Задолго до поездки в Бахрейн мне приходилось читать восторженные отзывы про Национальный музей. Отель, где нам довелось жить, располагался недалеко от музея. Ну и как только появилось свободное время, мы туда отправились. В первый раз нас ждало разочарование. Как работает музей, я так и не понял. В понедельник, во второй половине дня, он оказался закрыт.
В последующем я туда конечно попал. Более того, в один из дней утром зарядил дождь и идея поездки на пляж положительных эмоций не вызывала. Я отправился в музей во второй раз, теперь уже с женой и с сыном.
Национальный музей Бахрейна — крупнейший и один из самых старых публичных музеев в стране. Он построен рядом с шоссе короля Фейсала в Манаме и открыт в декабре 1988 года. Архитектурный комплекс, стоимостью 30 миллионов долларов США, занимает площадь 27800 кв. метров и состоит из двух зданий.
В исламе запрещены изображения человека на холсте, как и его скульптуры. Теперь же, когда западные скульпторы стали увлекаться абстракционизмом, арабы весь этот футуризм с удовольствием приняли.
1 из 3
2
Перед входом на территорию, как и далее уже за забором, посетителя встречают фигуры в стиле «угадай кто я».
1 из 4
Скажу честно, меня заинтересовало только высохшее дерево жизни. То самое, с которого искушённая змеем Ева, сорвала яблоко.
Кстати, по одной из наиболее популярных версий, это случилось недалеко от слияния Тигра и Евфрата. Во всяком случае, иракцы нашли на том месте очень древнее дерево и огородили его как объект культурного наследия.
1 из 2
1
(Фото Ирак, провинция Басра)
Древняя Месопотамия самым теснейшим образом переплетена с Бахрейном. Впрочем, я тут слегка забежал вперёд.
Билет в музей стоит 1 динар. По бахрейнским меркам это не дорого. Мы же, переведём и получим сумму в районе 3-х долларов. Зато, когда я вместе с семьей вернулся сюда во второй раз, денег с нас не взяли, пропустив в музей бесплатно…
На первом этаже широкий длинный холл, на полу которого огромнейшая карта Бахрейна. Посетитель, перемещаясь туда-сюда, изучает территорию государства, которая, за счёт насыпных островов, постоянно расширяется.
1 из 2
1
Первый маленький зал слегка разочаровал. Испугавшись скульптурных абстракций, мне подумалось, что весь музей будет примерно таким. Экспонаты в виде высушенной ящерицы, интерактивных панелей, всевозможных бус, кувшинов, языческих божков, абстрактных картин, китайских книг и аналогичной посуды пояснительных ссылок не имели.
1 из 8
1
Заинтересовала матрёшка. Из объяснений охранника удалось выяснить, что все эти вещи и артефакты музею были подарены. По его словам, матрёшку презентовали китайцы. Всё теперь в нашей жизни крайне запутано…
Зайдём же наконец в залы основной экспозиции. Временной период истории в музее представлен хаотично. Я же, на правах автора, постараюсь выстроить хронологию.
Если в отдельных странах можно найти великое множество артефактов, связанных с каменным веком, то на Бахрейне этого почти нет. Во всяком случае, в музее на эту тему мало что представлено. Остров был заселён 10 тыс. лет назад и ни пустыней, ни полупустыней он на ту пору не являлся.
1
На вершине самой высокой островной горы Джабаль-ад-Духан (Дымящаяся гора 134 м), как и вокруг неё, были найдены кремнёвые орудия каменного века, относящиеся к самой ранней истории.
Доисламский период истории у арабов называется джахилия. Правоверные если его и упоминают, то, как правило для того, чтобы сурово осудить. До исламской историей интересоваться не принято.
Например, в Военно-историческом музее Саны джахилии отведено очень скромное место. Каких-либо экспонатов раз-два и обчёлся. В других арабских странах ситуация идентична. Именно поэтому Национальный музей Бахрейна особенно интересен.
Бахрейн — одна из древнейших цивилизаций мира! История Бахрейна начинает прослеживаться от 6000 г. до н. э.
2
Британский археолог сэр Генри Кресвик Роулинсон (1810 — 1895 гг), находясь в Месопотамии, в сотрудничестве с другими учёными расшифровал клинописные таблички шумеров, доказав, что легендарный остров Дильмун ни что иное как древний Бахрейн.
(Кстати, его сын в России более известен. Британский генерал Генри Сеймур Роулинсон (1864—1925 гг.) участник интервенции в России, в 1919 году руководил отступлением союзных войск из Архангельска и Мурманска.)
В легендах и сказаниях древней Месопотамии Дильмун фигурирует как «остров вечной жизни», как «райское место на земле». Дошедшие до нас «глиняные книги», сообщают, что шумеры пришли в Междуречье со стороны Нижнего моря (Персидский залив). Осев там, принялись сооружать плоты и лодки из камыша, перевозить товары по воде и заниматься мореплаванием. Прародина шумеров, если верить их эпосу, именно Дильмун.
4
Шумеры построили в Месопотамии блистательные города, развили земледелие, создали первые на земле ирригационные системы, заимствованные позже другими народами.
Царство Дильмун, владевшее в те времена обширными территориями на восточном побережье Аравийского полуострова, занимало в торговле с шумерами одну из главных позиций. В музее представлена посуда разных эпох. Устроители экспозиции разложили её на одном из стендов по культурным слоям грунта.
1 из 2
Историкам, расшифровавшим клинопись, стало известно про некого властелина Гудеа (правил 2142–2116 до н. э.), властителя шумерского города-государства Лагаша. Правитель пользовался услугами торговцев и мореходов Дильмуна для доставки к себе в город строительного материала. Глиняные таблички рассказывают, что таковой поступал к нему отовсюду.
Транспортировкой занимались «извозчики моря», как называли мореходов-южноаравийцев древние народы Месопотамии. Шумеры именовали Дильмун «Домом кораблей».
1
Суда и плоты шумеров, плетёные из камыша, подходили с приливом к городским воротам столицы Дильмуна, Старому городу (Бильяд эль-Кадим), и ложились на песок во время отлива. Это позволяло торговцам и мореходам произвести разгрузку и погрузку товаров.
Думаю, никто не будет спорить о пользе пояснительных текстов под экспонатами. Придя в первый раз, я не обратил внимания на большую глиняную ёмкость. Во второй раз жена перевела мне, что это ведро для воды, пить из которого мог любой жаждущий. Подобные бадьи устанавливались в общественных местах.
Устроители музея сей артефакт блестяще обыграли, повесив рядом картину: в порт зашёл для разгрузки корабль, на пристани суетятся грузчики, моряки и торговцы, а в центре полотна мы видим — то самое ведро, наполненное водой.
1 из 2
3
Знаменитый датский археолог Джеффри Бобби. проводивший раскопки во многих местах Аравии, в своей книге «В поисках Дильмуна» пишет об обнаружении на Бахрейне остатков древнего портового города с небольшим храмовым комплексом, напоминавшим по конструкции зиккураты Месопотамии.
1
В представлении шумеров «богатая страна Дильмун», лежавшая «на восходе солнца», у «горькой воды», была «земным раем». Они считали её «страной вечной жизни», землёй «не знавшей ни смерти, ни болезней». По одному из преданий здесь произрастал «цветок бессмертия».
В поисках этого цветка побывал на Дильмуне герой шумерского эпоса Гальгамеш. Боги, как сказано в эпосе, избрали Дильмун обителью человека, спасённого ими от Великого потопа. Сделали Дильмун «царством цветка бессмертия» — обителью первой на земле жемчужины.
Находясь на Дильмуне, Гальгамеш встретился со спасшимся от потопа старцем-мудрецом, прообразом библейского Ноя. Гальгамеш узнал от старца, что под морем солёной воды есть второе море с водой пресной. Более того — в этом пресном море находится особая жемчужина, она же — «цветок бессмертия». Гальгамеш спустился за ней через указанное старцем «отверстие в дне солёного моря», нашёл и поднял на поверхность. Оставалось растолочь жемчужину в порошок и выпить с водой.
Увы, нет, честный и щедрый Гальгамеш решил поделиться бессмертием со своим народом. Он отправился домой. В пути уснул. Жемчужину подхватила змея, лишив род людской надежды на вечную жизнь.
3
Такова легенда! Но, как говорится, сказка ложь, да в ней намёк. В переводе с арабского Бахрейн действительно обозначает — Два моря. Как на самом острове, так и в прилегающем море полным-полно подземных источников. Возле Бахрейна под морем солёной воды находится ещё одно море — пресное.
В музее представлены фотографии и чертежи ирригационных систем (афладж). Где вода выходила на поверхность, сей родник обустраивали и перераспределяли его воду по подземным афладжам.
1 из 3
Археологи подземные галереи нашли. На одной из карт острова можно видеть, где и как они проходили.
Наличие воды на острове способствовало его быстрому заселению, а месторасположение росту деловой активности. Вторым названием Дильмуна было — остров миллиона пальм. Местные земледельцы выращивали пальмы и собирали с них финики.
В музее представлен интересный экспонат. Правильнее его назвать соковыжималкой для фиников. Пальмовые плоды собирали в мешки, приносили в определённую комнату и раскладывали на бугристый каменный пол. Финики под давлением начинали сочиться. Жидкость по желобкам стекала в специальную ёмкость, откуда её черпали и разливали по кувшинам и бочкам.
1
Когда появился на острове гончарный круг, доподлинно не известно. В любом случае местные мастера с глиной работали издавна.
1
Купцы из Индии и Южной Аравии дорогу на остров знали. В свою очередь дильмунские мореходы ходили не только к ним, но и в «страну зинджей» (чёрных людей). Однако при всём при этом главным партнёром Дильмуна являлся Ур.
Шумерское время можно считать счастливым и мирным. С 2200 до 1600 гг. до н. э. Дилмун господствовал на большей части Персидского залива. Упадок пришёлся на 1600—1000 гг. до н. э.
1 из 2
1
В последующем на острове стали появляться первые форты и маленькие крепости. Дома островитяне стали строить тоже большими, с толстыми стенами и хорошо укреплённой крышей.
1 из 4
Около 750 г. до н. э. остров попал под зависимость Ассирии.
Дильмун поставлял в Ассирию медь, завозимую из Магана. Воинственный ассирийский царь Саргон Второй (правил 722–705 до н. э.) получал дань от Упери, правителя Дильмуна. В последующем ратники Дильмуна участвовали в военной кампании против Вавилона.
Историки считают ассирийцев народом профессиональных торговцев и воинов. Арабы Аравии переняли у них некоторые методы и формы ведения боевых действий, а также типы оружия. Легендарные цари Ассирии первыми из правителей Древнего мира вооружили своих воинов метательным оружием, которое в последствии разошлось по сопредельным землям. У арабов оно также стало популярным.
На одном из музейных стендов мы видим дом с поднятой крышей — это оружейная мастерская, где мастера-оружейники обтачивали камнемётные кругляши.
1 из 2
Что касается обработки металла, наконечники для стрел и копий дильмунские мастера научились изготовлять задолго до ассирийцев.
1 из 2
В 612 до н. э. ассирийская столица Ниневия была захвачена объединенными силами мидийцев, вавилонян и скифов, и на этом на ассирийской независимости была поставлена точка.
Вавилон принялся расширять позиции и примерно к 600 г. до н. э. остров полностью вошёл в Вавилонское царство.
Клинописные архивы вавилонских таможенников, найденные при раскопках, подтверждают связи Дильмуна с новым партнёром Вавилоном. Дильмун лежал в 30 биру (60 часах) от Месопотамии. Через Дильмун арабы Аравии поставляли в Вавилон благовония и алоэ — для храмов и врачевателей.
Я своему сыну сразу не смог объяснить, что есть такое клинописные таблички. В музее можно видеть как шумерские, так и ассирийские.
Зато хорошо сохранившиеся печати в пояснениях не нуждаются. У каждого купца имелся свой оттиск. «Глиняные архивы» сообщают, что торговлю вели не только отдельные люди, но и храмы. У каждого святилища имелась своя печать и закупали они по-большей части благовония.
1 из 2
1
Джеффри Бобби в своей книге пишет, что у жителей Дильмуна существовал довольно странный обычай, закапывать под полом дома горшок со змеёй. Бытовало поверье: змея потомок той, что украла у Гальгамеша и проглотила «цветок бессмертия». Следовательно она убережёт от болезней и продлит жизнь.
В центральной части острова нельзя не заметить насыпных курганов. Россиянам они напоминают о скифах и о вятичах.
Что обозначали курганы? Их просто так не насыпали. У всех народов, на всех континентах кроме Австралии над погребальной ямой уважаемого человека, или над захоронением павших в бою воинов, возводили насыпной холм. Подобные курганно-насыпные захоронения у европейцев практиковались вплоть до средневековья. На Востоке подобное прекратили с принятием ислама.
У древних шумеров представление о загробном мире было довольно своеобразным. Рай и ад отсутствовали. Продолжить жизнь в другом мире человек мог только в том случае, когда его хоронили на острове Дильмун.
Похоронный бизнес всегда приносил хороший доход, но сделали его бизнесом именно шумеры. Если человек умирал, родственники нанимали корабль и везли тело на Дильмун. Могилу в виде кургана покупали уже по факту, либо готовили заблаговременно.
На одном из музейных стендов мы видим карту, где отмечены сопки и курганы шумеров.
В последнее время, когда на острове началась масштабная стройка, многие холмы оказались попросту срыты. Бахрейнцы вполне спокойно возводят дома и живут рядом с древними захоронениями.
Археологи бахрейнские курганы изучают и что-то интересное всегда находят. Один из залов погружает нас в подобную тему.
Надев наушники, можно посмотреть и послушать интересующую тебя информацию. Плазменная панель даёт возможность правильно разложить на скелете кости. Рядом, по мере развития человечества, расставлены черепа. Здесь же и один из первых усопших. В другой мир он отправился на правом боку, будто уснул, свернувшись калачиком.
1 из 5
В зале воспроизведены четыре типа захоронений. Первый, наиболее примитивный, представляет небольшой холмик, где в центре из камней сооружался склеп. Покойника в его ложе укладывали, верх закрывали и засыпали конструкцию щебёнкой.
1 из 2
Второй вид захоронений холмом сверху не оформлялся. Усыпальница состояла из нескольких камер, закрывавшихся большими камнями.
1 из 2
Третий вид — наиболее пафосный, наиболее интересный. Музейщики воссоздали курган в разрезе. Поднявшись на помост, можно заглянуть внутрь склепа. Обходя сбоку, мы имеем возможность оценить масштаб конструкции. Подобной могилы заслуживал человек знатный. Его укладывали в склеп, располагавшийся по центру. По краям сопки иногда хоронили членов семьи.
1 из 4
Четвёртый тип — конкретная могила из нескольких отсеков, обнаруженная неподалёку от Манамы. Правильнее назвать её, наслоением веков.
1 из 2
Во все времена, провожая в дальний путь, человеку клали рядом личные вещи, необходимые в загробной жизни. Обязательная змея, спрятанная в кубышку, охраняла могилу.
На стендах этого зала мы можем видеть посуду, мечи, фигурки идолов, наконечники стрел и копий, найденные в могилах и склепах.
В скифских курганах археологи до сих пор находят золото. Трудно сказать, как шумеры относились к ювелирным украшениям. В музее среди найденных артефактов драгоценности не представлены. В свою очередь, арабы Аравии золотые украшения, принадлежавшие женщине, в могилу вместе с ней не клали. Носить золото покойницы было не принято. Существовало поверье — вещи, ушедшего в мир иной, хранят отпечаток его души. Золотые и серебряные украшения арабы разбирали и переделывали. Скорее всего подобную традицию они переняли от шумеров.
1 из 3
Мне запомнилась женская фигурка с отпиленным задом и передом. Спрашивается, что это могло обозначать? В первом варианте поборники нравственности фигурку нашли и слегка её подредактировали. Либо женщине отрезали и то и это, чтобы вдова, которую она отождествляла, умершему мужу не изменяла.
Лёгкую дрожь испытываешь от костей. Они являлись живыми людьми, такими как мы.
В зороастризме покойник с землёй соприкасаться не должен. Усопших клали в специальную глиняную колбу. Музейщики представили посетителям подобные гробы различных эпох. Рядом с покойником кубышка, где лежит в качестве охранника змея. Про гадюк не знаю, но подобный ритуал несоприкосновения тела с землёй, огнепоклонники Ирана опять-таки наверняка переняли от шумеров.
1 из 4
В Иране огнепоклонники сохранились. Своих усопших они до сих пор хоронят именно в таких колбах.
И вот ведь что значит люди разных культур. Посмотреть и сфотографировать все эти курганы, колбы и кости я могу, но сам сниматься на их фоне… бррррр… Зато пришедшие в музей индианки и ланкийки, человеческих костей не боятся, возле них толпятся и с ажиотажем фотографируются.
1 из 5
Впрочем, хватит о мёртвых. Поговорим лучше о светлом, о богах, точнее об их изображениях.
В 325 г. до н. э. флотоводец Неарх, по приказу Алексаенда Македонского, обследовал прибрежные воды Индийского океана и Персидский залив. На Бахрейне якорей греки не бросали, и тем не менее Неарх остров в своих отчётах упоминает. В последующем бывший Дильмун, как и вся Малая Азия, подвергся влиянию эллинов. В свою очередь греки, попав в Азию, почерпнули что-то от буддизма, как и буддизм от греков.
В пакистанском городке Таксила есть музей, где мне довелось видеть статуэтки Будды 3–2 века до н. э. Образ Учителя древние мастера подавали как в греческих одеждах, так и на азиатский манер. Если Будда благословлял, то делал это слегка поднятой правой рукой: открытой ладонью, либо комбинацией пальцев.
1
(Пакистан. Музей в г. Таксила)
Очень мало информации о доисламских богах Аравии. Таковые были, в камне их высекали, но до нас изображения дошли в единичных экземплярах. Зато те, что сохранились, заставляют задаться вопросом, как появились иконы?
Возьмём изображение аравийской богини Аллат. Замотанная в греческо-римские ткани, Аллат представлена анфас. В левой руке пальмовая ветвь, правая, с раскрытой ладонью, слегка приподнята в форме приветствия-благословения.
2
(Фото из интернета)
Какой культ процветал на острове в последних веках до н. э., как и в первых веках новой, доподлинно неизвестно. Скупы на информацию исторические справочники:
Во 2 в. до н. э. Бахрейн превратился в самостоятельное арабское государство с центром на острове Аваль (ныне Бахрейн), который к 1 в. до н. э. стал не только административным, но и крупным торгово-транзитным центром.
Бахрейн не мог не подвергнуться греческому влиянию.
1 из 2
Меня сильно поразили боги (по мусульмански — идолы) доисламского периода.
1 из 4
2
Сперва я подумал, что это высеченный в камне Николай Угодник хочем меня благословить. Приглядевшись, понял свою ошибку. Впрочем, мы здесь имеем пространство для фантазий — пояснительные ссылки ничего не объясняют.
За стеклом 7–8 изображений выточенных в камне. Божества имеют человеческий облик, их одежды вполне земные. Совсем древние лица слегка примитивны. Последующие отличаются изяществом.
У богов «свежих» мы видим приподнятую вверх правую руку. Ладонь раскрыта и направлена на нас. Что касается лица, то оно выведено не абы как. По всей видимости древние скульпторы стремились передать конкретный образ.
Подобные боги, не огромные и не объёмные, первосвященникам были удобны. При культовых ритуалах их можно было переносить с места на место. Предположительно такими богами, как и просто идолами, была обставлена до пророка Мухаммеда Кааба.
1
В 4–6 веке Бахрейн находился под властью Сасанидского Ирана. Христиане и иудеи в государстве Сасанидов образовывали общины. Оставило ли христианство какой-либо след на Бахрейне? Да! Христиане здесь жили и храмы они тоже строили. Об этом говорится в хрониках несторианской церкви.
Следы христианства прослеживаются на острове Мухаррак, в том числе в виде наименований поселений. Название деревни Даир, в переводе с арабского обозначает «Приход», а городище Самахидж носит имя одного из первых епископов Бахрейна.
Однако, увы, арабы о подобном вспоминать не любят. В музее на эту тему ничего нет. Мы же слегка порассуждаем, когда и как появились первые иконы?
Наиболее древние символические изображения Христа, представляли собой доброго пастыря — юношу в окружении овечьего стада, часто с ягненком на руках. Но чаще всего Спаситель изображался в виде рыбы, которая обозначала Христа.
Первыми иконами, написанными на деревянных досках и каменных спилах были изображения Пресвятой Троицы, святых и ангелов в 3–5 веках. Именно к этому времени относят начало традиционной иконописи историки церкви и искусства.
Спрашивается, что происходило в этот момент у язычников и у зороастрийцев? Последние Заратустру тоже ведь как-то изображали?…
В первом и во втором веке христианство существовало в виде секты. Масштабным и массовым оно оформилось к началу третьего века. Соответственно, понадобились изображения.
Я лично предполагаю, что именно буддистам принадлежит новаторство, оформлять образ рамкой, тогда как идолопоклонники, зороастрийцы, а за ними и христиане, подобное обрамление позаимствовали….
Появление первых икон тема сложная и деликатная! И всё же она достойна глубокого и детального раскрытия. Заниматься этим должны историки и искусствоведы, которые по множеству причин этого, увы, не делают.
Ну, а пока, в Национальном музее Бахрейна, опираясь на посох, взирают на нас с тоской забытые боги. Им есть о чём рассказать и они ждут.
3
В 7–9 вв. Бахрейн вошёл в состав Арабского халифата.