Когда-то давным-давно на пологой вершине высокой горы рос огромный дуб… Хотя, может не огромный, а просто большой, ведь именно так в переводе с грузинского звучит название этого места- Чкондиди — «большой дуб».
Кроме дуба был здесь и языческий храм «Капуния», возле которого якобы приносили в жертву детей.
Во времена принятия в Грузии христианства
храм был снесен, дуб срублен (по преданию самим апостолом Андреем, в чем я вижу нестыковку в несколько столетий), а название так и осталось, причем перекочевало и в название местных священников — чкондидели, а позже и в фамилии особ, приближенных к царским.
Не радужное такое начало, но с другой стороны, времена ведь были незапамятные, может, кто в цепочке рассказчиков и запамятовал чего, а может и от себя добавил, к тому же испорченный телефон был изобретен намного ранее телефона обычного…
Оставим легенды и перейдем к фактам, а они говорят, что монастырь, основанный на этом месте еще в 7 веке нашей эры, с момента своего основания и по сей день, является одним из самых почитаемых монастырей в Грузии.
Основной храм монастыря — ныне кафедральный собор Успения Богородицы, построенный как царская усыпальница и пострадавший в 8 веке от арабского нашествия, к 10 веку был восстановлен и радует нас своим обликом до сих пор.
1
И, несмотря на то, что он моложе мцхетского Джвари, по образу которого, кстати, был построен, и возраст его, и стойкость, все равно впечатляют, ведь с 10 века по наши дни Грузии пришлось пережить еще немало трагических событий.
Собор не в точности повторяет черты Джвари, но принадлежит тому же типу раннехристианских храмов, именуемому «тетраконх» (в переводе с греческого — «четыре раковины»), и в плане представляет собой равносторонний крест. Этим словом, кстати, профессиональные гиды в Грузии рекомендуют проверять всех, кто представляется «гидом» и желает заработать на этом нелегком поприще)
Собор Успения Богородицы первый в череде самых крупных грузинских храмов. Он стал предшественником знаменитых Баграти в Кутаиси, Светицховели в Мцхете и Алаверди в Кахети. Арки внутри церкви буквально взлетают к небу, расширяя и без того немалое пространство.
Фрески датируются 14, 15 и 16 веками. Сохранились они не лучшим образом, и остается только надеяться, что они не исчезнут совсем или их не испортит неудачная реставрация.
Снаружи храм лаконично украшен резьбой по камню в лучших традициях грузинского зодчества.
Рядом с церковью находится еще одно небольшое, но интересное сооружение, построенное в 11 веке —
башня, используемая монахами как «столп», т. е. площадка, расположенная на возвышенности для совершения особого вида подвига — чтения непрерывной молитвы «на столпе».
Церковь Рождества крошечная, но тоже старинная, построена в 10 веке.
1
Она отлично вписывается и в архитектурный ансамбль монастыря и в окружающий пейзаж.
А пейзажи вокруг впечатляют.
Далеко внизу виднеется городок Мартвили, появившийся вскоре после основания монастыря.
Говорят, оттуда к монастырю можно подняться по канатной дороге. Но нам эту аттракцию испытать не удалось, мы приехали на машине на самый верх.
Несмотря на скромные размеры монастыря, в течение всего периода существования он являлся значительным культурно-образовательным центром, что ставит его в один ряд со знаменитыми Гелати и Икалто, древнейшими академиями Грузии. И при Баграте IV, который, кстати, и похоронен в этом монастыре, и при Давиде Строителе, и при царице Тамаре, здесь создавались новые и переводились уже существующие церковные и философские трактаты.
Поскольку монастырь расположен в Мегрелии, более поздняя его история неразрывно связана с фамилией Дадиани. В некоторых источниках его даже называют Дадиани-Мартвильский монастырь. Собор Успения Богородицы стал княжеской усыпальницей и в 1903 году здесь был похоронен Николай Дадиани, последний из этого княжеского рода.
В советское время монастырь на несколько десятилетий прекратил свою деятельность, но к нашему счастью эти древнейшие постройки были сохранены и вновь начали выполнять свою роль в 1998 году. Сегодня вход сюда свободный,
но поскольку монастырь действующий, необходимо позаботиться о соответствующем внешнем виде.