Совет 1. «Убер». Перед поездкой на Бали, переворошив интернет, я обнаружила, что на острове появились такси «Убер». И тарифы у них не просто адекватные, а прямо-таки божеские. Так, опытные туристы делились инфой, что из аэропорта Денпасара до Убуда можно доехать за 150к рупий, в то время как обычные таксисты ломят все 300к. Обрадованные и окрыленные, лелея надежду на знакомого перевозчика, мы прилетели на Бали и столкнулись с некоторыми нюансами, которые стоит знать и Вам, если Вы тоже рассчитываете на «Убер».
Да, действительно, такси «Убер» на острове есть. Да, проездки с ними дешевы (120к рупий из Убуда в Нуса Дуа, каково? Аттракцион невиданной щедрости!), НО… Воспользоваться им — это практически из области неосуществимого.
Во-первых, на них совершенно невозможно уехать из аэропорта. Они не подъезжают к выходу из терминала, надо с чемоданами тащиться к шоссе, через крытую парковку. А там, у шоссе, при вызове, начинаются сбои с указанием точки, куда такси должно подъехать. Короче, мы мучились-мучились, плюнули на все и взяли аэропортовское такси, с которым сговорились за 200 к рупий от аэропорта до нашего отеля в Убуде. Конечно, мы переживали, что по приезду в точку назначения таксист начнет отмораживаться и требовать денег больше (счетчик-то он не включил), но, к его чести, он таких фортелей выкидывать не стал.
Во-вторых, машины «Убер» не могут заехать в закрытый отельный поселок в Нуса Дуа. Охрана их туда просто не пускает, заставляя гостей пользоваться услугами отельных такси по совершенно невменяемым ценам. Выход один: приходите к торгово-ресторанной зоне поселка «Bali Collection», там крутятся частники, которым отели, скрипя сердцем, дозволяют промышлять извозом на своей территории. За 150к рупий от Нуса Дуа до аэропорта договориться можно. Грабеж средь бела дня, конечно, но по сравнению с гостничными тарифами — экономия.
В-третьих, в часы пик (утром и вечером), когда туристы активно перемещаются по острову, машин в наличии просто нет. Желающих таксовать под крылом «Убера» не так много, бомбят эти водители, как правило, в свободное от работы время, а потому поймать свободную машину — это задачка не из легких.
Совет 2. Ожидание. Неважно, каким такси Вы воспользовались, приехав на место назначения, договоритесь о том, чтобы водитель Вас подождал. Либо заплатите по счетчику за ожидание (по словам туристов, совсем недорого получается), либо таксист может согласиться подождать Вас и забесплатно. Мы такой возможностью не воспользовались, и потом кусали локти. Доехали на «Убере» от Леса Обезьян до Слоновьей пещеры (Гоа Гаджа) за 20к рупий, а обратно уехать не могли. Уберовских такси в наличии не было, а все машины, что стояли возле комплекса Гоа Гаджа ожидали пассажиров. Нашлась, правда, парочка свободных тачек, но знаете какую начальную цену они запрашивали? 175к! Напомню, это просили деньги за то расстояние, которое Убере оценил в 20к! В общем, мы с грехом пополам договорились на 50 тысяч. И то, водитель сидел с недовольной физиономией и чуть ли не скрипел зубами, что так продешевил.
Совет 3. Скутер. Кто-то, наверное, подумает: «Вот жадюга! Такси на Бали недорогое, уж за копейку удавиться готова» Не спорю, такси недорогое. И если сделать одну поездку за все время отдыха, то волноваться не о чем. Но если ты только за один день делаешь несколько поездок, то сумма набегает ощутимая и в бюджете поездки появляется приличная такая дыра. Хорошим вариантом были бы поездки на тук-туке, но, увы, почему-то на Бали, в отличие от Шри-Ланки или Таиланда тук-туков нет! А перемещаться по городам пешком (ввиду почти тотального отсутствия тротуаров) практически невозможно (мы попробовали и лично в этом убедились). Единственный выход в такой ситуации — аренда скутера.
Мы сначала боялись брать его в аренду. Все-таки, мы с ребенком, нас — трое, а скутер — не резиновый. Но потом, увидев, как дорого обходится такси, рискнули… и не пожалели.
Во-первых, недорого (30к рупий/сутки в Убуде, 60к/сутки — в Нуса Дуа).
Во-вторых, это весело.
В-третьих, если любите быть поближе к народу, то проезжая на скутере по местным городкам и весям, Вы сможете стать не просто участником дорожного движения, но полноправным действующим лицом в пьесе под названием «Повседневная балийская жизнь».
И еще! Я очень боялась, что когда мы будем ездить на мопеде, на нас будут кидаться местные собаки, которых на острове полным полно. Оказалось, что они на скутеры никак не реагируют. Привыкли, видимо.
Конечно, в поездках на скутере была и пара неприятных моментов, к которым надо быть готовым.
Во-первых, к управлению скутером, левостороннему движению и манере езды аборигенов нужно приспособиться. Моему мужу понадобилась пара часов практики, чтобы почувствовать себя менее или более уверенно.
Во-вторых, это довольно небезопасно. Так, на одном особенно резком и крутом повороте, мы чуть не вылетели на обочину.
А еще манера местных водить! Причем, если мужчины водят, в общем и целом, нормально, то среди женщин водителей попадаются совсем уж безолаберные. Проверить дорогу по зеркалам перед перстроением? Пффф! О чем Вы! Подрезать? Запросто! Переть по встречке? Легко! Из-за одной такой безмозглой курицы, которая ехала так, будто кроме нее на дороге никого не было, нам пришлось резко тормозить и мы чуть не вылетели с нашего дырчика под колеса впереди едущей машины. Ощущения были не из приятных.
В-третьих, пробки. Однополосная дорога, сверху на голову нещадно палит солнце, хочется побыстрее в тень, к месту назначения, но…перед тобой еле ползет вонючий грузовик и обогнать его нет никакой возможности. И ты плетешься и плетешься, мечтая, чтобы он, наконец-то, хоть куда-нибудь свернул и освободил тебе дорогу. Потом все вещи и все тело воняет этим мерзкими выхлопами.
И, четвертое, грабежи на дороге. Местные гопники наловчились на полном ходу рвать у беспечных туристов из рук не только сумки, но даже телефоны, но об этом я уже писала, не буду повторяться.
Совет 4. Аренда авто с водителем. Оптимальный вариант, если Вы хотите совершить поездку в отдаленное место. Так, когда мы собрались посмотреть водные дворцы Карангасема, то взяли машину за 600к рупий ($46) на 8 часов. Наверное, можно было бы поторговаться и сбить цену до $40, но мы как-то не подумали о торге. Впрочем, это нам даже помогло. Когда, из-за пробок, мы задержались в дороге, и экскурсия вместо 8 часов заняла 9, водитель не стал требовать дополнительной платы за час переработки, а спокойно привез нас в отель и мирно уехал.
На этом, пожалуй, и все! Легких дорог Вам на Бали!