В резной шкатулке под названием «Бали» сокрыто множество сокровищ. Но самые драгоценные из них, на мой взгляд, — водные дворцы Таман Уджунг и Тирта Ганга. Они появились в первой половине XX в. при последнем правителе княжества Карангасем на востоке Бали — радже со звучным именем Анак Агунг Англурах Кетут Карангасем. Поэт, философ, архитектор и преподаватель — он принимал личное (и самое деятельное!) участие и в проектировке и строительстве обоих дворцов.
Первой пробой пера для него стал Таман Уджунг. Задуманный не только как одна из резиденций королевской семьи, но также как место для официальных встреч и международных переговоров, он представляет собой удивительно гармоничное сочетание балийского и европейского архитектурных стилей.
Любуясь безмятежной гладью водоема,
над которой словно мираж «плывет» здание дворца,
трудно поверить в то, что некогда здесь был пруд,
в котором топили колдунов, признаных виновными в практике черной магии.
А сейчас все так невинно-мило, чинно-благородно:
ухоженные аллеи
Балийская царевна лебедь.
Вообще, некий когнитивный диссонанс вызывают особенности балийского менталитета. Отличаясь небрежностью (я бы даже сказала «неопрятностью» в быту), балийцы умеют создавать такие архитектурно совершенные здания и гармоничные парки, что можно просто умереть на месте от эстетического восторга! Складывается впечатление, что у жителей острова, как у американцев, жесткая сегрегация. Только, если американцы разделяют свое пространство по национальному и финансовому признаку, то у балийцев жестко разграниченно: вот жизнь со всей ее грязью во всем ее свинейшестве, а вот — чудесные «башни из слоновой кости», где хочется петь от восторга, наслаждаясь архитектурно-парковыми чудесами. Две эти грани сосуществуют вместе, но никак не смешиваются. Нет серого или розового, есть только белое и черное: или чистота и эстетика в отдельно взятых местах, или житейская грязь в бытовухе. Все! Как они спокойно совмещают в себе все это, ума не приложу!
Но что-то я отвлеклась. Вернемся ко дворцу. Я знаю, это не просто сделать во влажной балийской жаре, но не упустите возможность подняться на смотровую площадку
Преодолев многочисленные ступени,
Вы будет вознаграждены поистине королевским видом на окрестности:
Индийский океан,
и вулкан Гунунг Агунг, который сейчас выглядит, словно робкая девица, прикрывшаяся облаком, как вуалью. Но это сейчас. А в 1963 г. он надумал извергнуться, и часть Карангасема была залита лавой и засыпана пеплом, погибло почти 2000 человек.
Ну и пара слов о дворце: с высоты и снаружи он смотрится гораздо интереснее, чем изнутри.
Ведь внутри — пара пустых комнаток
с портретами членов последней королевской семьи
несколько смягчают аскетично-монашеский вид резиденции, но все же, все же…
Все же в парке находится интереснее и приятнее.
Тем более, там тихо, спокойно, почти нет людей.
И создается впечатление, что эта резиденция принадлежит Вам, только Вам безраздельно.
И потому уезжать из этого безмятежного места совершенно не хочется.