Нурекская ГЭС всегда награждалась эпитетами «Самая». Самая высокая в мире плотина (300 метров, до 2014 года, но среди каменно-набросных по прежнему), самая мощная ГЭС в Средней Азии, самая уникальная стройка, поскольку всё доставлялось только автомобильным транспортом и так далее.
3
Нурекская ГЭС, общий вид, судя по застройке — примерно 2014-й год.
Пожалуй, не было книги, связанной с описанием Советского Союза, где не упоминалась бы Нурекская ГЭС. И в самом деле, строительство велось силами всего СССР. Тогда это было, как сейчас говорят «в стриме» и величалось всесоюзной стройкой.
1
Панорама строительства Нурекской ГЭС и плотины, 1976-й год.
Филателия не осталась в строне
Начало строительства я не помню по объективным причинам, поскольку не сильно умел ещё информацию воспринимать. А вот примерно с пятилетнего возраста память кое-что сохранила. Папа часто брал меня с собой, а поскольку его работа (фотокорреспондента) предполагала поездки по разным точкам стройки мне доводилось видеть разное. Такая вот прелюдия.
Прошли годы, остались на городском кладбище Нурека мои родители — и в 2021 году довелось мне оказаться в Нуреке. Через хорошего знакомого моего отца поступило предложение посетить плотину Нурекской ГЭС и разные объекты неподалёку. Кто же откажется от такого предложения? В результате второго мая 2021 года мы отправились в путь.
Дорога наша изначально пролегала в сторону урочища под названием Сай-Пехо. Это неподалёку от въезда к плотине, но на правом берегу. Раньше там располагался пионерский лагерь «Солнышко», а также база отдыха для строителей Нурекской ГЭС. Теперь база отдыха переделана в летний лагерь для детей.
1
Когда-то в этом бассейне приходилось осваивать азы плавания.
После непродолжительного завтрака под кронами деревьев мы выдвинулись в сторону промзоны. Дорога пролегала вдоль русла горной речушки Пехо, которая не отличается особой полноводностью. Тем не менее, во время весенних дождей всё её русло заполняется потоками воды вперемешку с глиной и камнями, образуя селевой поток.
1
В общем — внешность обманчива бывает.
1
В начале мая 1987 года селевые потоки смыли дорогу возле Нурекской ГЭС. Это как раз русло речушки Пехо в кадре. Я посерёдке троицы, на трубе стоящей:-)
Далее путь наш проходил возле бывшей БТМ (базы тяжёлых машин) на территории которой базивались карьерные самосвалы. И вновь проведу небольшой экскурс в историю тех времён.
Для строительства плотины требовалось перемещать огромное количество инертных материалов, а проще говоря камней и скальной породы. Изначально для этого стали применять самосвалы МАЗ-525 или «четвертаки» по простому. В конце 60-х начались поставки самосвалов БелАЗ-540, которые обеспечивали необходимую производительность труда. Поскольку других вариантов доставки инертных материалов не было (попытки создания конвейерной линии оказались неудачными) вся тяжесть доставки грузов досталась автомобилистам.
1
В день выезжало порядка 100 машин на линию, работы по отсыпке велись без перерыва — зрелище впечатляющее. И продолжалось всё это примерно до 1979 года. Позднее автомобили перевели на строительство Рогунской ГЭС (она выше по течению Вахша), некоторое количество БелАЗ-540А оставалось в Нуреке, но совсем немного, примерно с десяток автомобилей.
1
Попав на территорию бывшей БТМ (она же АТПО) я оказался несколько обескуражен. В принципе не сильно там всё изменилось — строения всё те же. А вот автомобилей практически не было. Оставался один полуразобранный БелАЗ-540А (теперь его тоже не стало), и ещё несколько автомобилей в таком же состоянии. Теперь данная территория ждёт своего нового хозяина, вроде бы нашли инвестора.
1
Так выглядела территория БТМ в середине 70-х.
Осмотрев территорию бывшеей БТМ поехали дальше по знакомой до боли дороге. Из прежних участков не все сохранились, поскольку они были ориентированы на сборку и наладку оборудования для Нурекской ГЭС и планировалось на их основе начать работать в том же направлении для Рогунской ГЭС. Но в связи с неопределённостью судьбы данного проекта деятельность многих организаций оказалась остановленной. Сейчас продолжают работать «ЭМЗ» (экспериментальный механический завод), «ГМ» (гидромонтаж), СГЭМ (спецгидроэлектромонтаж).
Проехав осноную территорию промзоны, остановились перед КПП, который охраняет местная национальная гвардия. В былые времена, пока велась отсыпка плотины въезд на территорию был абсолютно свободный. Обычно садились в «УАЗик», поскольку дорога оставляла желать лучшего — и вперёд, только успевай уворачиваться от «БелАЗов». Примерно с 1983 года ситуация изменилась, была введена система пропусков и выставлены посты охраны. В качестве постовых были милиционеры, по тем временам необычно вооружённые — с автоматами Калашникова. Для проезда на охраняемую территорию требовался пропуск, который помнится выдавали в местном отделе КГБ. Во время активных боевых действий осенью 1992 года Нурекская ГЭС была взята под охрану подразделениями 201-й МСД МО РФ, а в 1993-м охрану передали местным силам.
Поскольку наш сопровождающий, по имени Сухроб (огмное спасибо ему!), говорил о своих больших возможностях — мы не очень волновались. И в самом деле, после непродолжительных переговоров с начальником караула и звонка нужным людям — шлагбаум открыли. «Хуш омадед!» или «Добро пожаловать!», как говорится.
1
Собственно — вот она, Нурекская ГЭС. Давненько не бывал я здесь — с 1990 года.
1
Вид на нижний бьеф и тоннели катастрофического водосброса.
1
Почти такой же ракурс, только 1978-й год. В работе тоннель катастрофического водосброса.
1
Поднимаемся выше в гору.
1
Эта же дорога, 1978-й год. Самосвалы БелАЗ-540А везут камни и скальную породу для отсыпки плотины.
1
Подъехали к порталу четвёртого транспортного тоннеля.
1
Этот же тоннель, вид изнутри, за поворотом выезд на гребень плотины. Приходилось в конце 80-х по этим тоннелям ехать на велосипеде. Темень, вода с потолка сочится, разбитый местами асфальт — в общем полный экстрим:-()
1
Приехали — наслаждаемся зрелищем.
1
И вновь почти тот же ракурс, судя по количеству трансформаторов — 1978-й год
Вид на основные гидротехнические сооружения Нурекской ГЭС, снятые с гребня плотины.
1
Так выглядит водохранилище Нурекской ГЭС (или по нашему — Нурекское море) с гребня плотины
Поскольку вид со стороны плотины не в полной мере передаёт масштаб водной глади, предоставлю вид с другой точки.
5
Вид на водохранилище с перевала Шар-Шар, зима 2015 года.
2
Ещё красивее — с борта вертолёта, но не всегда и не у всех получается:-) Фото 1997 года.
1
Вот она — самая высокая в мире плотина среди каменно-набросных. Надпись переводится с таджикского как: «Добро пожаловать, дорогие гости».
2
Так выглядел створ плотины в 60-е годы.
Небольшой исторический экскурс. Для строительства плотины было выбрано Пулисангинское ущелье. Название «Пулисангин»» означает в переводе с таджикского — «Каменный мост». Здесь, в каменной теснине, река Вахш текла в очень узком русле и над поверхностью воды с давних пор был возведён мост, по которому проходила часть Великого шёлкового пути. Согласно историческим данным, через этот мост в своё время проезжал путешественник Марко Поло, а также купцы и дипломаты, следовавшие из Китая в Европу и обратно. В двадцатом веке из числа знатных гостей через Пулисангин проезжал последний эмир Бухары Сеид Алим-Хан, а также известный предводитель басмачей Ибрагимбек. С курбаши Ибрагимбеком всегда была связана такая легенда. Когда отряды красноармейцев прижали изрядно поредевшее войско басмачей к берегам Вахша — их предводитель не стал искушать судьбу и пошёл на прорыв. Мост был заранее разрушен, но Ибрагимбек, который с малых лет скакал на коне, перепрыгнул через остатки моста, потеряв при этом свой хурджин (мешок такой) с золотым запасом. Уйти лихому всаднику далеко не удалось — чуть позже его приговорили к высшей мере наказания. А вот золото многие пытались найти — но без особых результатов.
1
Хрестоматийный вид на здание Нурекской ГЭС со смотровой площадки. Отсюда прекрасно видно здание ГЭС — белое пятиэтажное здание, которое на самом деле включает в себя восемь этажей (три под землёй). Правее здания ГЭС хорошо видны трансформаторы (ближе к урезу воды) и крыша машинного зала (над ней козловые краны жёлтые).
1
Тот же ракурс (отсюда всегда фото делают) — 1981 год.
Мы не поехали в само здание ГЭС, поскольку не хотелось отвлекать людей от работы, к тому же для прохода через машинный зал требуется сопровождающий. Интерьер машинного зала не сильно менялся долгие годы, разве что появились другие плакаты на стенах и закрасили надписи на корпусах гидроагрегатов. Седьмой, помнится, был посвящён дню Конституции СССР, девятый был подарком ко дню рождения Л.И Брежнева. Кроме того, теперь ведётся реконструкция агрегатов и они кардинально поменяют свой внешний вид.
1
2019-й год
1
1981-й год
Помню, сколько радости было от посещения этого здания в детстве — там находился бесплатный автомат с газировкой (правда без сиропа) и настоящий лифт. Тогда в городе не было девятиэтажек (первую построят в 1982-м), соответственно и лифтов тоже. Вот я и катался при возможности, когда на ГЭС попадал. Взрослые относились с пониманием, я в свою очередь не сильно наглел. А как мне в детском саду завидовали…
Небольшое видео со смотровой площадки
Строительство Нурекской ГЭС было начато в 1961-м, когда прибыли первые рабочие и стали возводиться вспомогательные подразделения. 26 марта 1966 года мощный взрыв обеспечил перекрытие русла Вахша и воды реки теперь пошли через отводной тоннель. Одновременно стали возводить комплекс здания ГЭС и увеличивать высоту плотины. Усилия не прошли даром, и 16 ноября 1972 года гидроагрегат № 1 начал вырабатывать электроэнергию. При этом приходилось преодолевать массу трудностей. Непросто давалось бурение скальной породы для обустройства водоводов — в результате было пройдено 38 километров подземных выработок. Приходилось учитывать и повышенную сейсмичность в месте строительства. Без преувеличения можно сказать, что Нурек строила вся страна — в работе было задействовано около 300 предприятий Советского Союза. Тогда же зародилось движение «Рабочая эстафета», которое позволило устранить все шероховатости при работе смежных организаций. Строительсво шло с опережающими темпами, и в сентябре 1979 года — основной объём работ на станции был завершён, все девять агрегатов подключены к сети.
1
Портал первого транспортного тоннеля
Неподалёку от портала установлен памятник одному из символов этой грандиозной стройки — самосвалу БелАЗ-540А
1
Установлен памятник был примерно в середине 80-х, во всяком случае в 1988-м он был на постаменте.
Наличие транспортных тоннелей обеспечивало непрерывный поток транспорта, который позволял выполнять отсыпку плотины практически без остановок. В зависимомти от вырабатываемого карьера движение велось по часовой стрелке или наоборот. Для избежания аварийных ситуаций встречные потоки не пересекались.
1
Вид на карьер № 13 (он совсем недалеко от плотины)
Проект плотины Нурекской ГЭС изначально предполагал широкое применение местных материалов. К тому же высокая сейсмичность района не позволяли строить данное сооружение полностью из бетона. Использование скальной породы обеспечивало необходимое демпфирование, а для предотвращения фильтрации воды через тело плотины выполнялась укатывание и утрамбовывание породы. В качестве источника материалов для строительства были карьеры, общее число которых составляло двадцать пять. До сих пор в топонимике Нурека присутствуют карьеры. Самый знаменитый — девятый карьер, после затопления которого образовался искусственный водоём.
1
Девятый карьер, вид с хребта, 1978-й год. Длина 1300 метров; ширина 600 метров; глубина 30 метров.
1
Хорошо видно водную поверхность затопленного карьера № 9. Сейчас его берега застроены коттеджами, там организованы зоны отдыха, фото 2015 года.
Со смотровой площадки открываются прекрасные виды на город Нурек и окрестности. Нам не повезло немного — на горах висела мгла, которая носит название «афганец». Данная пыльная буря зарождается на территории Афганистана и благодаря ветрам распростроняется по таджикской территории. Иногда из-за «афганца» даже окрестные горы толком не видно.
1
Нурек с высоты — хорошо виден портал тоннеля катастрофического водосброса с глубинным водозабором (КВСГВ)
1
Ещё одна панорама города с левого берега. Практически с высоты птичьего полёта — орёл в левом углу кадра подтверждает:-)
1
И автор для комплекта:-)
1
Стенд с информацией о плотине. В былые времена был цветным и без подписей — сейчас намного информативнее.
1
Стенд, позволяющий понять конструкцию основных гидротехнических сооружений.
Рассказ о Нурекской ГЭС был бы неполным без описания работы катастрофического водосброса. Поскольку агрегаты ГЭС не всегда способны работать на полную мощность — излишки воды приходится отводить мимо водоводов. Данный принцип сильно напоминает обычную ванну с устройством слива-перелива. Поскольку мы приехали в начале мая, увидеть работу водосброса не вышло — паводок достигает своего пика в июне. В связи с этим для примера взял фото 2016 года.
После перекрытия русла реки Вахш вода отводилась по тоннелю № 1 (первый слева на фото). Позже, по мере строительства плотины был пробурен отводной тоннель № 2. Сейчас они наглухо замурованы, а порталы сохранены для памяти. Третий и четвёртый тоннели образуют катастрофический водосброс Нурекской ГЭС. Тоннель № 3 — с поверхностным водозабором (КВСПВ), тоннель № 4 — с глубинным водозабором (КВСГВ).
1
Для наглядного представления о подземных коммуникациях Нурекской ГЭС — фото из городского музея.
Открытие тоннелей катастрофического водосброса приводило к ощутимому понижению температуры окружающего воздуха. Это чувствовалось, когда приходилось подойти поближе к быстротоку — там становилось довольно прохладно, невзирая на летнюю жару. Жители домов близлежащего микрорайона «Электрон» и посёлка Лангар были вынуждены по ночам укрываться шерстяными одеялами — такой получался «кондиционер».
1
В былые времена постоянно работал тоннель с глубинным водозабором, а сейчас всё чаще можно видеть работу обоих тоннелей. Делается это с целью снижения заиливания водохранилища, поскрольку данная проблема даёт о себе знать с начала 2000-х.
Наша экскурсия подошла к своему завершению, и мы приехали на нижнюю смотровую площадку. Вокруг благоухали розы, которые здесь выращивают в больших количествах.
1
Хорошо видна остроконечная вершина горы Нор (в переводе «Свет») и гора Сандук (всего лишь «Сундук») между которыми и построена плотина.
2
Картинка на память
1
И напоследок — фото мальчика, запоминающего основные вехи строительства Нурекской ГЭС, чтобы публикация на «Туристере» не прошла незамеченной:-)