В помещении медленно гаснет свет. Зрительские взгляды устремляются на трёх людей в причудливых конических шапках. Это музыканты. Они в своих длинных одеяниях, словно чёрные лебеди проплывают по залу, занимают место возле стены, и начинают играть какую-то медленную и слегка однообразную музыку, настраивая собравшихся на медитацию.
Когда слегка притупляется чувство времени, перед публикой также медленно и достойно предстают четыре молодых парня, одетых, как и музыканты в высокие шапки и длинные чёрные плащи. Это и есть дервиши. На первый взгляд их движения слегка заторможены, но после, приглядевшись, понимаешь, что всё это соответствует некому сценарию. Дервиши снимают чёрные плащи, и остаются во всём белом.
Дервиши кланяются публике, и просто стоят, слушая монотонно журчащую музыку. Их глаза закрыты, кажется, что ребята хотят настроиться на некий особый ритм. Вскоре танцоры начинают ходить по кругу, дружно поднимая вверх руки.
Далее, кружась и слегка пританцовывая, четверо дервишей мелькают перед публикой, всё быстрее и быстрее прибавляя в скорости.
В такт музыке шуршат их белые юбки. Движения рук и ног гармоничны, глаза закрыты. Двигаясь по кругу, дервиши ещё и крутятся вокруг своей оси, чётко выдерживая ритм.
Кажется, у ребят должна закружиться голова? Однако нет. Музыка стихает и танцоры останавливаются. Никого из них не качается, нет даже малейших признаков на усталость.
Возможно, танцуя по кругу, они слегка подглядывают, дабы не оступиться и не упасть на стол к посетителям вместо жаркого. Может быть это и так — в данном случае их танец не что иное как ресторанное шоу. В любом случае ребята танцуют от души.
Подобные пляски продолжаются с перерывами несколько раз. В конце представления дервиши надевают свои чёрные одежды, кланяются публике и также неспешно уходят.
Мне даже захотелось проследовать за ними, дабы подсмотреть их дальнейшие движения и походку… Так кто же такие эти дервиши? Изначально пророк Мухаммед строго запретил безбрачие, но всё-таки нечто похожее на монашество в исламе появилось. Дервиша по многим причинам можно приравнять к монаху, правда, став дервишем, человек может дать обед безбрачия, а может этого и не делать. Некоторые из дервишей могли жениться, некоторые имели собственные дома и жили своей собственной жизнью, но случалось подобное крайне редко.
(В.Верещагин. Ташкент. Дервиши в праздничных нарядах во время праздничного праздника)
В стародавние времена дервиши, это странствующие люди, не имевшие никакой собственности, добывавшие себе пропитание молитвой и подаянием. Угостить дервиша, предоставить ему одежду и кров, считалось богоугодным делом. Дервиша часто приравнивали к святому.
В любом случае он пользовался авторитетом. Люди часто просили дервиша помолиться об их благополучии. Верующие полагали, что халат, чётки или тюрбан, которые носил дервиш, наделены магической силой. Полководцы старались обязательно иметь при своей армии дервиша, дабы он воодушевлял солдат.
Случалось и наоборот, когда дервиши настраивали правоверных против власти. Так, например, турецкий султан Махмуд 2-ой в 1826 г. уничтожив янычар, старался всеми силами истребить одну из сект дервишей.
Ещё на заре ислама часть дервишей перестала кочевать, образуя (при богатых правителях) нечто похожее на монастыри, где существовали чёткие и жёсткие правила.
Желающие вступить в братство должны были пройти ряд испытаний. Например, от них требовалось уметь сопротивляться гипнозу, умение петь и знание Корана. Каждый такой орден дервишей возглавлялся своим религиозным наставником. Члены ордена были обязаны жить в набожности и бедности, воздерживаясь от материальных благ, существуя на милостыню.
Все дервиши молятся Богу, но не все из них танцуют. В средние века и даже раньше на территории современной Турции стал развиваться суфизм (мистико-аскетическое направление в исламе), оформившись далее в некую секту. Члены этих сект пытались найти путь к мистическому единению с Богом. Здесь произошло соединение ислама с какими-то восточными религиями, отчего в ритуале суфизма стали господствовать танцы и музыка, вызывавшие мощные вспышки экстаза у участников церемоний.
В суфизме считается, что музыка играет особую роль, что она очищает душу, позволяя человеку заглянуть вглубь себя и убедиться — Аллах совсем рядом.
Ортодоксальные мусульмане подобные обряды не приветствуют, считая их «ширком» — отходом от истинной веры. В любом случае, в Стамбуле в районе Султанахмет в ресторане ALEMDAR заплатив 50 лир, можно посмотреть на танец крутящихся дервишей.
Про божественную составляющую говорить здесь наверно не следует, ибо она не может быть подана под вино и шашлык, но думаю, что посетители, увидевшие танец крутящихся дервишей, запомнят это шоу надолго.