Прежде чем говорить о Зиро, совершим экскурс в Краеведческий музей города.
Прежде чем говорить о Зиро, совершим экскурс в Краеведческий музей города.
Он совсем старый, залы тёмные, стенды пыльные, чёрно-белые фотографии просматриваются с трудом, но коллекция интересная.
Как далее выяснилось, это самый лучший музей Аруначал-Прадеша.
Трудно говорить о том, чего ты не знаешь, да ещё и забудешь, но мы попробуем разобраться.
О прошлом этих мест известно немного.
Разрозненные племена жили на своих территориях, обрабатывали землю,
воевали между собой, но в итоге попали в британскую Индию.
По утверждению местных жителей, в конце позапрошлого века экспедиционный отряд британцев начал изучать горную территорию Аруначал-Прадеша. На пути встретились апатами. Английский офицер проявил неуважение к местной религии и оказался убиты. Отряд повернул назад. Карательной экспедиции не последовало.
В последующем, хотя британцы и записали территорию под контроль, вплоть до начала 40-х г. сами здесь не появлялись.
Так ли это, судить не берусь. С другой стороны, асфальт на горных дорогах положили за два года до коронавируса. Вот и представьте, что здесь было сто лет назад.
Такие понятия как «племя» и «народ» на первый взгляд одинаковы, но разница есть.
«Племя» — общность людей, говорящих на одном языке, имеющих единую религию, обычаи и традиции.
«Племенем» называют тех, кто в отличие он «народа», не сумел образовать государства и создать регулярную армию.
В случае с Аруначал-Прадешем все народы загонять под термин «племена» неправильно.
В Дапориджо на фестивале мы видели, что у проживавших там гала, тагин и горных мири много общего с Бутаном и Тибетом.
Если в Тибете существовало государство и оно не смогло подмять соседей, следовательно, было противостояние, которое возможно только при регулярной армии и государственной системе с обеих сторон.
Другой вопрос, что население предгорья Гималаев было неоднородным.
Аруначал-Прадеш на протяжении 1928 километров граничит с Бутаном, Тибетом, Китаем и Мьянмой (Бирмой).
В штате говорят на 82-х языках и диалектах.
Около 80% населения относятся к так называемым «списочным» племенам, что равноценно касте неприкасаемых.
На этой земле живут коренные племена, пришедшие со всех сторон: из далёких стран Азии, таких как Монголия, Китай, Тибет, Таиланд и др.
На протяжении веков в непосредственной близости изолированно сосуществует больше десяти основных племён и суб-племён.
Письменные свидетельства начинают появляться только к XVI веку.
В исторических записях Тибета фигурирует государство Монъюл народа монпа.
Оно существовало с 500 до н. э. по 600 н. э.
На одном из стендов квадратом разложены камни. Это уменьшенная копия мегалитических алтарей.
Никакие археологи историей Аруначал-Прадеш не занимались. Помимо алтарей, были найдены остатки древних монастырей и храмов, что свидетельствует о попытках влияния буддизма и индуизма.
В любом случае, взять всю территорию под контроль ни буддисты, ни индуисты не смогли.
На юге штата обитали племена, охотившиеся за головами. У одних отрубленные головы хранились в нужном месте, после укладывались в большие кувшины на кладбищах, рядом с почившим победителем.
Другие трофей высушивали, доводили до миниатюрных размеров и носили на бусах, демонстрируя доблесть.
На нескольких стендах территория штата поделена по этническому признаку. Можно видеть, где какую одежду носили, как выглядел дом, какими инструментами обрабатывали землю, что производили ремесленники, каким было оружие.
Культурный обмен предгорье Гималаев стороной не обошёл.
Многое из представленного встречается у арабов, малайцев, в Китае и даже в Африке.
Обычно в музеях хранятся раритеты, однако здесь не тот случай.
Многим пользуются до сих пор.
К примеру, музейные бусы не отличались от магазинных и тех, что носят женщин на национальных костюмах.
Правильнее сказать, национальные костюмы не ушли в прошлое.
Судя по всему, когда создавался музей, устроители думали, что новые веяния вот-вот перехлестнут родной штат и народ подвергнется тенденции глобализма.
Увы, этого не произошло.
Насмотревшись, я заинтересовался курительными трубками. Позже хотел купить подобную — знающий человек отсоветовал. Если в трубке остался кокаин (или что там ещё), меня могут запросто принять в Шереметьево.
Зато удалось заполучить мачете с плетёными ножнами. Я в буквальном смысле, разоружил человека. Ой, опять забегаю вперёд….
С другой стороны, что-то действительно ушло в прошлое, не все предметы были понятны. Я досаждал Березина вопросами.
Дмитрий смотрел, вчитывался и очень долго размышлял над ответом.
Пояснительные таблички назвать пояснительными было сложно.
Английский перемешивался с местными названиями и ещё с чем-то.
Ну, а то, что мы сами додумывали, не всегда соответствовало истине. К примеру, палочка в виде руки с двумя ладонями, магической не являлась. Она необходима, дабы закрепить на затылке длинные волосы.
Клюв птицы-носорога и меня и Березина поставил в тупик. Позже мы видели их на головных уборах.
Птица-носорог один из символов Восточной Индии. В последующем мы лицезрели великое множество людей с ружьями и мальчишек с рогатками. И те и другие шли в лес, дабы подстрелить птицу-носорога. Люди живут бедно, а длинный клюв можно хорошо продать, как и панцирь черепахи.
В январе темнеет рано. Нам предстояло посетить другие места, и потому на осмотр музея выделили двадцать минут.
Если одежда жреца во многом идентична с костюмами воинов юга,
то многое из его экипировки так и осталось загадкой.
Товарищи меня заждались, а я всё бегал и бегал по залам, фотографировал, записывал, но так и остался непросветлённым.
Вернуться, дабы задать вопросы, не получится.
Предыдущая часть — Перелёт, переезд и немного истории
Продолжение — Апатани и Зиро