Музей Иосифа Сталина — самый известный из многих десятков грузинских музеев и самый крупный музей политика. Лично я этому не удивляюсь. Не исчезло с лица Земли поколение, которое жило во время его руководства огромной страной, а те, кто родился позже, живут в постоянной дискуссии о том, кем он был — гением или злодеем. Те, кто испытывают ностальгию по сталинскому времени, связывают с именем вождя достижения страны. Те же, кто пострадал в годы репрессий, представляют совсем иной образ Сталина: жёстокого политика, которому наплевать на судьбы простых граждан, образ выскочки, «бывшего семинариста» и лживого диктатора, предавшего идеи революции.
Так и в нашей компании не сразу было принято решение, заезжать ли в Гори, идти ли в этот музей. Честно говоря, после посещения Музея советской оккупации в Тбилиси осталась лёгкая тошнота от того вранья, с которым мы там столкнулись. Но было любопытно, как на фоне нынешнего отношения официальных властей ко всему советскому расскажут о Сталине.
На фоне неказистой архитектуры небольшого города музейный комплекс поражает величием, умещающимся в объектив фотоаппарата только частями.
2
1
2
Экскурсия была сборной. Стоимость ее довольно высока — то ли 15, то ли 18 лари с одного участника, уже запятовала, поэтому чаще туристы ограничиваются осмотром достопримечательностей, которые находятся на территории, — дома, в котором жила семья Джугашвили, и железнодорожного вагона. Мы решили посмотреть всё.
Интерьеры здания так же фундаментальны, как и его экстерьер.
3
3
1
Представляю, что приходилось выслушивать экскурсоводу за годы работы в музее, если она предупредила в начале экскурсии, что для групп с разным национальным составом акценты в экскурсии расставляют тоже по-разному, например, для русских и литовцев.
Но даже без акцентов в рассказе подбор экспонатов свидетельствует о том, что здесь к личности Сталина относятся с глубоким уважением, демонстрируя в основном положительные стороны его деятельности и глубокое почтение со стороны его современников. Безусловно, и о репрессиях было сказано, но как-то вскользь, по-домашнему ограничивая число жертв представителями грузинской интеллигенции.
Пройдём по залам, посмотрим своими глазами.
В первом зале представлены в основном копии фотографий и документов, касающихся биографии молодого Иосифа Джугашвили.
1
Несколько из них меня заинтересовали и внесли некоторую ясность. Например, о семье и успеваемости в школе и училище. Разные сплетни были, что отец у него был неродной, а успеваемость — низкая: с отцом он в определённом возрасте приобрёл очень большое сходство, которое не оставляет сомнений в их родстве,
а в духовном училище, судя по документу, учился хорошо.
Известный портрет молодого Иосифа, сделанный по фотографии, неточен и, на мой взгляд, несколько приукрашен. Это особенно заметно рядом с фотографией.
Из взаимоотношений с родственниками акцент сделан на нежные отношения с матерью. При всей легендарной аскетичности Сталина матери он, суд по обстановке, воспроизведенной на картине, и посуде, которая демонстрируется в витринах, ни в чем не отказывал. В общем, оно и понятно — мать.
Об отношениях с женами и детьми — один небольшой стенд. В рассказе о Якове — констатация факта, о Василии и Светлане — пустые слова. Как и обещано, нейтралитет.
Уже в конце экскурсии, увидев среди личных вещей Сталина документ Аллилуевой, Надя, не удержавшись, спросила о причине её самоубийства. Не моргнув глазом, экскурсовод сказала, что у неё было психическое заболевание. Да что уж! Быть женой ТАКОГО человека и не ценить этого может только сумасшедшая! Вот такая позиция.
Об огромной репрессивной машине, созданной при Сталине и перемоловшей судьбы миллионов людей, ни слова. Скромно — небольшая витрина.
Обратила на себя внимание одна фотография — Ольга Окуджава, родная тётя поэта Булата Окуджавы.
После этого не могла отвязаться от «Песенки про Чёрного Кота» Окуджавы, известной ещё со студенческих лет, так и вертелись в голове эти строки:
Со двора — подъезд известный под названьем «чёрный ход». В том подъезде, как в поместье, проживает Чёрный Кот.
Он в усы усмешку прячет, темнота ему — как щит. Все коты поют и плачут — этот Чёрный Кот молчит.
Он давно мышей не ловит, усмехается в усы, ловит нас на честном слове, на кусочке колбасы.
Он не требует, не просит, жёлтый глаз его горит. Каждый сам ему выносит и спасибо говорит.
Он и звука не проронит — только ест и только пьёт. Грязный пол когтями тронет — как по горлу проскребёт…
А дальше — исключительно признание заслуг и демонстрация высокой оценки деятельности.
Подарок туркменских товарищей
Подарок азербайджанских товарищей
Целый зал подарков
Под стеклянным колпаком — настольная лампа, подарок маршала Жукова, неоднократно «битого» шефом. Поистине «каждый сам ему выносит и спасибо говорит»
В отдельном зале мемориальные вещи.
В траурном зале демонстрируется посмертная маска Сталина.
Идея создать музей Сталина возникла ещё в 1937 году. Тот первый музей был скромен и существовал в масштабах домика, где одну из квартир занимала семья сапожника Виссариона Джугашвили и в которой его сын Иосиф прожил первые четыре года жизни.
1
1
Сапожная мастерская располагалась тут же, в полуподвале.
1
В 1949 году, к юбилею Сталина, который по официальной версии родился в 1879 году, было решено добавить пафоса. Проект поручили архитектору Арчилу Курдиани, который разработал проект существующего здания музея. Стройка закончилась в 1955, уже после смерти Сталина.
Говорят, после отъезда из Гори Сталин сюда никогда не приезжал. В 1951 году музей (тогда в масштабах домика) посетили дети Сталина, Василий и Светлана. Светлане музей не понравился. Неуместным показался ей мраморный саркофаг над домом, и вся атмосфера культа. Наверно, просто знала отца лучше других. Это она не видела дворец, построенный позднее!
На территории музея есть ещё один экспонат — бронированный железнодорожный вагон, а котором Сталин ездил на конференции в Ялту и Тегеран (некоторые сомневаются, тот ли вагон, он был передан музею только в 1985 году; есть мнение, что его строили для Николая II) . Удлинённый салон-вагон типа «Полонсо» для Владикавказской дороги. Такие строились в 1910—1916 гг.
Суть конструкции вагона состояла в том, что несущую функцию выполнял сам кузов, вернее его полустенки от пола до уровня окон, сделанные из толстых стальных листов. Они обрамлялись длинными рядами заклёпок, которыми тогда соединяли все металлоконструкции. Помимо создания жёсткости, эти полустенки выполняли и защитную функцию при пулевом обстреле — пассажирам достаточно было лечь на пол.
Несколько фотографий сделала внутри вагона.
Сталинское купе «генеральского» типа. Справа — полка Верховного Главнокомандующего
Салон для совещаний
Туалет-умывальник-душ, примыкающие к основному купе
Ехать ли в этот музей, осмотреть ли его только снаружи или пройтись по нему с экскурсией, каждый решит для себя сам, рекомендовать или не рекомендовать его посещение не считаю правильным. Мне было любопытно. Любопытство было удовлетворено.
Считается, что объективную оценку историческим событиям и деятелям можно дать не раньше, чем спустя 25 лет. Прошло уже больше 70 лет после смерти Сталина, а споры о значении его личности всё ещё идут и память о нём свежа. На Западе при упоминании его имени начинают нервно икать, мы же ещё много лет будем огребать плоды его внутренней политики, в частности национальной.
… Оттого-то, знать, невесел дом, в котором мы живём. Надо б лампочку повесить… Денег все не соберём!