Музей Хора, или Карие Джами, — осколок Византии в мусульманском мире Стамбула. Здесь находятся самые необыкновенные мозаики, которые мне когда-либо приходилось видеть. Ну и вообще это место стало самым впечатляющим за всю поездку.
Музей Хора, или Карие Джами, — осколок Византии в мусульманском мире Стамбула. Здесь находятся самые необыкновенные мозаики, которые мне когда-либо приходилось видеть. Ну и вообще это место стало самым впечатляющим за всю поездку.
Точная дата постройки Хоры неизвестна. Первые упоминания о ней содержатся в документах 4 века. Тогда на этом месте стояла небольшая часовня — за городской стеной, что и отражено в названии: церковь Христа Спасителя Хора (с греческого «Хора» — обитель за пределами города, в полях). Есть мнение, что её основал дядя императрицы Феодоры или, что более вероятно, генерал Крисп, зять узурпатора Фоки.
В 413 году в церковь были привезены мощи святого Вавилы, она стала популярна среди паломников — простых людей и знатных лиц.
После разрушительного землетрясения в 557 году церковь отстроили заново по приказу императора Юстиниана. Здесь появился полноценный монастырский комплекс — с новой церковью Богоматери, больницей, приютом, банями и кельями иноков. На территории монастыря хоронили практически всех константинопольских патриархов, сюда в своё время был изгнан патриарх святой Кирилл, здесь принял постриг тиран Фока.
Ещё одно землетрясение произошло тут в 8 веке, незначительно разрушенную обитель быстро восстановили. Нынешние сооружения относятся к концу 11 века, когда для монастыря началась новая жизнь: к власти пришла династия Комнинов, при которых монастырь и был перестроен.
В 1204 года Константинополь разрушили крестоносцы: из Хоры вывезли не только мощи святых, но и все ценности, а саму обитель осквернили.
Украшающие храм знаменитые мозаики были созданы в 14 веке — в 1302 — 1321 годах, во время следующего восстановления храма Феодором Метохитом.
В 1453 году османы захватили Константинополь, и Хора была христианской ещё полвека, хотя и пришла в запустение. Мозаики были заштукатурены в 1500 году и храм стал мечетью Карие. Как бы там ни было, штукатурка помогла потрясающим фрескам и мозаикам сохраниться, и дойти до нас хотя бы в том виде, в котором мы может их сегодня наблюдать.
Реставрационные работы начались здесь в 1948 году, и за десять лет фрески и мозаики были очищены. Сейчас обитель не действует, однако мы с вами можем посетить музей Карие, открытый в древней церкви.
К сожалению, общий вид церкви нам снять не удалось — храм реставрируется, он весь в строительных лесах и накрыт крышей, под которой строители могут продолжать работу в любую погоду. На фото в глубине справа виден строительный каркас.
Итак, фрески и мозаики находятся в нартексе и экзонартексе. Экзонартекс Хоры посвящен Христу, а нартекс — Богоматери.
Оба покровителя церкви — и Христос, и Богоматерь, — на этой мозаике:
Внизу по бокам от центральных фигур — фигуры поменьше, как было принято в средневековой традиции. Справа — Мария Палеолог, получившая в монашестве имя Меланья, незаконная дочь Михаила VIII и сестра императора Андроника II. Считается, что она была похоронена в церкви Хора, однако раскопки, которые могли бы подтвердить или опровергнуть этот факт, не проводились. Слева от Богоматери — Исаак Комнин.
В куполе нартекса — Христос Пантократор (Вседержитель), в сегментах двумя ярусами размещаются фигуры, имеющие отношение к родословию Христа, — праотцы и потомки Иакова:
В третьем компартименте над входом — также Пантократор. Он окружен сюжетами «Претворение воды в вино» и «Умножение хлебов»:
Среди других сюжетов есть «Сон Иакова»:
Иоаким и Анна с маленькой Марией:
Волхвы перед Иродом:
Ирод повелевает избить младенцев:
Введение Богоматери во храм:
В приделе, называемом парекклесием, где располагались гробницы, находится цикл фресок. Фрески яркие и отлично отреставрированные, они не хуже и не лучше мозаик — они другие.
Центральный сюжет — в конхе апсиды: «Сошествие во Ад», где Христос подаёт руки Адаму и Еве, чтобы вытащить их из саркофагов.
Здесь же изображен «Страшный Суд»: праведники, грешники, лава, стекающая вправо из-под ног Судии, и над всем этим уникальный сюжет — ангел, сворачивающий небо в конце времен.
В куполе над западным компартиментом парекклесия находится изображение Богоматери с младенцем Иисусом и 12 ангелов:
Рассамтривать фрески и мозаики и искать знакомые сюжеты можно бесконечно долго. Не знаю, сколько времени я провела в Хоре, но обошла её как минимум три раза. И всё равно осталось множество фрагментов, которые моя фотокамера не запечатлела. Будет повод добраться сюда ещё раз. Здесь очень необычные ощущения. Их сложно описать, что-то вроде «всё было, есть и будет хорошо, у всех». Впрочем, лучше и не пытаться) Кто был — тот понимает, кто не был — езжайте и найдите это чудо, Хору.