объект не был обнаружен западным путешественником, голландцем П. Гиллиус, прибывшим в Стамбул в 1544—1550 гг. с целью поиска древних памятников Византийского периода. Как свидетельствует история, Гиллиус, прогуливаясь в окрестностях Св. Софии заметил, что местные жители достают воду вёдрами с помощью верёвок, из крупных круглых отверстий, напоминающих колодцы и услышал, что в этих местах даже можно ловить рыбу. Кстати, рыба тут до сих пор))
Вскоре он выяснил, что здесь находится большое подземное водохранилище, вход в которое начинается из двора одного из стоящих здесь домов, окруженного деревянным забором. По каменным ступеням, взяв с собой факел, путешественник с большим трудом спустился вниз, обошел территорию, как я поняла на лодке, сделал замеры, определил площадь, количество колонн и все свои записи опубликовал.
Немного цифр: Гигантское сооружение имеет 4-х угольную форму 140 на70 метров, вниз к цистерне ведут 52 каменных ступени, всего там 336 колонн, высотой по9 метров. Колонны стоят на расстоянии4,8 метров друг от друга, всего 12 рядов по 28 колонн. Утомила? Я просто думаю — сколько может весить одна такая колонна? Это 520–540 года нашей эры. Как они это всё строили с такой точностью и симметрией? Как? Уму не постижимо.
Самое интересное, что большинство колонн были собраны из остатков развалин еще более древних строений, т. к. они отличаются друг от друга составом мрамора и видом обработки. Некоторые колонны состоят из одной, другие из двух деталей. Местами капитоли этих колонн имеют совершенно разные характеристики: часть из них в Коринфском стиле, часть в Дорическом. Стены водохранилища каменные, их толщина почти5 метров! Обалдеть просто — толщина стены почти с 2-хэтажный дом. Пол также выложен из камня и покрыт крепким известковым раствором «хорасан» — так называли раствор извести и толченой черепицы. Наверное это было сделано с целью гидроизоляции. Кстати общая площадь хранилища9800 м²и вмещало оно около 100000 тонн воды!
Большинство колонн цилиндрические самые обычные. А если от входа пройти в дальний левый угол — в качестве постаментов используются головы медуз, это просто шедевр скульптурного искусства Римского периода. Неизвестно откуда привезены и какому древнему сооружению принадлежали они раньше, но именно эти медузы вызывают у посетителей наибольший интерес. Вон какая к ним очередь!
По мнению исследователей предполагается, что привезены они сюда только с целью применения в качестве постамента для колонн водохранилища. Но это мнение исследователей не послужило помехой для возникновения местных легенд и преданий о голове Медузы.
По одному из преданий Медуза являлась одним из упоминающихся в греческой мифологии подземных чудовищ Горгоны женского рода. Голова медузы, украшенная змеями вместо волос, отличалась среди этих трех сестер своим умением превращать в камень тех, на кого падал ее взгляд. Поэтому существует гипотеза, что рисунки и скульптурные изображения Горгоны, наносимые на крупные сооружения того времени, носило тогда характер защиты строений специального назначения, в связи с чем в цистерне присутствует изображение Медузы.
По другой легенде Медуза преподносится как девушка с черными глазами, длинными волосами и прекрасной фигурой. Медуза влюбилась в сына Зевса Персея. Одновременно с этим Персея полюбила богиня Афина, что вызвало ревность у Медузы. Для того, чтобы привлечь внимание любимого, Медуза превратила свои волосы в змей. С этого времени силой своего взгляда она стала всех превращать в камень. Вскоре после этого Персей отрубил Медузе голову, и пользуясь её силой одержал победу над многими врагами. А еще говорят, что женщины коварны… Опираясь на эту легенду, изображения Медузы стали наносить на рукоятку мечей, а ее перевернутое изображение на постаменты колонн (для того чтобы никто из смотрящих на камень не посмел его резать).
Согласно третьей легенде Медуза сама себя обратила в камень, встретившись со своим отражением в зеркале… Поэтому каменотёсы и резчики по камню того времени позаботились о том, чтобы изображения медузы, установленные в Еребатан, в зависимости от падающего света занимали три разных положения.
Дошедшее до наших дней водохранилище неоднократно ремонтировалось. В период Османской империи реставрация проводилась дважды, первый раз в 18 веке, во времена правления Ахмета 3-го, а второй капитальный ремонт в 19 веке во времена правления Султана Абдулхамита 2-го. Во время проведения последних строительных работ в 1950-60-х годах 20-го века возникла опасность разрушения 8-ми колонн и их забетонировали. Вид, конечно, подпортили — но всё остальное зато сохранили.
Помимо медуз есть еще два примечательных места: это «бассейн желаний», в который нужно бросить монетку
и «колонна слёз» или «плачущая колонна» — она украшена орнаментом из глаз. Из-за стекающих по колонне каплель воды кажется, что она плачет. Здесь, по традиции, загадывают желания, дотронувшись до одного из глаз и провернув в нём палец на 360 градусов.
Столетиями этот великолепный памятник является обязательным пунктом у туристов, приезжающих в Стамбул.
А Андрон Кончаловский снимал здесь эпизоды своей «Одиссеи» — сцены в аду, когда при свете отражающихся в воде факелов происходят всякие загробные ужасы.