Мне музей не понравился. Ходить в него не советую. Здесь при очень эмоциональной подаче материала чувствуется необъективность авторов экспозиции, тесно переплелись правда и ложь, да так, что если зритель не очень хорошо знает исторические факты, не читал других документов, кроме тех, что демонстрируются на стендах, да еще и понимает, что уровень его жизни не предел мечтаний, то примет на веру всё, что здесь показано. А тут и вывод: вот кто виноват во всех ваших бедах, вот кто главный враг.
Сотрудники Государственного музея, с кем пришлось нечаянно встретиться, несколько смущались, узнав, что мы из России и куда мы направляемся, иногда бормотали: «Ну так же везде было, а не только у нас…" Из этого мы поняли, что отношение к музею и в самом Тбилиси неоднозначное. Окончательно я убедилась в этом, когда стала разыскивать сведения о создателях музея. И нашла! И поняла всё сразу! Они не называют себя, скрываясь за ником «Музей советской оккупации в Тбилиси» в Фейсбуке. Потому что не Советский Союз, которого нет уже около 30 лет, они ругают, а Россия им поперёк горла. И риторика плебейски-базарная, обличающая их злобу и, что уж тут говорить, уровень воспитанности. Я сделала скан странички из Фейсбука, чтобы все могли оценить этих деятелей. Да они и сами этого хотят, коль ведут блог на русском языке.
К счастью, далеко не все думают так, как они. С этих же страниц мы можем получить информацию о том, что в Грузии есть здравомыслящие люди, не отравленные ядом национализма. И на них буквально натравливают, публикуя их фотографии и имена.
И главное, что невдомёк этим недотёпам, что клин между нами они всё равно не вобьют, потому что мы в то самое советское время, которое они так ругают, жили все вместе без различия по национальному признаку, любили, да и теперь любим Грузию и её трудолюбивый, гостеприимный и щедрый народ, который, будем надеяться, сделает правильный выбор и будет жить счастливо. Чтобы это понять, надо быть людьми.
Чем же знаменит этот музей?
Он расположен на 4-м этаже Государственного музея Грузии, что даёт основание полагать, что организация этого музея — часть государственной политики. Чтобы посетители не прошли мимо, при входе в музей разместили два анонса: собственно Музея Грузии и Музея советской оккупации.
Если рассматривать экспозицию безотносительно к названию, то можно отметить высокий уровень подачи материала и оформительского искусства. Тема зала — репрессии, которое переживало население Грузии в известные годы советской власти.
Как и в других музеях, посвящённых людям, пострадавшим от репрессий, с великим сочувствием рассматриваешь документы и фотографии людей. Эмоциональный фон в экспозиции создают полумрак, чёрно-красные тона в оформлении, использование ритмично расположенных тюремных дверей.
Но тут же возникает вопрос к названию: почему речь идёт о советской оккупации, если все 70 указанных лет Грузия была равноправной союзной республикой? Почему во всём Государственном музее ничего не сказано о столетнем нашествии монголов, разоривших страну, наконец, о владычестве турок и персов, защиту от которых грузинские правители искали и (о, ужас!) нашли-таки в лице Российской империи. Вот иранской и турецкой оккупации не было, а советская была!
Дела давно минувших дней, но теперь победу большевиков в бывших союзных республиках, особенно в тех, кто после обретения самостоятельности лишился огромных финансовых вливаний из союзного бюджета, принято называть оккупацией. А как иначе объяснить населению, почему через почти 30 лет «самостийности» экономика разрушена, население нищает и жизнь лучше не становится? И уж кому-кому, а советской «оккупированной» Грузии жилось прмо-таки неплохо при том, какой вклад она делала в союзный бюджет.
«Оккупанты» при этом почему-то заботились, чтобы «оккупированные» жили не хуже других, ущемляя себя.
После революции 1917 года в Российской империи к власти пришли большевики. И именно большевистская партия, в руководстве которой были и грузины, одержала победу. Как говаривал Женя Лукашин в «Иронии судьбы», «из нас двоих кому-то должно было повезти». В борьбе за власть между грузинскими меньшевиками и большевиками победили большевики. На советизации Грузии настаивали ОРДЖОНИКИДЗЕ и Киров, с чем Ленин категорически не соглашался, однако их поддержали Сталин (ДЖУГАШВИЛИ) и Троцкий. Орджоникидзе призвал поддержать восстание коммунистов 12 февраля 1921 года в Борчалинском и Ахалкалакском уездах Грузии, которое скоординировали с командованием 11-й армии. 16 февраля 1921 Ревком Грузии во главе с председателем МАХАРАДЗЕ провозгласил Грузинскую советскую республику и обратился с просьбой о военной помощи к правительству РСФСР. Меньшевистское правительство сбежало за границу (кстати, прихватив ценности, которые в 1945 году вернули в Государственный музей Грузии) на итальянском судне под конвоем французских кораблей (что бы им там делать, если Антанте не иметь виды на Грузию?) Как-то так. Датой начала советской оккупации Грузии указан 1921 год.
О репрессиях. Они были везде на огромной территории СССР, а не только исключительно в Грузии. Зачем далеко ходить: дед Нади (наши родственники-друзья, с которыми мы ездили в Грузию) был расстрелян в 1939 году по приговору Смоленской тройки за якобы шпионскую деятельность, хотя был рабочим на железной дороге в подмосковном Пушкино. Однако кто создал систему, при которой это стало возможно? Правильно, товарищи ДЖУГАШВИЛИ и БЕРИЯ несут ответственность за создание этой системы не только в Грузии, но и на всей территории СССР (образован в 1922 году, Договор об образовании СССР был подписан Российской, Украинской, Белорусской и Закавказской социалистической федеративной советской республикой, в состав которой входила и Грузия).
И не только в товарище Берия, до 1938 года занимавшем ответственные посты в Грузии, дело. Вспомните нашумевший фильм Тенгиза Абуладзе «Покаяние». Чтобы снять этот фильм, режиссёр изучал документы и собирал свидетельства. Он вспоминал, что однажды кто-то из знакомых рассказал ему историю, случившуюся в Мингрелии, которую он использовал в качестве основы для сценария фильма: «В 1937 году один чекист решил заполучить себе в наложницы жену местного бухгалтера. Он отправил мужа и всю его семью в лагерь, а её сделал любовницей. Когда этот „деятель“ умер, кто-то выкопал из могилы труп только что захороненного покойника и поставил к воротам дома, где жили его родственники. Как выяснилось позднее, это был сын бухгалтера».
Так что репрессии применяли далеко не всегда по политическим мотивам, иногда хотелось забрать имущество, отомстить за какую-то обиду. Как написал однажды Булгаков, «люди как люди, только квартирный вопрос их испортил…" Так что, цитируя другого классика, «неча не зеркало пенять, коли рожа крива». Не советская власть присматривалась к жёнам и имуществу, а обычные, но «чуть-чуть» бессовестные люди, жившие по соседству.
В этом контексте нелишним будет вспомнить, что репрессии, развернувшиеся по всей огромной стране, называют сталинскими.
Однако на родине «героя» его музей (и какой музей! позднее я и его покажу) был открыт в самый разгар репрессий, в 1937 году, и благополучно функционирует до сих пор. И Сталина там любят, как родного. И умиляются дырявым ботинкам, в которых его положили в гроб, и в миллионный раз рассказывают, как он не меняет рядовых на генералов… Ну что же, достойны уважения и его бескорыстие, и его самоотверженность, и чувство ответственности — сына не пожалел! Только он одновременно не пожалел ещё миллионы детей, женщин, мужчин и даже стариков, подписывая расстрельные приговоры, отправляя на верную смерть в лагеря. И в таких столыпинских вагонах ехали на верную смерть не только грузины.
Мало того, в 1956 году в Тбилиси прошли массовые митинги и демонстрации, вызванные выступлением Хрущёва с докладом, разоблачавшим культ личности Сталина на 20-м съезде КПСС. В Грузии это было воспринято как оскорбление национальных чувств. Но вот интересно, если бы Сталин был узбеком или, например, калмыком, вызвало бы это такую же реакцию? Почему Сталин мог репрессировать по национальному признаку чеченцев и крымских татар, а деспот-грузин — это нормально? Да, была ужасная трагедия, повлекшая жертвы. Но в любом массовом выступлении есть организаторы, которые тоже несут ответственность за людей, которых они вывели на улицы, и есть люди, первыми бросившие камень в защитников власти. А вот интересно, если не дай бог такие же массовые выступления начнутся против нынешней власти Грузии, она что, голубей мира будет запускать? Однако и это событие в музее представлено однобоко, лишь бы лишний раз подчеркнуть деспотизм советской власти.
Ну и рядышком — траурные флаги по поводу событий 1989 года, с теми же фокусами.
Мне, честно говоря, жалко основателей музея. Всю жизнь прожить в злобе очень тяжело. Не было у них хорошей жизни никогда. Это у нас была возможность дружить, ездить по огромной стране, учиться в любом вузе, чувствовать себя со всеми на равных. Это у нас были общие беды и общие радости. И у нас, а не у них была Великая Победа, и не грузинский парень Мелитон Кантария вместе со смоленским парнем Михаилом Егоровым и ростовским — Алексеем Берестом водрузили Знамя Победы над рейхстагом, а, оказывается, предатель грузинского народа. И вообще не было никаких радостей. А у нас были! И есть.
Теперь сюда водят детей, отравляют их души ненавистью.
На свежие мозги информация хорошо ложится. Правда, они, как все дети, вертятся, слушают вполуха, но наверняка запомнят эти сапёрные лопатки, якобы использованные против демонстрантов «оккупантами».
В музей не ходите. Лучше пройдитесь лишний раз по проспекту Руставели, по Старому городу, вглядитесь в лица тбилисцев, улыбнитесь им. И я уверена, в ответ они вам тоже улыбнутся.