Стамбульский военно-морской музей

7 35
Выпускники Военно-морской академии

На Туристере очень много фотоальбомов, рассказов и отзывов, посвященных Стамбулу. Но среди них я не нашел ни одной заметки о Военно-морском музее. А ведь Турция крупная морская держава с богатой историей. Военно-морской музей расположен в районе Бешикташ по соседству с известным дворцом Долмабахче.

1 из 2

Музей основан в 1897 году и располагался в небольшом здании в Императорской верфи Константинополя. В период Второй мирой войны основная часть экспонатов была перенесена в музейные хранилища Анатолии. В 1961 году коллекции музея были перенесены в мечеть Долмабахче. Современный музейный комплекс расположен на территории бывших зданий финансового офиса и авиационного завода, его открытие состоялось в 2013 году.

1
Вестибюль музея
Вестибюль музея

1 из 2
Бюсты выдающихся турецких флотоводцев

Главным экспонатом музея является галера, построенная в XV веке (по другим данным — в XVI веке). Представленная в музее галера — гребельно-парусный корабль класса калита. Это старейшая галера в мире, сохранившаяся до наших дней. Фигуры василисков на носу и корме галеры были символами Византийской империи. По одной из версий, галера была захвачена у Византийской империи в период правления султана Мехмета II, то есть в 1451–1481 годах. Длина галеры 40 метров, ширина — 6 метров.

1 из 3
Галера, XV век

Экспозиция музея расположена в двух двухэтажных корпусах. Наиболее зрелищными являются экспонаты первого корпуса, где вслед за галерой представлена коллекция каиков.

1 из 2
Коллекция каиков

Каики (легкие гребные судна) использовались для перевозки грузов и людей между различными районами Константинополя, а с 1930 года — Стамбула, который окружен заливами Золотой Рог и Босфор. Во времена Османской империи каики получали названия в зависимости от того, где они использовались, и от людей, которые ими пользовались. Каики, которыми пользовался султан и его семья, назывались императорскими.

1 из 3
Императорский каик периода правления султана Абдул-Меджида (1839-1861 гг.) с 13 парами весел

1 из 3
Императорский каик периода правления султана Абдул-Меджида (1839-1861 гг.) с 7 парами весел

Кроме богато декорированных позолотой императорских каиков в коллекции находятся дипломатические каики, базарные каики и гребные лодки, которыми пользовались придворные служащие и торговцы.

1 из 2
Придворный каик с 5 парами весел

Коллекция музея располагает 35 экземплярами плавучих средств — исторической галерой, императорскими каиками, пияде-каиками знати, великих визирей и принцев, а также 3 каиками первого президента Турецкой Республики Мустафы Кемаля Ататюрка.

1 из 3
Спасательная шлюпка президентской яхты Саварона
 
Спасательная шлюпка президентской яхты "Саварона"

На втором этаже первого корпуса продолжается экспозиция каиков, а также представлены элементы корабельного декора.

Стамбульский военно-морской музей

У каждого корабля был герб, который указывал на принадлежность к войску и его статус. Герб Османской империи на кораблях был утвержден по приказу султана Абдул-Хамида II в 1882 году.

1 из 2
Герб корабля "Азиз", XIX век

1
Деревянные панели с названием кораблей, служивших в Османском флоте
Деревянные панели с названием кораблей, служивших в Османском флоте
Коллекция каиков
Коллекция каиков

Каики также использовались в военных целях. Турецкое каико-строение имело свое наследие в Греции и России. Так, в Российской империи использовались разные модификации каиков — волжские, невские, северодвинские, печерские и сибирские.

3
Императорский каик периода правления султана Абдул-Азиза (1861-1876 гг.) с 7 парами весел
Императорский каик периода правления султана Абдул-Азиза (1861-1876 гг.) с 7 парами весел

1 из 2
Императорский каик периода правления султана Мехмед-Рашида (1909-1918 гг.) с 10 парами весел

Сегодня обычные каики используются в основном для рыбной ловли, а императорские каики представляют собой современные реконструкции, используемые в туристических целях.

1 из 2
Императорский каик периода правления султана Мехмед-Рашида (1909-1918 гг.) с 7 парами весел

1
Императорский каик периода правления султана Мехмед-Рашида (1909-1918 гг.) с 5 парами весел
Императорский каик периода правления султана Мехмед-Рашида (1909-1918 гг.) с 5 парами весел

Во втором корпусе музея представлена экспозиция, посвященная истории турецкого флота с древних времен до XXI века.

3
Стамбульский военно-морской музей

Признаться, истории турецкого флота я уделил немного времени. В большей степени я любовался каиками, представленными в первом корпусе. По-этому, мне запомнились только основные исторические события.

1 из 3

Первый анатолийский турецкий флот был построен сельджукским эмиром Чака Бейем и состоял из 33 парусных и 17 весельных кораблей. Первой крупной победой турок на море стало сражение в 1090 году около острова Эгнуса (греческий остров в Эгейском море), где был повержен византийский флот.

Сельджукский султан Кей-Кубад I завоевал город Алайе (современная Аланья) в 1221 году и создал военно-морскую базу в Средиземном море. Завоевав в 1222 году город Сурож (современный Судак), султан создал флот в Черном море.

3
Астролябия, сконструированная в 1222–1223 гг. Абдурахманом ибн Синой из Баальбека (древний город в Ливане)
Астролябия, сконструированная в 1222–1223 гг. Абдурахманом ибн Синой из Баальбека (древний город в Ливане)

В 1280–1348 годах формировались Турецкие морские княжества. По данным разных источников османский флот был основан в 1326 году.

Не без участия военного флота в 1453 году османами завоеван Константинополь. Военно-морские войска участвовали в осаде столицы Византийской империи, используя корабельные пушки. Также применялся метод перетаскивания кораблей по суше в более стратегически выгодные места.

Положив конец последним осколкам Византийской империи, османы в 1456–1457 годы завоевали северо-эгейские острова. Начались османско-венецианские войны. С помощью военно-морского флота Османская империя расширила свои владения в Эгейском море, а в 1475 году завоевала Крым.

2
Панегирик (похвальное слово), подаренный в 1541 г. Барбаросой Хайреддином-пашой султану Сулейману Великолепному
Панегирик (похвальное слово), подаренный в 1541 г. Барбаросой Хайреддином-пашой султану Сулейману Великолепному

Рост Османской империи достигался экспансией в Средиземноморье — завоевание Триполи в 1551 году, осада Мальты в 1565 году, завоевание Кипра в 1571 году, завоевание Туниса в 1574 году. Также проводились военные операции в Индийском и Атлантическом океанах. В середине XVII века османской флот состоял из 40 галер и 6 мавн (галера с парусами).

В 1684–1699 годы Османская империя вела войны против союза христианских европейских государств — «Священной лиги», в которую входили Священная Римская империя, Речь Посполитая, Русское царство, Венецианская республика и Мальта. Великая турецкая война или «война Священной лиги» завершилась освобождением большей части Европы от турок и существенно ослабила военную мощь Османской империи.

2
Карта Османской империи, 1684 г.
Карта Османской империи, 1684 г.

В результате Азовских походов 1695–1696 и 1697–1698 годов Русским царством была завоевана крепость Азов. Для русских войск был открыт первый выход к южным морям. Османская империя была вынуждена в 1700 году подписать с Россией Константинопольский мирный договор сроком на 30 лет, который долго не просуществовал.
Развитие военно-морского флота Русского царства, а затем Российской империи сыграло большую роль в судьбе Османской империи и ее флота. Турки помнят русского императора Петра I Великого.
В последующих войнах 1768–1774 и 1787–1792 годов османский флот потерпел поражения от Российского императорского флота.

1
Приказ о мобилизации на русско-турецкую войну, 1787 г.
Приказ о мобилизации на русско-турецкую войну, 1787 г.

В период войны четвертой коалиции Османская империя выступила на стороне Франции против Российской империи. В той войне Великобритания была союзником России. В 1807 году британский флот начал осаду Константинополя, что позволило эскадре вице-адмирала Дмитрия Николаевича Синявина разбить османский флот в районе Дарданелл и у горы Афон.

2
Ятаган с ножнами, 1811 г.
Ятаган с ножнами, 1811 г.

В 1853 году в Синопском сражении турецкая эскадра была разгромлена русским Черноморским флотом под командованием вице-адмирала Павла Степановича Нахимова. С 1711 года Османская империя проиграла России семь войн.

2
Бронзовая гаубица из Императорской верфи, 1858 г.
Бронзовая гаубица из Императорской верфи, 1858 г.

В XX веке путем дворцового переворота был свержен «кровавый султан» Абдул-Хамид II, который угнетал турецкое общество около 30 лет.

Стамбульский военно-морской музей

После султана Абдул-Хамида II были предприняты усилия по восстановлению и улучшению флота. В 1909 году была основана Военно-морская ассоциация, благодаря которой построены эсминцы «Yadigar-i Millet», «Gayret-i Vataniye», «Numune-i Hamiyet», «Muavenet-i Milliye», а также броненосные корабли «Barbaros Hayreddin» и «Turgut Reis».

Корабли османского флота в основном строились на верфях в США, Великобритании, Германии и Италии. Тем не менее, Османская империя, так и ее флот близились к распаду.

В Первую мировую войну корабли Османского флота вели боевые действия в Черном море под управлением немецких экипажей. Для Османской империи Первая мировая война закончилась 30 октября 1918 года, когда было подписано Мудросское перемирие. Территория империи была закреплена между державами Антанты, а Константинополь и Измир оккупированы.

1
Немецкий флаг с броненосца Гебен (позже стал турецким Явуз), 1912-1914 гг.
Немецкий флаг с броненосца Гебен (позже стал турецким Явуз), 1912-1914 гг.


В 1919–1922 годы турецкое национальное движение во главе с Мустафой Кемалем Ататюрком одержало победу в войне за независимость от оккупационных войск Франции, Великобритании и Италии. 29 октября 1923 года создана Турецкая Республика. Османская империя, так и ее флот перестали существовать.

2
Медаль за участие в войне за независимость Турции, 1919 г.
Медаль за участие в войне за независимость Турции, 1919 г.

Военно-морские силы Турецкой Республики унаследовали от правительства Османской империи довольно небольшое количество кораблей, мобильность и возможности которых были весьма ограничены. 30 декабря 1924 года был принят «Закон о военно-морском министерстве», сделаны первые шаги по строительству верфи Гельчук.

Торпедный катер Султанхисар, 1907-1928 гг.
Торпедный катер "Султанхисар", 1907-1928 гг.

В 1931 году сформирован Военно-морской флот Турецкой Республики, который в 1936 году дополнился подводным флотом.

1
Флаг полка, поднятый на крейсере «Явуз» в 1938 г.
Флаг полка, поднятый на крейсере «Явуз» в 1938 г.

В период Второй мировой войны Турция заняла позицию нейтралитета, заключив 18 июня 1941 года договор о ненападении с нацистской Германией. Тем не менее, известны трагические истории того времени, связанные с турецким флотом.

1
Парадный контр-адмиральский мундир, 1944-1947 гг.
Парадный контр-адмиральский мундир, 1944-1947 гг.

В 1952 году Турция вступила в НАТО. С тех пор проводятся совместные учения и специальные операции военно-морских сил Турции с войсками других стран НАТО. Так, конфликт Турции с киприотами-греками перешел в 1974 году в десантную операцию на Кипре, которую называют «Кипрская миротворческая операция». В результате операции остров Кипр и по сей день разделен на две части — Республика Кипр и Турецкая Республика Северного Кипра. По этой причине Турцию до сих пор не приняли в Европейский союз.

1
Фотоальбом-история десантного корабля Эртугрул (L-401), 1973-2017 гг.
Фотоальбом-история десантного корабля "Эртугрул" (L-401), 1973-2017 гг.

В XXI веке военно-морской флот Турции значительно повысил свою боевую способность. С 2008 года турецкий военный флот участвует в операции «Океанский щит» по борьбе с сомалийскими пиратами. С 2018 года реализуется проект MILGEM («Национальный корабль») по строительству многоцелевых корветов и фрегатов, в том числе и на экспорт.

2
Стамбульский военно-морской музей

В 2019 году военно-морские силы Турции провели самые крупномасштабные учения в своей истории — «Голубая Родина» (Mavi Vatan), которые проходили в акваториях трех морей — Эгейского, Средиземного и Черного. В учениях участвовали — 13 фрегатов, 6 корветов, 16 штурмовых катеров, 7 подводных лодок, 7 тральщиков, 17 вспомогательных крейсеров, 22 десантных корабля и 14 поисково-спасательных кораблей.

Модель турецкой подводной лодки Preveze (S-353), 1994 г.
Модель турецкой подводной лодки Preveze (S-353), 1994 г.

Один из залов музея посвящен истории Военно-морской академии. В 1773 году было основано Императорское военно-морское инженерное училище.

2
Стамбульский военно-морской музей

В последующие столетия училище поднялось в статусе до академии, меняя также свое расположение — Йылдыз, Хейбелиада, Мерсин. В настоящее время академия находится в районе Тузла в Стамбуле. После попытки государственного переворота в 2016 году академия стала частью нового «Университета национальной обороны».

2
Выпускники Военно-морской академии
Выпускники Военно-морской академии

Срок обучения офицера военно-морского флота Турции составляет 4 года. В 2023 году академия праздновала свой 250-летний юбилей.

1 из 2
Фотоальбом выпускников Военно-морской академии, 1927 г.
 
Фотоальбом выпускников Военно-морской академии, 1927 г.

На первом этаже второго корпуса расположены экспозиции, посвященные отдельным эпизодам истории Военно-морского флота Турции.

1 из 2
Стамбульский военно-морской музей
 

История парохода «Refah».

С начала Второй мировой войны Турция придерживалась нейтральной позиции. Тем не менее, 23 июня 1941 года в 19 километрах к востоку от побережья Кипра пароход был торпедирован неизвестной подводной лодкой. На борту следовавшего в Каир парохода находилось 172 пассажира (в основном военнослужащие турецкой армии) и 29 человек экипажа. В результате торпедной атаки погибло 167 человек, 34 выжило. Принадлежность атаковавшей подводной лодки не установлена до сих пор.

1
Документы одного из погибших старшин парохода Refah
Документы одного из погибших старшин парохода "Refah"
Экипаж парохода Refah
Экипаж парохода "Refah"

История подводной лодки «Atilay».

12 июля 1942 года подводная лодка «Atilay» покинула военно-морскую базу Гельчук. По оперативному плану 14 июля 1942 года подводная лодка выполняла погружения для проверки нового оборудования, но больше на связь не вышла. Согласно основной версии, подводная лодка подорвалась на морской мине и затонула. В результате поисковых операций лодку найти не удалось. Погибло 39 подводников — 6 офицеров, 17 старшин и 16 матросов.

1 из 2
Спасательный буй подводной лодки

Экипаж подводной лодки Atilay
Экипаж подводной лодки "Atilay"

История подводной лодки «Dumlupinar».

По окончании учений НАТО, 4 апреля 1953 года на обратном пути в военно-морскую базу Гельчук, подводная лодка «Dumlupinar» столкнулась со шведским судном у мыса Нара и затонула. В результате аварии погиб 81 подводник — 7 офицеров, 35 старшин и 39 матросов. Выжили 3 офицера и 2 старшины, находившиеся во время аварии на мостике (рубке).

1
Летный китель члена экипажа подводной лодки Dumlupinar
Летный китель члена экипажа подводной лодки "Dumlupinar"
Экипаж подводной лодки Dumlupinar
Экипаж подводной лодки "Dumlupinar"

Завершается экспозиция музея выставкой исторического водолазного снаряжения. Первый турецкий водолазный отряд был сформирован в 1923 году.

2
Стамбульский военно-морской музей

На выставке представлены основные технические достижения XX века, используемые водолазами Турции и других стран, имеющих выход к морю. Это и первые модели компрессоров, и элементы экиперовки с грузом, и водолазные костюмы с металлическими шлемами.

1 из 2
Двухцилиндровый воздушный насос, используемый в спасательных операциях

3
Стамбульский военно-морской музей

Переняв международный опыт, в первую очередь Великобритании, в 1957 году в Турции была создана школа подводного плавания, которая начала готовить военных водолазов.

1 из 2
Водолазный шлем Mark V Mod I (США), 1944 г.

Перед зданием музея выставлены трофейные и турецкие орудия, демонтированные с кораблей разных эпох.

1 из 3

После знакомства с историей турецкого флота особенно приятно прогуляться по набережной пролива. Сколько историй, сражений и судеб помнит пролив Босфор!

1 из 3

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Комментарии

Морской музей в Стамбуле

Sinanpaşa, Beşiktaş Cd. No:6 D:1, 34353 Beşiktaş/İstanbul Подробнее об объекте