Сколько месяцев мы ждали, когда откроют границы и возобновят авиасообщение! И вот, наконец, самолеты полетели. Жаль, что не по всем направлениям… Все же лучше, чем ничего. Одно из мест, куда сегодня можно улететь — Стамбул, огромный авиационный хаб. Оттуда мы можем попасть в самые разные страны.
Последние годы я много времени провожу на Балканах. Нравится мне там. Да и болезни мои чувствуют себя хорошо в теплом климате.
Нет. Не то сказала. Болезни как раз чувствуют себя плохо, а я — хорошо, поэтому и люблю сюда приезжать. Вот и этой весной планировала пожить на Балканах, но дела потребовали короткого визита в Москву. Ехать решила налегке. Действительно, зачем тащить большой чемодан? Еще надорвусь, чего доброго! Зачем брать лишние деньги и украшения? Еще украдут воры, не дай Бог! Зачем возить любимый ноутбук? Еще поломается в пути! Все «лишнее» я сложила в кладовку к своим сербским друзьям. За судьбу вещей не волновалась: мои друзья — честные люди, да и еду я на какие-то пару недель. Начинался март…
Что было дальше, известно всем. Прошла весна. В начале июня сербы радостно сообщили, что их страна открылась на въезд. Зато моя страна была закрыта на выезд. Мне оставалось только мрачно ждать. Надо ли говорить, как я была рада возобновлению авиасообщения?! Куда там можно? В Стамбул? Не важно. В Белград, к любимому ноутбуку, я как-нибудь доберусь.
Самолет Турецких авиалиний был полон. Трехчасовой перелет — и я в Стамбуле. Там мне предстояло провести почти сутки в ожидании рейса на Белград. Вариант с короткой стыковкой я отвергла, опасаясь задержек при пересадке. И оказалась права.
Новый аэропорт Стамбула — просто огромный. Я шла и шла по очень длинному коридору и конца ему не было видно. Для ускорения можно было воспользоваться бегущей дорожкой, но путь все равно был долгим.
По российской привычке я повесила маску на шею. Зачем париться, когда вокруг пусто? Тут же нарисовался охранник и велел надеть маску. Надела. Потом сняла, но появился второй служитель порядка. Этот долго смотрел мне вслед — проверял не сниму ли я маску снова. Вредные в Стамбуле охранники.
Коридор все не кончался и я присела полюбоваться летным полем. На практике выяснилось, что в коридорах ходить без маски нельзя, а сидеть на лавочке можно.
Прошло не меньше получаса пока я добралась до зоны трансфера. Здесь меня ждал неприятный сюрприз: чтобы попасть в зону посадки, нужно пройти еще один досмотр. Досматривали скурпулезно и не было никаких шансов пронести две бутылки воды, купленных в duty-free во Внуково. За каждую бутылку я заплатила сто пятьдесят рублей. Лопну, но не отдам! Мы с мужем сели на лавочку и выпили литр газировки.
Зона посадки сверкала и переливалась неоновыми огнями. Бутики, рестораны — все было новое, красивое, все сияло. Выпитая газировка булькала в животе и я почувствовала себя героем рекламы «Праздник к нам приходит…».
Что ни говори, прогуляться по стамбульской зоне вылета приятно. Хотя открыта лишь одна ее половина. Другая пока не работает, видимо, ожидается рост пассажиропотока.
Расслабляться не стоило. Охранников здесь было еще больше. Когда кто-то снимал маску или даже просто высовывал нос, они буквально бегом бросались к нарушителю. И, не важно, сидел нарушитель или ходил. Обладатель билетов с продолжительной стыковкой, имел все шансы провести сутки, не снимая маски.
По этому поводу хочу дать пару советов. Первый совет от моего мужа-врача: маска не всегда приносит пользу. В целом ряде случаев она вредна и опасна. Маска препятствует доступу кислорода. На ее теплой и влажной поверхности оседают и размножаются микроорганизмы. Если вы немолоды, если страдаете сердечно-сосудистыми заболеваниями или болезнями легких, минимизируйте время использования маски. В стамбульском аэропорту это, к сожалению, не получится. Теперь второй совет, от меня: сшейте маску сами. Возьмите кусок тонкого капрона квадратной формы и пришейте к углам завязки. Нижние не затягивайте туго. Тогда снизу будет обеспечена вентиляция. Тонкий капрон хорошо пропускает воздух, не увлажняется и, соответственно, не так любим микробами. Эта нехитрая конструкция буквально спасла меня от гипоксии.
Вопрос, чем себя занять в ожидании рейса, не стоял. Я вытащила смартфон — волшебную дверь в мир бескрайнего интернета. В том, что интернет будет бескрайним я не сомневалась: в зале я видела удобные мягкие лавочки. Сбоку к ним были приделаны подлокотники с розетками и usb-разъемами. Увы. Розетки работали далеко не все, а возле исправных толпились граждане с зарядниками в руках. Возле неисправных тоже сидели люди. Но без зарядников.
Ладно, у моего смартфона отличная батарейка. Я попробовала подключиться к wi-fi. В обмен на регистрацию по номеру сотового я получила шестьдесят минут в сети. Они мне не понадобились. Интернет был настолько плохого качества, что я не выдержала и четверти часа. Это был удар. А я-то рассчитывала с пользой провести время!
Впрочем, была и еще одна сеть wi-fi. Для того, чтобы к ней подключиться нужно было засунуть паспорт в специальную будку и просканировать. Я посмотрела, как сканировали свои паспорта китайцы и негры. Желания следовать их примеру не возникло.
Пищу духовную в виде интернета вкусить не удалось. Зато с пищей физической проблем не возникло. Множество кафешек предлагали чай, кофе, воду, выпечку, сэндвичи и многое другое. Порадовало, что за столиками можно было снять маску. Предполагалось, что в атмосфере фуд-корта вирусы погибают. Цены на выпечку начинались от 3 евро, чай или вода — 1,3 евро. Расплатиться можно было и карточкой, и наличными. У меня были евровые монетки. Их взяли с удовольствием и даже дали сдачу евроцентами. А когда я пришла за шестой чашкой чая, мне сделали скидку.
Интернет не работал, есть больше не хотелось и я принялась гулять по огромному залу. Сразу же набрела на агрегат с бесплатной питьевой водой — холодной и горячей. Только что черт дернул меня купить бутылку воды. Закон подлости. Так что, совет: не тратьте деньги зря, имейте пустые бутылки.
Рядом с водяным агрегатом находился еще один: что-то типа платежного терминала. Бросив монетку и разобравшись с интерфейсом, можно было взять напрокат тележку. Не люблю разбираться с интерфейсами в подобных «шайтан-коробках». Результатом часто становится поедание монетки. Да и тележка мне не требовалась.
Эскалатор поднял меня на галерею. Сюрприз! Там располагался исторический музей, причем, судя по всему, бесплатный (про билеты нигде не было написано). Зато было указано время работы: с 9 до 21. Взглянула на часы — 21.20. Снова закон подлости. Надеюсь, другим туристам повезет больше, чем мне.
Рядом с музеем обнаружился душ. Правда, двери кабинок были плотно закрыты. На стене я заметила большую кнопку и даже понажимала на нее. Безрезультатно.
А вот еще один интересный объект: туалет для домашних любимцев. Так и написано — «Pet toilet». И нарисован терьер с кучкой под хвостом. Чтобы было понятнее. Звериный сортир тоже был закрыт. Вероятно, предполагалось, что после девяти животные не какают и не писают. Мой кот с этим бы не согласился.
Музеи, души и туалеты закрылись. Пора было и мне выбрать тихое место, где можно будет поспать. Я покинула ярко освещенный главный зал и пошла по коридору, ведущему к выходам на посадку. Сначала я шла по коридору в зоне «С». Сразу же набрела на выгородку из стекла. Внутри были расставлены кресла-шезлонги и кадки с искусственными деревьями. Миленько. И свободные места были.
Но я не люблю спать на шезлонгах, поэтому пошла дальше. В зоне «В» заметила ряды пластиковых стульев без ручек. Отличное место для ночлега. После десяти аэропорт затих и оживился лишь в пять утра.
Ранним утром я поспешила на посадку. Вместе со мной торопились многочисленные арабы, китайцы, африканцы и бог знает, кто еще. И очень много соотечественников. Их было видно сразу: несмотря на внимание охраны, они постоянно стягивали маски.
Самолет в Белград был полон не только сербами, но и русскими. Полагаю, что и в Черногорию летели преимущественно россияне. Да и на прочие рейсы садились наши сограждане.
Не знаю, как будет дальше, но пока аэропорт Стамбула — наше окно в большой мир.