Скажу честно, на Хайнане мне более всего понравилась именно это место и эта экскурсия — Этнографическая деревня народностей Ли и Мяо. Приехать в деревню самим проблематично. Никакие рейсовые автобусы туда не ходят. Решив не рисковать, экскурсию мы заказали через русскоговорящего гида Ваню. Он нашёл нам попутчиков. Стоимость на человека составила 220 юаней.
Сам Ваня с нами не ездил, доверив нас не говорившему по-русски китайцу. В его задачу входило, доставить туристов до места, купить билет и после встретить на стоянке. Отмечу сразу, водитель с задачей справился.
Этнографическая деревня запрятана в глубине острова. На карте не покажу, но отмечу, что ехали мы туда примерно полтора часа.
2
Деревня расположена в горной местности. Вот только видами здешних вершин и склонов в должной мере насладиться сложно. Везде и всюду, закрывая обзор, тянется вверх что-то буйно-зелёно-тропическое. Основной поток туристов приезжает утром.
1
Перед входом можно видеть молодых ребят в национальных костюмах. На поясе у них, как атрибут настоящего, термос, который они носят в соломенном футляре.
1 из 2
2
Вход в комплекс оформлен в виде навороченного деревянного дома, претендующего на связь с народностями Ли или с Мяо. Прикладываем билеты к турникетам, заходим на территорию.
1
Тут начинается небольшой дождик. Приходится прятаться под навесом открытого павильона. На его стенах картинки, рассказывающие о жизни Ли и Мяо. Пока стоим в очереди, изучаем сию живопись.
2
Когда подходит черёд, садимся в электромобиль. Таковой, петляя по склону, в считанные мгновенья доставляет нас до нужного места. Мы так быстро проскочили мимо стилизованных под старину домиков, что я даже не успел ничего сфотографировать.
Итак, мы попали в этнографическую деревню народа Ли. Считается, что именно Ли первыми «обжили» Хайнань. По легенде, переплыли пролив, Ли высадились на остров и поставили свои лодки вверх дном, сделав их крышами своих домов. Произошло это 7000 лет тому назад.
4
С обзорной площадки открывается вид на близлежащую гору и на разбросанные по её склону домики. На противоположном склоне деревня Мяо. Крыши там действительно другие (остроугольные и бамбуковые).
1 из 2
3
Впрочем, не будем забегать вперёд. Погрузимся в этнографию народа Ли. На стенде за стеклом манекены Ли в национальных костюмах.
1
Посмотрев и сфотографировав, вместе с потоком китайцев, движемся по открытой галерее, изучая фотографии. В какой-то момент упираемся в ствол длинного и толстого дерева. Как оно называется, не скажу. Подобные деревья растут только в тропиках. Мощный ствол доставили сюда, что было не просто, и выставили на обзор в качестве экспоната.
1 из 2
1
Идём дальше. На небольшой закруглённой площадке в поте лица трудятся ткачихи. На кустарных станах, при помощи руки и ноги, они изготавливают ткани. Щёлкают фотоаппараты. Шумные китайцы визжат от восторга. Женщины не обращают на соотечественников никакого внимания.
3
За ткачихами музейный павильон, но прежде чем туда зайти, поговорим о жизни народов и об их умении приспосабливаться к окружающей природе.
До конца последнего оледенения, а это примерно 13–15 тысячелетий тому назад, все народы земли являлись охотниками-собирателями. В промежутке между 13000 г. до н. э. и 1500 г. до н. э. в разных частях света началось развитие. Разная скорость процесса предопределила последующее неравенство стран и народов — то неравенство которое мы наблюдаем в наши дни.
Историки и этнографы неоднократно отмечают, что холодный климат требовал от человека большей изобретательности, поскольку ему нужно было и дом отапливать и одежду для себя продумать. В противовес подобному в тропиках человек мог жить в шалаше и оходиться без одежды. Одним словом, длинные зимы в высоких широтах предоставляли человеку время сидеть дома и изобретать.
Как люди осели на земле?
Первые потенциальные земледельцы, пропустив через кишечник те или иные зёрна, после установили, что на мусорной куче возле шалаша таковые выросли на следующий год больше и крупнее, чем дичка в лесу. Те места, куда мы выкладываем свои естественные отходы, можно назвать первыми агрономическими лабораториями…. Заприметив подобное, люди научились пищевые культуры высаживать и ухаживать за ними.
В природе колосок пшеницы либо куст кукурузы соседствует со множеством других растений. А вот если высадить поле пшеницы, риса или кукурузы, в этом случае на единице поверхности суши человек получает намного больше съедобных калорий. Соответственно, облагороженная и ухоженная территория может кормить гораздо большее количество людей.
Научившись производить еду и перестав при этом кочевать, земледельцы, по сравнению с охотниками-собирателями, стали в большем количестве производить на свет себе подобных. А если одних людей больше, это даёт им преимущество в военном плане над соседями.
Земледельцы стали создавать излишки продовольствия, с которых кормились не задействованные в полевых работах ремесленники и изобретатели. В последующем появилась прослойка вождей, царей и чиновников. Земледельцы жили скученно. Большим количеством людей нужно было управлять — так стали образовываться государства. Чтобы передать свои знания потомкам, не обременённые физическим трудом, писцы разработали письменность.
Излишки продовольствия дали возможность содержать армию. Отметим, что на разных континентах независимо друг от друга появлялась прослойка священников, которые обеспечивали религиозное оправдание завоевательным войнам, параллельно создавая культ царю-батюшке. Ну и пошло, поехало….
В кочевых общинах охотников-собирателей люди между собой были равны. Их община при всём желании не могла производить излишков продовольствия. В некоторых случаях человек с лёгкостью добывал кокос, птичьи яйца и съедобных моллюсков. Для поимки рыбы можно было обойтись заострённой палкой. Подобное общество не могло содержать бездельников: ремесленников, воинов, чиновников, вождей и писателей. Соответственно, влияние подобной общины на большие территории не распространялось.
На данный момент на всех континентах учёные насчитали — в прошлом существовало 23 развитые цивилизации. 22 из таковых обладали письменностью, из них 19 существовали на территории Евразии!
История народов сложилась по-разному из-за различий географического обитания, а вовсе не из-за биологических различий между ними самими.
Одни народы сумели наладить производство продовольствия, тогда как у других возможности для этого не было, а где-то кому-то засаживать поле и ждать урожай было как бы и не нужно. Подобные сообщества так и остались охотниками-собирателями. Однако глупыми их называть в корне неправильно.
Вернёмся в музей народности Ли. На стенде представлена фотография, где две девушки держат какой-то кусок ткани.
1
А вот и нет, это не ткань! При этом сей материал Ли использовали для пошива одежды. Ну что, догадались? Ли шили себе костюмы из…. дерева! В музее можно видеть инструменты, которыми мужчины Ли отделяли кору.
1
На фотографиях представлен весь дальнейший процесс. Кору нужно было специальным скребком почистить
и далее размягчить её в воде.
Кора использовалась во многих случаях. Национальный костюм мужчин состоял из головного убора, курточки и чего-то эдакого, похожего на юбку.
1 из 2
В музее можно видеть не только фотографии, но и саму одежду.
1
Прямо скажем, подобный наряд выглядит слегка простовато, зато ни у кого более деревянной одежды наверняка нет.
Читатель спросит, а чем они подобные куски скрепляли? Что использовали в качестве ниток?
1
Женщины Ли в качестве ниток применяли волокна травы.
1
Разглядывая экспонаты, в какой-то момент мне стало очень жаль, что я попал в столь интересный музей без гида… Не успел подумать, прямо передо мной нарисовалась китаянка с русской группой. Увы, все её объяснения заключались в паре фраз: вот деревянная одежда, вот тут посмотрите, как делались нитки….
Здесь же на экране телевизора можно было посмотреть фильм, посвящённый народу Ли. К моему сожалению, он обещал быть длинным. Пришлось ограничиться изучением старых фотографий. Увы, в настоящем ничего подобного на Хайнане уже не встретишь.
1
Мир стремительно меняется. Понимая это, устроители музея создали неординарную композицию из больших фотографий.
2
На заднем плане традиционная деревня Ли, с её особыми крышами.
2
На переднем плане люди, точнее их правильно воссозданные этнографические куклы.
1
Ли не имели единой религии. Они молились Всевышнему, используя посредничество умерших предков. Незначительное число Ли приняло христианство. В любом случае, особо религиозными их назвать нельзя.
2
Любопытно, что женщины разукрашивали лица татуировками. Мужчины подобного не делали.
1
Татуировку среди Ли носили только женщины. Наносили ее девочкам, когда они достигали 12–13 лет, татуировали лицо, шею, руки, грудь, спину, ноги. Этой традиции более 2 000 лет.
Татуировку наносила женщина, перед нанесением татуировки она сначала возжигала свечи, подносила подарки богам и предкам, сообщала им имя девушки, обращалась к ним с просьбой о покровительстве и просила помогать девушке всю жизнь. Затем куриным пером наносила узор на лицо или тело, и после этого с помощью бамбуковой палочки начинала прокалывать кожу. Процедура была очень болезненной.
О возникновении этого обычая существует следующая легенда: однажды над островом пронесся страшный тайфун, погибли все за исключением двоих — брата и сестры. Сестра, чтобы брат не узнал ее и принял за незнакомую женщину, разрисовала себе лицо. Брат ее не узнал и они стали жить вместе как муж и жена, и у них родилось 5 кусков мяса, которые и дали начало 5 племенам ли. В память о предках женщины ли стали татуировать себе тело.
У разных племен Ли были свои узоры для татуировок, по ним можно определить, из какой местности данная женщина. Татуировка у женщин отражала не только их представление о красоте, но в то же время татуировка символизировала принадлежность к определенному племени. Считалось, что только по татуировке предки могли узнать свою соплеменницу на том свете.
1
Следующий зал знакомил с национальным орнаментом и с тканями.
1
Экспозиция была представлена великим множеством кустарных изделий, где каждое из таковых знающему человеку сообщало о принадлежности мастеров к определённой местности, к определённому роду-племени.
1
Рисунок на тканях носит орнаментальный и символический характер: сочетание вертикальных линии и горизонтальных линии, узор по периметру, узор по четырем углам, существует более 120 традиционных сюжетов с изображением диковинных растений, летящих птиц и бегущих животных, сцен охоты и рыбной ловли, бракосочетания, жертвоприношений и сбора урожая.
1
Был здесь и какой-то особый королевский рисунок? О чём шла речь, я не понял, и тем не менее отмечу, что никаких королей у народа Ли не было.
Музейный комплекс расположился на склоне горы, и потому экспозиция, не представляя чёткого и единого целого, петляла туда-сюда. Перед входом в следующий комплекс, я невольно остановился, чтобы сфотографировать памятник. Китайские скульпторы воспроизвели из металла женщин ткачих, изготовляющих одежду.
2
Ну и конечно, китайцы не были бы китайцами, если бы не устраивали везде и всюду торговых площадок.
2
Как никто другой они умеют навязать сувениры…. Я не смог отказать обаятельной девушке, купив у неё фигурку мужчины и женщины.
1
Если Ли изготовляли мужские костюмы из дерева, то и женская одежда производилась похожим образом. На Хайнане растёт хлопковое дерево.
2
Его большие похожие на горох стручки высыхают, коробочка раскрывается,
2
выдавая наружу нечто белёсое похожее на вату.
1
Древесный хлопок люди обрабатывают тысячелетиями,
2
превращая его в ткань и далее в одежду.
4
Вот и получается, что в своё время народу Ли не нужно было изобретать что-то новое. Земля кормила — и это их устраивало.
До 1949 г. Ли жили замкнутыми общинами полуфеодального типа. Инвентарь и скот принадлежал всем, сообща работали, доходы и урожай распределяли по едокам. Браки между молодыми людьми одного рода или состоящих в родстве у Ли запрещались.
Молодые девушки, достигнув 14 -15 лет, жили отдельно от родителей в так называемых «теремах». Они могли вступать в пробный брак, который не обязательно заканчивался свадьбой. Девушка, забеременевшая в результате пробного брака, могла легко найти себе нового жениха. Беременность до брака не считалась позором, была достаточно обычным явлением. Вдовы и разведенные могли повторно выходить замуж.
1
Браки моногамные (одна жена, один муж), патриархальный строй. Не разрешаются браки между родственниками и соплеменниками. Совершеннолетние юноши и девушки живут отдельно в так называемых «теремках», где могут свободно заниматься любовью. Жениха или невесту сватают по выбору родителей.
В некоторых местах существует обычай, по которому молодая жена после свадебного обряда возвращается в дом родителей и переезжает в дом родителей мужа только после того, как забеременеет. Все равно, рождается девочка или мальчик, к внебрачным детям отношение такое же, как к остальным. Можно свободно разводиться и снова создавать семью.
В настоящем численность Ли примерно 1,5 млн. человек. Их язык относится к тай-кадайским языкам. Увы, свою культуру Ли, как и множество подобных народов, утрачивают. Тут играет роль и глобализация, и конечно китаезация…
2
Год назад мне посчастливилось посетить московский Музей Антропологии (позже постараюсь рассказать). В музее рассказывается о различных народах и об их умении приспосабливаться к тем или иным географическим условиям. Одним из наиболее ценных экспонатов являлось травяное пончо сплетённое перуанскими индейцами более 130 лет назад.
Столь редкий артефакт хранится под стеклом. Его всячески оберегают от мух и от жучков.
2
(Фото: Москва, Музей Антропологии)
Женщина экскурсовод рассказывала, что периодически просит наших путешественников привезти подобное пончо из Перу — музей его купит. Увы, в настоящем травяные пончо для Перу тема давно минувших дней.
Думаю, что про деревянную одежду народа Ли наши музейщики просто не знают. Костюм из коры,
2
а также кое-что из травы, в этнографической деревне пока ещё можно купить.
2
Подобная одежда продаётся в магазинах.
2
Единственное, я не спросил, что и сколько стоит? Наверняка дорого.
2
В любом случае, архаичные технологии производства у Ли сохранены, и это радует!
3
Я же ещё раз отмечу — нет народов особо одарённых от рождения, либо безнадёжно отсталых. Человеку даётся от природы великое множество талантов и способностей, а вот как он их использует, это уже совсем другое.
2
Осмотр деревни Ли закончен.
2
Садимся в электромобиль. Водитель везёт нас в деревню народности Мяо. В дальнейшем к теме взаимодействия земледельцев и охотников-собирателей мы ещё вернёмся.