Между прочим, все мы фотографируем. «Фото-графия»… Произношу, смакуя! Моё безответное вожделение этой песни с солнечным запевом, этого блюда с барским послевкусием, оно наивное и босяцкое. Любовь советского мультизайца к конфетами, которых он никогда не ел. Матушка у меня, к примеру, из воронежских мещан, а вся лента на её компе забита бэби-хэппи- новостями от приторных Виндзоров вперемешку с рецептами завирально- экзотических блюд. Не причащаясь каждодневно возвышенным, на соприкосновение с ним большинство отзывается сном разума, а то и зверским рыком утробы. Лишь у малой части посвящённых внутри порхают мотыльки. Хотя, всё равно, никуда не денешься от любви! Это вопрос времени. Даже викинги, не понимая и презирая поначалу распятого Бога, в конце концов постигли Благодать и сделались ударным авангардом Воинства Христова. Просто дорога в тысячу ли начинается с первого шага. На пути от созерцателя к юзеру и программисту бывает, что и японский сад выходит как в похмельном сне, и благолепный человече — как жертва недоделанной пластики. Терпите, братья и сестры, усердствуйте! Фотография есть наилучший гендерный уравнитель. Женщина сделает натруженные рыболовные снасти похожими на Магелланово облако, мужчина изобразит Манхэттен на парфюмерном столике возлюбленной. А вечером, прогуливаясь по тенистому парку, они будут смеяться в лицо прохожим и, вместо объедения шоколадом, щёлкать на старую фотоплёнку выплюнутые карамельки майских жуков. Фотография есть метафора жизни, эквилибр на границе света и бездны с неизбежным окончательным падением в неё. Carpe diem, мemento mori…
Фотография и цель, и средство, сквозная тема Большого Города, которую ты должен уловить и закинуть на нотный стан цифровой карты. Эх, легко сказка сказывается… Осторожничая в дождливом босфорском октябре, пришвартовался поближе к «резервному» объекту под спасительной крышей. Однако, страховка не понадобилась — в назначенный день погода как на заказ для пленэра: солнце с редкими фотофильтрующими облачками. Ходу от Кумпкапы к Султанахмет минут пять-семь. Улица Кадырга Лимани (ни карги вам, ни Бабы Яги, а всего лишь Камышовый Лиман) огибает одноименный треугольный парк, в центре которого предусмотрительно неглубокий фигурный бассейн. Рядом школа, детишки с ранцами, папашки с колясками. Мир и покой на душе? Ан нет! Местный мелкий бес так просто не отпустит: середину проезжей части вдруг занимает персонаж не вполне типичный для Стамбула хотя бы потому, что одет в серую тройку поверх вызывающе мятой рубашки с хаером а-ля «Эдвард-руки-ножницы». Бормотание, переходящее в горловые бурятские рыки, сопровождается махами в стилях кроль и баттерфляй. По- шпионски оглядываюсь с почтительного расстояния. Творческой группы, снимающей турецкий сериал (https://www.tourister.ru/world/asia/turkey/city/istanbul/cafe/2976/responses/4828), не наблюдаю, собеседников поблизости или сотовой гарнитуры в ухе гражданина вроде бы тоже. Сюр «Города Зеро» дополняют минимально сманеврировавший мотоциклист и пузатоусатые аборигены под навесом, которые вяло стрекочут нардами, не удостаивая экспрессивного чувака даже поворотом головы. Давить на фото-видео-гашетки не решился из чисто этических соображений, но можно сказать, что и без того приподнятое настроение получило крепкий гайдаевско-рязановский пинок. От греха подальше ныряю в дверь, что на снимке, припомнив по случаю цитату Бродского из «Путешествия в Стамбул»: «всякое наблюдение страдает от личных качеств наблюдателя, … оно зачастую отражает скорее его психическое состояние, нежели состояние созерцаемой им реальности».
4
Заявлено около тысячи квадратных метров экспозиции, открытой 19.11.2011 в Центре культуры и искусства. Обнаружил профильно функционирующим только второй этаж, и то с включением букинистического киоска и учебной аудитории. Похоже, что в течение часа с лишним был тут единственным посетителем. Упитанный молодой человек, продавая мне билет, выглядел и благоухал как янычар перед казнью.
1 из 5
3
Корень любой дисциплины (и науки, и хронометражности, не мне рассказывать, что фотография требует обеих ипостасей) -её скучная матчасть. Хотя нынче горе-светописец может не знать нутра своей аппаратуры, а педанту нет дела до устройства часов. Резкость снимков подправил к допустимому уровню приличия, дабы знатоки могли повспоминать двумя руками (имел в виду Ctrl и «мышкин нос»). Хоть и сдаётся мне, что некоторые экземпляры ещё тех времён, когда даже убелённые сединами мэтры пускали слюни в силу возраста, а не от несбыточной тяги к дефициту))
2
До описываемого визита я, дремучий, думал, что это и есть первый фотоснимок с планеты Земля- «Бульвар дю Тампль» того самого Луи Дагера, в честь которого «дагер₽отип», 1838 года выпуска. Микроперсонажи за чисткой обуви вряд ли вышли попозировалть специально ни свет ни заря. Просто экспозиция аж 10 минут, поэтому и обрели они свою вечность. Покой есть жизнь, Дхарма рулит!
Народ, айда в музеи! Проверено на себе- реально углубляют сознание (с расширителями не балуюсь). Вот оно оказывается наше всё: «Вид из окна» Ж.-Н. Ньепс, 1826 год. Технология прямо-таки алхимическая: камера обскура (так смешнее, чем через дефис), оловянная пластина с тонким слоем асфальта (?!). Экспозиция- 14 (!!!) часов. Кто следующий с жалобой на неважнецкие условия фотосъёмки? Справка-1: два предыдущих кадра не оригиналы, а фотокопии, сиречь наглядные пособия. Справка-2: две указанные персоны были хорошо знакомы и даже пытались партнёрствовать на почве светодейства.
3
Многие из нас привозят именно такие впечатления о гостиничном бизнесе.
1 из 9
2
Фотореалистический сюрреализм! Сальвадор Дали! Магрит! Сегодня звучный ряд продолжает какой-то Эрик Йоханссон (в Википедии — Юханссон). А меня вот не трогает ни за какую часть тела. Детское баловство, забавы ради. Оно, конечно, каждый может укорить провинциальное убожество рассказчика, но не стучит мой пламенный мотор, не мельтешат синапсы с нейронами! Это как, прости господи, силиконовые титьки: оно вроде бы и красота, и полёт фантазии, и претензия на совершенство, а чо-то тут не то. Творца и солнечный свет не обскакать на болидах с ФШ, ЛР на борту. А наиболее интенсивные попытки, как показывают жизнь и искусство, прямо-таки окунают в сумасшествие. Кое от каких из приведённых образцов уже слегка пахнуло (помня о строгой модерации, ещё не все тут поместил). Впрочем, открыт для любых дискуссий. Художественно продвинутым можно в личку, но без матюков)))
1 из 4
1
Ну вот, совсем другой натюрель! Тут Вам и жизнь, и слёзы, и любовь, и живописные ассоциации!
1 из 6
1
Рассчитывал доморощенный историк побольше увидеть эдакого, словить экстаз подобный испытанному в фотозале д, Орсэ аж 12 годков тому назад! Да вот машинка для закатки губы обратно в рюкзак не поместилась! Ну где, скажите мне на милость, ещё можно было надеяться подловить роскошно-ужасающий османский Стамбул XIX века? А вот фигвам от ирокезов! Это практически всё, что застал, и то в довольно небрежных рулонных копиях. Не верю вместе со Станиславским! Может основная часть в другом месте экспонировалось?
1 из 20
Вот так я понимаю подлинное вневременное мастерство, волшебство луча и неевклидовой геометрии! Сколько не сиди по фотозасадам, сколько не крути до мозолей объектив, а не каждому дано остановить прекрасное мгновение. Это и есть тот Стамбул, что бальзам на раны! Ну разделите же мой щенячий восторг!
1 из 18
2
У Родена, по-моему, вышел не Мыслитель, а пациент проктолога. Убийца бабочек в Монтрё выразился точнее, что неожиданная мысль стекает с лица человека, словно капля по стеклу. В этот момент и надо щёлкать фотозатвором (а не тем, что бывает у члена большой семьи). В возрасте, когда жизнь вдруг перестала казаться бесконечной, портреты -как последняя любовь: и погибель, и отрада. На некоторых не очень удачных фотографиях хорошо заметно, каким ты будешь в старости. Можно сформулировать и так, что глупыми селфи с размытыми задниками многие укорачивают себе жизнь. Если по формуле Раневской, то наоборот- навеки плюют в историю. А где сейчас герои этих фотоснов? В каких эмпиреях витают их измученные души?
1
Не знаю, кто это, в Сети не нашёл. Интуицией Рубика из «Мимино» чую по лицу, что человек он был хороший. Может, отец- основатель музея или просто авторитетный Фотомастер. Проходя через фойе, посылаю ему прощальный поклон.
На билете даже по-турецки информации достаточно (хотя монеток вроде бы отдал чуть более, чем 3, но, думаю, не суть). Понедельник почти во всех стамбульских музеях выходной. Ретушь и подправки в чужие шедевры (из опасения уподобиться подрисовщику труселей в Сикстинской капелле) допустил минимальные, только освещённость и резкость. Сразу прошу простить за то, что в кадры вошли не все бэджи с фамилиями авторов. Это не по злому недомыслию, а чисто по растяпству, корысти в том не поимел. Готов побожиться, что рядом с некоторыми экспонатами указателей вообще не было. Если заметили, ради сюжета не побрезговал снимком с экрана проектора. Местами «кривые» ракурсы объясняются желанием избежать вездесущих бликов. Несмотря на прозвучавшее разочарование, ставлю объекту четвёрку и рекомендую посетить. Пусть Вам повезёт, и экспозиция будет полнее. Этот Магический Город заслуживает куда большего фотоволшебства!