Цистерна Базилика или Ерабатан, (Βασιλική Κινστέρνα) — крупнейшая подземная цистерна византийского Константинополя. Посетить это место просто необходимо и желательно без гида. Пусть дороже вход, как иностранцу, но стоит того, чтоб почувствовать самому атмосферу места, почувствовать энергетику и прикоснуться к тайне. С гидом, полагаю, тайна станет плоской, не спиральной, выпуклой… Так я и сделала. Мы отправились с супругом в это место сразу же, по приезду, устремились мы к дверям в глубины истории города.
Находится цистерна в историческом центре Стамбула Султанахмет, рядом с Айя-Софией.
Заказывать билеты заранее не пришлось — очередь была в пять минут. Народу, конечно внутри много, вентиляции никакой, влажность большая….Но мыслить внутри подземного храма всё это не мешает.
Уже после знакомства с храмом под землёй, я сумела найти добротный сувенирный гид = 71 страницы, написаннный турецким археологом Ильханом Акшитом с переводом Людмилы Ознур. В этой книге подробно рассматриваются история цистерны Базилики, поиска и ремонта её, подробная экскурсия по цистерне.
По истории базилики под землёй написано много, повторять не буду. Тем не менее, кое-что из размышлений хотела здесь написать.
Без византийского императора Юстиниана здесь не обошлось, как и в базилике Сан-Витале в Равенне, что я проанализировала ранее в своих прошлогодних публикациях. Потребность в воде в древнем Константинополе (ныне — Стамбул) была велика. Именно для этой цели и была постоена цистерна, она же — Ерабатан, подземный дворец или затонувший дворец…Цистерна, резервуар для воды был построен на месте ранней базилики «Стоа». Цистерна, вероятно, снабжалась акведуком Адриана, который был восстановлен Юстинианом в 528 году. Прокопий указывает, что цистерна была построена из-за нехватки воды, возникающей летом (это засушливый сезон для региона). Император Юстиниан открыл этот величественный резервуар в 546 году, по соседству с Камнем Миллион (нулевая точка мира).
Выкопав на большую глубину этот двор и одну из стоас (тот, что обращен на юг), император Юстиниан сделал большой резервуар для хранения воды, особенно необходимой в летний сезон. Таким образом, император Юстиниан позаботился о том, чтобы жители Византии не испытывали нужды в пресной воде. «Цистерна базилики» прежде всего — «водохранилище храма Святой Софии». Слив воды производился через глиняные обожженные трубы в стене.
Цистерной пользовались примерно до 16 века. Захватившие Константинополь турки позже использовали воду из цистерны для полива садов во дворце султанов Топкапы.
Для посещений этот подземный храм-цистерна был открыт в 1987 году.
Площаль подземного храма с колоннами 10 тыс. квадратных метров, с колннами из 12 рядов по 28 колонн в каждом ряду. 336 колоннами (12 рядов по 28 колонн высотой около 9 метров) с неплохо сохранившимися 98 коринфскими капителами.
Есть и любопытные колонны цилиндрической формы, 98 колонн были изготовлены на заказ на острове Мармара.
«Павлиноглазая» колонна подобна фрагментам колонны с Форума Феодосия. Но этот орнамент можно увидеть и в Айя Софии и в Архелогоическом музее. Сравнения со слезами считаю несостоятельным ввиду того, что эти колонны никак не связаны с одним только местом в Стамбуле.
Колонны с двумя головами медузы особенно интересны и,ю таинственны. Колонны были изъяты из конструкций храма Аполлона в Дидиме.
Одна из голов медузы Горгоны перевёрнута, другая наклонена вбок. И та и другая служат поддержками колонн основных. И там льёт водичка с потолка… Таинственно капельками вода нисподает на дно цистерны. Выражение лица медуз грозное. Смотришь и мурашки по спине… А вдруг она до сих пор, как и в легендах, превращает в камень всех, кто на неё долго смотрит…
Помнится, что в средневековых книжных легендах владение головой горгоны приписывалось Александру Македонскому, чем объяснялись его победы над всеми народами.
А может медузы горгоны вас путают, запутывают своими ракурсами. Посмотрите — так, а потом разверните свою голову, чтоб увидеть выражение лица. Что в нём, недовольство, грозное предупреждение…?
Кое-что интересное случилось в эпоху Султана Абдула Хамида Второго. В его время был обнаружен таинственный саркофаг, что стал ответом на вопрос — охраняли ли эти две гигантские мраморные головы саркофаг Медузы. Утверждают, что когда саркофаг вскрыли, там была обнаружена мумия ужасающего существа. У него была человеческая голова, но все тело изогнуто, как у гигантской змеи. Некоторые предполагают, что это существо было не Медузой, а мифическим существом Шахмераном. Шахмеран возник в Иране, но является популярным мифологическим существом в Турции. Как и Медуза, она наполовину человек, наполовину змея. Некоторые даже предполагают, что Медуза и Шахмеран на самом деле — одна и та же женщина.
Мистика.
Современные инсталяции не совсем понятны, как-то врываются в ритмику колоннады инородным вкраплением.
Подсветка этого таинственного подземного дворца прекрасно продумана. Проводка света здесь не мешает общему впечатлению, она не портит ощущение древности, напротив придаёт больше загадочности, волшебства.
Несмотря на толпы людей, у меня было ощущения, что колонны между собой общаются, что-то шёпотом передают ритмично. Есть разговор, обсуждение, речитатив.
Помните Дэна Брауна «Инферно»?
«Подземелье, подсвеченное красным, наполняла музыка, вдохновленная картинами ада: стенания хора, диссонирующие звуки струнных, раскатистый грохот литавр, заставлявший всю пещеру дрожать какой-то сейсмической дрожью. Пол в этом подземном мире, сколько Лэнгдон мог видеть, заменяла гладкая вода — темная, неподвижная, похожая на стекло или на черный лед ночного зимнего пруда…..»
Впечатления от посещения этого места волнительные. Увидеть под землёй лес дерев, держащий Небо из Арок и Сводов силой Гигантов, предвосхитивших готику, божественное стремление вверх — восхитительно и волнительно!
Благодарю за внимание. Надеюсь мой отзыв-совет позовёт вас в дорогу, в Стамбул!