Посёлки Амираджаны и Сураханы примыкают друг к другу, граница между ними весьма условна. Точно такие же одноэтажные домики, магазинчики, таксисты на Жигулях. Но это на первый взгляд — для местных существуют незримые границы.
Посёлки Амираджаны и Сураханы примыкают друг к другу, граница между ними весьма условна. Точно такие же одноэтажные домики, магазинчики, таксисты на Жигулях. Но это на первый взгляд — для местных существуют незримые границы.
В Сураханах проживают таты и иранцы. Сураханы знамениты на весь мир храмом огнепоклонников.
В путевых заметках его упоминают Дюма, Чехов, Менделеев. В современном виде храм, или точнее культовый комплекс, сложился не ранее 18 века.
Он возник на особом месте, издавна славившемся своими «вечными огнями». Возможно, именно этот район и имели в виду гунны. Они упоминают вздымавшееся пламя, которое привлекло их, когда они возвращались прибрежным путём после одного из набегов на Персию.
Наш визит в Сураханы состоялся вечером, почти в сумерках. Фотографий хороших у меня не получилось сделать, но темнота дала возможность, что называется, проникнуться энергетикой места.
Через ворота с башенкой заходим на территорию музейного комплекса.
Неправильный пятиугольник внутреннего двора окружён стеной, с небольшими зубьями, к ней пристроены 26 разноплановых келий.
В центре двора святилище — квадратный павильон с луковицеобразным куполом, под которым горит, в наше время, уже искусственный огонь.
Павильон имеет с четырёх сторон проёмы, благодаря которым колыхающееся пламя, предмет поклонения, видно со всех сторон.
На углах рядом с куполом пристроены трубы, служившие для выхода газа.
Когда-то огонь сам вырывался из земли, и на этом месте построили храм.
(Картина середины 19 века. Так выглядел храм огнепоклонников Атешгях в Сураханах)
Очень тяжело представить, как это происходило. Огонь горел постоянно, температура зашкаливала, а нужно было класть плиты…
В наше время газ подаётся по трубам.
Уже в ранних упоминаниях памятник именуется Атешгях как священное место гебров — персов-огнепоклонников.
Принятие Ислама на территории Азербайджана привело Атешгях в запустение.
Позже, купцы индусы узнали о здешних чудесах, и сообщили про него единоверцам на родине.
Из Индии двинулись паломники. В описаниях 17–18 веков среди обитателей келий упоминаются только индусы, построившие храм и создавшие здесь маленькую колонию.
Над входами некоторых из келий размещены каменные таблички с краткими посвятительными надписями. До настоящего времени сохранилось 14 индуистских, 2 сикхских и одна персидская (зороастрийская) надпись. Самая ранняя датирована 1770 (1713 г. н. э.)
Некоторые индуистские надписи сильно повреждены, что затрудняет их расшифровку.
Во второй половине позапрошлого века, по одной версии, сдвинулась плита земной коры.
По другой, более логичной, газ стали добывать промышленным способом, и выходить из земли он перестал.
Индусы, убедившись, что огня больше не будет, вернулись на родину.
(Вера огнепоклонников довольно сурова. Например спасавшийся от нашествия монголов Саади, тот который по версии Есенина «целовал лишь только в грудь», пришёл в Индию и попал примерно в такой монастырь, где вынужден был, спасая жизнь, выдать себя за огнепоклонника. Позже Саади бежал из монастыря, убив охранника)
Красочные описания Березина и рисунки Гагарина помогли воссоздать атмосферу 17–18 века.
В кельях комплекса Атешгях представлены манекены отшельников-индусов, страдающих от самоистязания и аскетического образа жизни.
Впечатление от фигур довольно сильное, помогающее понять реальную картину. И эти страсти происходили, когда вера огнепоклонников уже почти ушла.
Что же творилось во времена её рассвета?
Музей под открытым небом распоряжением президента Азербайджана объявлен Государственным историко-архитектурным заповедником.
Среднее число посетителей музея в год составляет около 15000 человек.
В 1998 году «Атешгях» был представлен в ЮНЕСКО для внесения в Список объектов Всемирного наследия.