Историко-этнографический музей имени Курманжан Датки
Во время переезда по Алайской долине оказались в крошечном городке Гульча, что прославился благодаря легендарной правительнице алайских киргизов Курманжан Датки. Почитающие ее память киргизы к 180-летию Курманжан создали в Гульче музей Алайской царицы.
Прежде, чем показать музейную экспозицию, расскажу о самой Курманжан. На Туристере нет ни упоминаний о ней, ни отзывов о данном музее, поэтому букв будет много. Уж очень неординарная и интересная личность.
Если вкратце, то эта женщина построила головокружительную политическую карьеру в исламском мужском мире, возглавила многотысячную армию джигитов и блистала как военный стратег и тонкий дипломат.
Теперь подробности. Курманжан Маматбай кызы родилась в 1811 году в Алайских горах в аиле Орке в семье киргизов-кочевников из племени Мунгуш, населявшего окрестности Оша. Если бы не смелый нрав и неженский ум, она бы повторила судьбу большинства женщин своего народа, которые всю жизнь работали, непрестанно рожали детей и уже в 50 лет выглядели старухами.
В 18 лет Курманжан выдали замуж, но жених, с которым они впервые увиделись на церемонии, совсем ей не понравился. Что немудрено, ведь молодожен был втрое старше. Нарушив все традиции, девушка в первый же день сбежала из юрты мужа и вернулась в отчий дом. При этих обстоятельствах и раскрывается характер Курманжан.
Как ни странно, ситуация, для которой по мусульманским законам не нашлось определения, закончилась для девушки мирно. Вероятно, здесь впервые проявился недюжинный политический и дипломатический талант будущей «Матери нации». После «инцидента» Курманжан, нарушая все мыслимые традиции, три года прожила в родной семье, считаясь номинально замужней женщиной.
В 1832 году юную красавицу увидел богатый алайский бек Алимбек, проезжавший мимо аила. Этот человек обладал огромной властью, имел титул «Датка» (что приравнивалось к званию генерала), был визирем Кокандского ханства и руководил племенами киргизов. Покоренный красотой и умом Курманжан, он решил посвататься, но в ответ услышал от девушки: «Датка, пока меня не освободят от брачных уз, по законам шариата, ни вы, ни даже Кокандский хан не сможет на мне жениться».
Алимбек был удивлен дерзостью красавицы, но это его не остановило. Использовав свое право, он освободил Курманжан от брачного договора и взял ее в жены. На этот раз красавица не была против и стала для бека не только прекрасной женой и матерью пяти сыновей, но и настоящей спутницей жизни.
Новый супруг происходил из знатной семьи, был образован и сумел самостоятельно построить политическую карьеру.
3
Он родился примерно в 1800 году. К середине века построил политическую карьеру в Кокандском ханстве, что существовало в те времена на территории Центральной Азии. Под его управление передали административно-территориальную единицу Андижанский вилайет.
В 1860 году кокандцы потерпели поражение в Узун-Агачском сражении между российским и кокандским войсками. Алымбек, который не участвовал в битве, был обвинен в предательстве. В 1862 году в ходе восстания, что он поднял в ответ, его убили.
В год смерти мужа Курманжан исполнился 51 год. Она не опустила руки, не замкнулась в трауре. Это была та женщина, которая шла по жизни своим путем. Курманжан объявила себя новым правителем алайских киргизов. Уважение к ней было так велико, что многочисленные роды беспрекословно подчинились власти женщины, что остаётся единственным примером в истории кочевых племен.
Историки до сих пор ломают головы над загадкой, как Курманжан удалось добиться такого влияния. Рождение пятерых сыновей по тем временам было хоть и почётным достижением, но относящимся к обязанностям женщины. По местным традициям если кто из женщин и вмешивался в государственные дела, то это могла быть мать правителя. А Курманжан была даже не первой, а лишь второй женой.
Некоторые биографы Алайской царицы склоняются к версии, что первые шаги в политике Курманжан делала еще в 1840-е годы, постепенно укрепляя свое положение. Все 29 лет брака она выстраивала свою репутацию среди кланов, чиновников и военных, заводила полезные связи. Завоевав расположение жителей Оша — города, где находилась ставка Алымбека, она распространяла свое влияние дальше.
Курманжан осознавала необходимость политической поддержки со стороны более крупных игроков. Она добилась признания своей легитимности от Кокандского хана Худояра (который, по слухам, и подослал наемных убийц к ее мужу). Когда хан обложил алайцев данью, Курманжан мирно, но жестко добилась отмены налогов. Она была удостоена прозвища «Датка» («справедливый правитель») и пышного приема, как если бы была мужчиной. Вслед за Худояром свое уважение к Курманжан засвидетельствовал и Муззафар, эмир Бухары.
Она мудро лавировала между интересами кланов и получила в народе прозвище «Мать нации». Слухи о политическом чутье Курманжан разлетелись по всему миру. Для широких масс она была не «вдовой Алымбека», а «королевой Юга». Перешедшая на ее сторону армия мужа, состоящая из 10 000 джигитов, поддерживала престиж, демонстрируя, что Курманжан при необходимости может говорить с позиции силы.
Силы пригодились в 1876 году, когда под её руководством джигиты Южной Киргизии сразились с русской армией. Но силы были не равны. Русская армия пришла с огнестрельным оружием, которого не было у киргизов. Несмотря на блестящую тактику и героизм киргизской армии, Курманжан проиграла. При попытке перехода афганской границы Алайскую царицу взяли в плен.
В политических целях Курманжан сохранили жизнь и обращались с ней достойно. Русское командование несло значительные потери и рассчитывало на прекращение боевых действий и мирный переход киргизов в состав Империи.
В этот период состоялся исторический разговор, после которого судьба киргизского народа изменилась навсегда. Беседу с Курманжан затеял сам Михаил Скобелев.
3
Генерал начал разговор так: «О, мать стольких храбрых сыновей! Считай и меня своим сыном». Курманжан была женщиной… слова генерала растрогали её. В результате переговоров Курманжан Датка официально объявила о присоединении земель алайских киргизов к Российской империи. Она повела себя как мудрый и дальновидный политик и смогла получить этот мир на условиях, выгодных для её народа, фактически зажатого в тиски. Сама она получила чин полковника Российской армии, а киргизский народ ожидали десятилетия спокойной и мирной жизни.
4
После присоединения к России на территории Алая образовали пять волостей, четыре из которых согласно условию Курманджан Датки перешли под управление её сыновей. Российские политические и военные деятели, лично знавшие Курманжан, отмечали её ум, незаурядность и уважение среди соотечественников. Многие чиновники лично обращались к Датке за советом.
Император Николай II назначил ей пенсию и пожаловал специальный царский подарок — золотые дамские часы с изображением государственного герба империи с цепочкой и брошью, украшенные бриллиантами и розами.
Сведений о личностных качествах Курманжан Датки сохранилось не много. Известно, что она была в меру аскетична, не увлекалась шумной городской жизнью, проводила время в войлочной юрте, кочуя по склонам Алайского хребта.
Офицер российской армии Борис Тагаев, присутствовавший при разговоре Курманжан Датки и Михаила Скобелева, описывал Алайскую царицу как «киргизку небольшого роста, хотя немолодую, но красивую, одетую в парчовый халат, отороченный каким-то мехом». Других воспоминаний о внешности Курманджан не сохранилось.
К сожалению, её мудрость и прозорливость не позволили предотвратить личную трагедию. Алайскую царицу настигло самое страшное испытание. В 1893 году двое её сыновей и два внука были обвинены в контрабанде, а любимый сын Камчибек — в убийстве таможенного чиновника. Несмотря на огромное влияние, Курманжан не смогла спасти сыновей. Камчибека ждала виселица. Верные киргизы предлагали правительнице силой отбить у русских властей сына, на что та ответила: «Горько осознавать, что уйдет в мир иной мой младший, но я никогда не перенесу того, что из-за моего сына погибнет мой народ. Не будет мне тогда ни на том, ни на этом свете оправдания». Курманжан присутствовала на казни, и это событие подкосило бесстрашную женщину. Она оставила общественную жизнь и поселилась в деревне Мады недалеко от Оша.
Королева гор умерла в возрасте 96 лет, окружённая почётом и уважением.
Незадолго до смерти с ней успел повидаться проезжавший в этих местах полковник Карл Густав Маннергейм. Он оставил серию уникальных фотоснимков, где запечатлел Курманжан Датку.
4
К его огромному удивлению, пожилая женщина по его просьбе моментально и очень легко села на коня, чтобы позировать для фотокамеры.
4
Киргизский народ увековечил Курманжан Датку на национальных банкнотах, её имя носит престижная международная премия, учреждённая Киргизско-Российским славянским университетом, о ней писали книги, снимали фильмы, ей устанавливают памятники и называют её именем улицы в крупных киргизских городах. «Мать нации» навсегда осталась в сердцах своего народа.
Как упоминала в начале, историко-этнографический музей в Гульче, носящий имя Курманжан Датки, появился не случайно. Когда-то здесь базировалась ставка Алайской царицы.
Музей организован в форме киргизской юрты.
6
На трех его этажах размещена историко-этнографическая экспозиция, отражающая важнейшие вехи существования киргизского народа. Но большая её часть, конечно же, посвящена Курманжан Датке.
Осмотр экспозиции мы начали с верхнего этажа, где представлены многочисленные фотографии и репродукции с изображениями Курманжан и Алымбека Датки и их родословной.
3
4
2
На старинных картах можно увидеть, как выглядели в давние времена киргизские земли, входящие в состав Кокандского ханства.
2
Так выглядело укрепление Гульча во времена Кокандского ханства.
4
А это изображения Кокандского хана Худояра, эмира Бухары Муззафара и русских офицеров, принимавших участие в сражениях за алайские земли.
2
В экспозиции также представлены письма, имеющие историческое значение для киргизских земель, и оттиски печатей.
1 из 3
2
Краска на старинных банкнотах, относящиеся ко временам Российской Империи, совсем не потускнела. И если бы не частичные разрывы, банкноты выглядели бы как новенькие.
1 из 2
3
В музейной экспозиции много репродукций и стендов, отражающих важные исторические события жизни алайских киргизов. Связанных и с борьбой за автономность, и с отдельными вехами мирной жизни.
1 из 3
4
1 из 3
4
Из личных вещей Курманжан Датки сохранились плащ, сумочка и перчатка для верховой езды. Эти вещи являются самыми ценными музейными экспонатами.
1 из 3
4
Печатные издания и заметки, посвященные Курманжан Датке.
1 из 2
3
В экспозиции упоминается и о прославивших страну правителях и ученых.
1 из 4
2
1 из 7
2
Несмотря на некоторую пафосность, показалась трогательной телеграмма, направленная вождю пролетариата.
2
Этнографическая часть экспозиции верхнего этажа сформирована несколькими национальными костюмами и предметами быта.
1 из 4
3
Деревянную посуду киргизы, населявшие Алайскую долину, изготавливали сами, металлическую и керамическую привозили из городов и селений Ферганской долины и Кашгарии.
На токарном станке алайские киргизы изготавливали чашки аяк (в некоторых районах их называют кесе), разной величины и глубины, с разными профилями, днищами и поддонами и вытачивали большие глубокие миски чара. В хозяйстве кочевника миска имела широкое применение. В ней замешивали тесто, складывали куски мяса в сыром и вареном виде, ею пользовались при подаче разных кушаний. Иногда в мисках хранили молоко.
1 из 4
3
Металлические заварники, чайники и лампы относятся к более позднему периоду начала XX века. Такие чайники можно встретить в обиходе в семьях, проживающих в селах, и сейчас.
1 из 5
4
Мне больше всего приглянулась этнографическая часть экспозиции, что размещена на нижнем этаже. Здесь довольно прохладно. Специальный температурный режим соблюдается, чтобы обеспечить лучшую сохранность экспонатов.
Основа жизни любого киргиза многие годы была сосредоточена вокруг юрты. Заострять внимание на особенностях организации юрты не буду, уже описывала в материалах монгольские юрты.
4
У киргизов все стандартно для кочевников. Зоны юрты ориентированы по сторонам света. Слева от входа — мужская с мужскими вещами, справа — женская.
5
4
В экспозиции много элементов национальной киргизской одежды. Традиционная киргизская одежда приспособлена к условиям кочевого образа жизни и верховой езде, отличается самобытным покроем. Заметный отпечаток на характер одежды наложил суровый климат высокогорного края с резкими колебаниями температуры, что и обусловило наличие в гардеробе киргизов множества теплых вещей. Для создания одежды использовали грубую домотканину из шерсти верблюдов и овец, домашней выделки шкуры и войлок. Хлопчатобумажные ткани, бархат и шелк использовали для праздничной одежды.
Из элементов мужского костюма представлен кементай — распашной войлочный халат, который подпоясывали кожаным ремнем или кушаком. Эта одежда — непременный атрибут скотоводов, отлично защищавший от дождя и ветра. Джаргакшым — широкие кожаные или замшевые штаны, основным украшением которых служила шелковая вышивка.
3
4
Деревянная обувь использовалась как правило для работы на полях.
3
Мужчины могли также носить сапоги кожаные или войлочные с загнутыми носками и головной убор — калпак.
6
Калпак представлял собой шапку, сшитую из 4 клиньев, расширявшихся к низу, боковые швы которого были прошиты не до конца, что позволяло поднимать и опускать поля, защищая глаза от солнца. Верх калпака украшался кисточкой.
Так же мужской национальный костюм включал в себя широкую туникообразную рубаху со стоячим воротником, нагольный овчинный тулуп — тон и стеганый чапан (длинная верхняя одежда типа халата). Шьют чапан на вате или верблюжьей шерсти, для подклада применяя ситец, а сверху покрывают бархатом, сукном или вельветом.
3
Женский национальный костюм кыргызок по традиции включает три компонента: набедренную распашную юбку — бельдемчи, шапочку и тюрбан. Бельдемчи — распашная юбка, пришитая к широкому поясу.
В зависимости от назначения, она выполнялась из домотканого сукна или дорогих материалов. Если это была праздничная одежда, она украшалась вышивкой, а по подолу оторачивалась мехом. Бельдемчи носили поверх камзола — «кемсал» или платья. Обычно, богато украшенную бельдемчи женщина получала как приданное от матери после рождения первого ребенка. Незамужние девушки носили небольшие шапочки отороченные мехом с перьями на голове — тебетей, а замужние — элечек (тип тюрбана). Так же в комплект женской одежды обязательно входило длинное и свободное платье — рубаха, безрукавка и приталенная халатообразная одежда — камзур.
1 из 5
2
Обязательным атрибутом женского костюма были ювелирные украшения, которые выполняли функцию оберегов.
1 из 3
2
В жизни кыргызов, как и у всех кочевых народов, важную роль играло животноводство. Большое значение придавалось обработке кожи и изготовлению из неё различных изделий, в том числе домашней утвари и посуды. Для этих целей использовали сырье домашних и диких животных (лошади, коровы, верблюда, яка, овцы, козы, лисы, курицы, выдры, горного козла, косули).
В стилистике вещей из кожи и шкур у кыргызов много общего с казахами, башкирами и алтайцами.
3
Из козьих шкур делали разного рода хозяйственные мешки. Шкуры, снятые целиком с телят, ягнят, козлят использовали в качестве мешочков (тулуп) для хранения чая, ниток, туалетных принадлежностей. В мешках (более крупных) хранились пищевые продукты. Из шкур телят и жеребят шили хозяйственные сумки для деревянной посуды, ложек.
1 из 4
2
Широкое применение имели овечьи и козьи шкуры. В условиях кочевого и полукочевого хозяйства массовое развитие получило употребляемая в быту кожаная домашняя утварь. Например, мешки из шкуры, снятые целиком с козы, которые применялись для разных бытовых целей: для жидкостей (кумыс, айран), для хранения различных твердых пищевых продуктов (хлеб, мясо, сушеный сыр, мука, толокно и пр.).
Покидая дом, киргизы брали с собой многие предметы, что использовались в повседневном обиходе. Те же ёмкости для хранения жидкостей и продуктов, охотничьи туеса и мешки для дичи.
1 из 4
2
В южных районах Кыргызстана для хранения кумыса помимо «меша» иногда использовали большие глиняные кувшины (хум) узбекской работы.
1 из 4
2
Непременной принадлежностью кочевого быта была ступа (соку). Отмечаются две её формы: цилиндрическая и бокалообразная. Ступы делали из деревьев твердой породы двумя способами. В одних случаях середину обрубка предварительно выжигали, а затем обрабатывали теслом. В других только выдалбливали. Пест к ступе готовили или из дерева (соку билек) или из камня (соку таш). Из деревьев твердых пород мастера делали также сосуды для сбивания масла (куу, гуу).
4
Иногда киргизы промышляли охотой и ставили деревянные капканы для поимки животных.
2
Досуг киргизы скрашивали игрой в кости.
3
Детские кроватки (бешик).
3
Ковры с национальными узорами.
1 из 3
4
А это ткацкие станки, где рождаются удивительные узоры.
1 из 2
3
Инструмент для изготовления нитей из шерстяной, хлопковой или шелковой пряжи (ийик).
3
В экспозиции также представлены наиболее популярные национальные музыкальные инструменты. Самый известный — щипковый струнные инструмент комуз. Помимо комуза киргизские народные инструменты включают в себя кыяк, сыбызгы, боковую флейту, чопо-чур, темир ооз комуз и т. п.
2
Ещё один небольшой зал вновь возвращает посетителей к личности Курманжан Датки. Здесь представлены символичные предметы с ее изображениями: ковры, вазоны, полотна и книги, описывающие историю жизни Алайской царицы.
1 из 6
4
Не определюсь, что впечатлило больше — грамотно организованная интересная музейная экспозиция или истории из жизни легендарной Курманжан Датки. А, может, идеальный микс из того и другого, достаточный для того, чтобы взбудоражить умы пытливых туристов)
Музей расположен по адресу: Ошская область. Алайский район, город Гульча, ул. Курманжан-Датка, д. 23. Окажетесь в тех краях, не пропустите.
Цикл материалов "От Тянь-Шаня до Памира. Неизбитая Киргизия"