Каждый, кто бывает в Мьянме, непременно увозит на память о ней традиционный сувенир — лаковую шкатулку. На многих имена тех, кто делает эти замечательные вещи, — Схая Сан Тина и др.
В первой половине XVII века бирманский лак считался лучшим на Востоке и пользовался большим спросом. Добывают его из смолы, надрезая стволы и ветви дерева, которое так и называется «табьеджи» или лаковое (бот. меланорроя голая, лат. Melanorrhoea glabra), его еще величают «ботаническим сокровищем страны». В тщательно отфильтрованный сырец добавляют масла и вещества для получения лаков разного цвета и фактуры.
В XVI–XVII столетиях издавались указы о разведении лаковых деревьев и о запрещении вывоза лака. Путешественники Х.Малком, М.Саймс, Дж. Кроуфорд, Г. Юл, Ю.Бьюкенен неоднократно упоминали о лаковом производстве и связывали его прежде всего с городами Паган и Мандалай. Эстетический вкус народа, его созерцательно-поэтическое мироощущение отразились в лаковой росписи шкатулок, ширм и других вещей.
Основа предмета может быть из бамбука, дерева, бумажной массы и пр. В целом техника лаков очень сложна. Она включает ряд длительных и трудоемких процессов, ведь на каждой ступени изготовления будущее изделие должно быть выдержано определенное время — от месяца до года в подземных хранилищах. Поскольку лаки требовали большой затраты труда, они ценились всегда очень высоко. На бирманском языке мастер по росписи лака звучит как «йунтхоу», а для понятия «ремесленник» существует другое слово, иначе говоря, и в языке отразилось различие между ремесленником и человеком, обладающим определенной художественной культурой, которая необходима при изготовлении и росписи этих изделий. Содержание росписи различно: традиционный растительный орнамент, мифические животные, птицы, сцены состязаний, фигуры девушек, изображения духов и пр. Наибольшее распространение получили три вида покрытий: одноцветный черный, черный с позолотой, цветной.
В первой половине XX века было семь районов, где производились предметы из лака. Наиболее известными стали Чаука и Мандаун (близ Пагана), Ньяуну, Мьинкаба. Но только паганские мастера умели создать тот тип изделий, который носит название «йун-де». Особый декоративный эффект достигается сочетанием блестящего черного лака и тонкого золота. Кажется, что оно растворяется в глубине сверкающей черноты.
Мастера по лаку изготовляют чаши для подаяния (они неизменно черного цвета, изредка проходит серебряная полоска), музыкальные инструменты, подносы, дароносицы, вазы, коробки для бетеля, косметики и украшений, пепельницы, чашки для питья. Интересно выполнены небольшие шкатулки в форме тыквы, манго, мифической птицы хинта (похожа на дикую утку) — эмблемы Пегу, столицы некогда существовавшего Монского государства.
В шкатулках в виде сов женщины хранят украшения или пуговицы. Во многих странах считают, что сова приносит несчастье. Мьянманцы же верят, что сова — символ мудрости — защищает дом от злых духов, приносит удачу. В каждом жилище есть изображения этой птицы, иногда крупные — около 30 см в высоту, иногда чуть больше 3. Делают их из пробкового дуба, покрывают желтой фольгой и разрисовывают, но чаще всего — из черного лака, на который наносят золотой узор.
В Пагане — центре лакового производства — создана Школа лаковых ремесел. В разных городах устраиваются выставки. Пресса постоянно отмечает высокое качество преподавателей и учащихся паганской школы: большого короба для хранения рукописей, столов, ширм, низких стульчиков, ваз. Эстетические запросы современности и национальные традиции удачно сочетаются в лучших изделиях.