Стамбульский район Султанахмет, расположенный между Голубой мечетью и набережной Мраморного моря, фактически построен поверх Большого дворца (Palatium Magnum) византийских императоров, которые обитали там с 4-го по 11-й век. Мы и раньше об этом догадывались, но когда в одном ресторане рядом с нашим отелем (а жили мы именно в районе Султанахмет) нам предложили осмотреть их подвалы, мы в этом убедились воочию:
Помещения Большого дворца под улицами района Султанахмет.
Но случались и более впечатляющие находки. В 1935 году при раскопках Большого дворца обнаружили неплохо сохранившийся мозаичный пол в северо-восточном портике перистиля, или крытой колоннады, площадью около 2 тыс. квадратных метров. Относительно времени создания мозаик есть существенные разногласия, однако большинство ученых сейчас склоняются к версии их возникновения в период правления императора Юстиниана I (527—565), когда он восстанавливал Большой дворец после восстания Ника в 532 году. Тематика мозаик связана в большинстве своем со сценами охоты, изображением разных животных, а также различными бытовыми сюжетами. Глядя на все эти мозаики, трудно поверить, что когда-то здесь был просто коридор, по которому время от времени проходил император. Если так украшали простые коридоры, как же выглядели более важные помещения дворца?
Реконструкция перистиля Большого дворца с мозаиками.
Обнаруженные мозаики тщательно отреставрировали, и на месте находки был учрежден Музей мозаик Большого дворца. Музей находится в историческом центре Стамбула рядом с Голубой мечетью (Султанахмет) и примыкает к территории сувенирного рынка Араста. В него можно попасть по музейной карте Стамбула или приобретя отдельный билет.
Рассматривать мозаики можно либо в непосредственной близости к ним...
...либо поднявшись на галерею второго уровня, откуда можно больше увидеть.
Вид сверху на мозаичный пол.
Мозаики были выполнены лучшими мастерами Империи, и для получения качественных изображений использовались цветные кубики из камня, терракоты, смальты со стороной не более 5 мм. По оценкам, для создания всей мозаики перистиля понадобилось до 80 млн. таких кубиков из расчета 40 тысяч на квадратный метр. О масштабе проведенной работы можно судить по тому, что сохранившаяся мозаика (не больше 15% от её первоначальной площади) содержит 150 фигур людей и животных.
Попытка снять мозаику сверху телефоном в режиме «панорамы» привела к некоторым искажениям:), зато все большое мозаичное поле попало в кадр.
Любопытно, что мозаики не имеют ничего общего с политической жизнью дворца: сюжеты войны, религии или прославления императоров не отражены в них совершенно. Зато широко представлены сцены охоты — людей на животных или хищников на их жертв. Детали жестокости (потоки крови и т. п.) при этом не опускаются, а даже выпячиваются. Изображения охотящихся хищников, возможно, имели целью придать обитателям украшенных мозаикой помещений жизненную силу запечатленных на ней зверей. Впрочем, все рассуждения об этих мозаиках имеют под собой достаточно зыбкое основание - уж больно сильно различаются нынешние и тогдашние представления о жизни.
Охота на тигра - самая популярная мозаика музея, растиражированная в сотнях книг по Византии.
Леопард охотится на оленя.
Гончие собаки поймали зайца.
Медведь поедает свою добычу.
Два леопарда закусывают пойманным оленем.
Другой распространённый сюжет — схватки между животными — продолжает тему насилия, начатую в сценах охоты.
Схватка оленя со змеёй. Эти животные ещё со времён Древней Греции считались смертельными врагами.
Схватка орла и змеи. Это популярный античный сюжет, символизирующий победу Добра (орёл) над Злом (змея).
Часто встречаются и просто изображения отдельных животных.
Представлены также сцены сельской жизни.
Лошадь, перевозящая хворост, сбрасывает наездника.
Сельский труженник отдыхает после напряженного рабочего дня:)
Достаточно часто встречаются сюжеты с детьми, занятыми разными делами.
Дети верхом на верблюде. У мальчика спереди на голове надет лавровый венок и в руках он держит ручную птицу. У второго мальчика, сидящего сзади, нет никаких знаков отличия. «Принц и нищий»?
На этой мозаике изображены четверо детей, катающих обручи - популярная ещё со времён античности игра. Присутствие на картинке двух поворотных столбов намекает, что перед нами беговые дорожки. Дети играют в ипподромные скачки!
Ещё один сюжет мозаик — фантастические существа и мифологические сцены.
Тигрица-грифон, поедающая ящерицу. Одна из самых известных мозаик музея.
Лев-грифон, терзающий лань. Грифоны - мифические существа с телом льва и головой и крыльями орла.
Дионис, бог виноделия, изображённый в образе ребёнка, сидящего на плечах козлоногого Пана и держащегося за его рога.
Мозаичный пол перистиля был окружён по периметру полутораметровой полосой растительного орнамента (его хорошо видно на снимках в начале отзыва), сквозь который проглядывали выразительные лица фавнов(?). Фрагменты этой мозаичной окантовки показаны ниже.
Фрагмент мозаичного пояса перистиля.
Выразительное лицо, не правда ли?
Во время нашего посещения музея там проходили занятия студентов одной из стамбульских художественных школ. Любопытно было наблюдать, как дети старательно перерисовывали мозаики. Интересно, понимали ли они, что собственно такое они рисуют?
Класс на занятиях в музее.
Схватка слона со львом вызвала наибольший интерес.