Во время путешествия в Азербайджан мы увидели немало интересного, но одним из самых ярких впечатлений стало посещение Культурного Центра имени Гейдара Алиева в Баку.
Во время путешествия в Азербайджан мы увидели немало интересного, но одним из самых ярких впечатлений стало посещение Культурного Центра имени Гейдара Алиева в Баку.
Центр расположен на одной из главных магистралей города — проспекте, который также назван именем Гейдара Алиева. Как мне кажется, такое сооружение является прекрасным памятником бывшему лидеру страны. Оно сооружено по инициативе его сына, нынешнего, популярного в народе, президента Азербайджана.
Центр восхищает, по праву являясь одним из главных символов современного Баку. Ранее на этом месте располагался старый машиностроительный завод, занимавший площадь около 16 гектар, который в целях создания Центра перенесли за пределы города.
Этот процесс сопровождади разные проблемы, были даже забастовки рабочих, но место под культурный центр им пришлось освободить. Его расположили на невысоком холме, посреди большого каскадного парка, что обеспечивает хороший обзор. Хотя Центр не имеет никакого отношения к космосу, выглядит он как инопланетный корабль из других миров или гигантское животное с какой-нибудь планеты Пандора.
Проектировало комплекс архитектурное бюро архитектора иракского происхождения Заха Хадид, работавшей в Лондоне. Она была первой в истории женщиной-архитектором, получившим самую престижную в мире премию за достижения в области архитектуры. В течение своей карьеры Заха Хадид принимала участие в создании многих интересных проектов в разных странах мира, но центр Гейдара Алиева вышел особенным. Он создавался с 2007 по 2012 год, а в 2014 году был признан лучшим зданием в мире и удостоен премии «2014 Design of the Year».
На автора здание Центра произвело очень сильное впечатление своим необычным видом и неклассическими формами. По моему мнению, найти точное определение формы здания невозможно, могу предложить найденный термин «текучая», чего, собственно, авторы и добивались. В своих проектах Заха Хадид всегда старалась избегать углов, ее творения имеют плавные формы. Она считается ярким представителем деконструктивизма.
Архитектор писала: «Мне хотелось, чтобы на фоне привычного экстерьера города это здание выделялось плавной монолитностью своего строения….хотелось добиться абсолютной плавности линий, сделать пространство непрерывным.»
Поскольку сфотографировать здание со всех сторон и тем более сверху возможности не было, предлагаю фото макета из экспозиции Центра «Мини-Азербайджан».
С разных ракурсов в зависимости от фантазии форма Центра кому-то напоминает волны, кому-то — песчаные барханы, а кому-то — застывший язычок пламени. Заметьте, что во всех этих ассоциациях присутствует некая «текучесть» в восприятии формы… От гида услышали версию, что вид сверху похож на подпись Гейдара Алиева.
Для Центра Алиева строители создали каркас из металлических трубок общей протяженностью 90 километров, который позже был обшит панелями, спроектированными в специальной компьютерной программе. Внутри здания ощущение «текучести» даже усиливается, иногда на этажах возникает иллюзия гладких поверхностей там, где присутствуют ступеньки.
Светлый фон отделки создает ощущение наполненности воздухом и светом, находиться в нем приятно. Лестницы и стены, полы, перегородки и потолки, плавно переходящие друг в друга. создают цельный дизайн помещения, пространство соединено в единое целое, нет ощущения замкнутости. Мы с удовольствием «растеклись» по экспозициям))
В целом, по моему восприятию, самым интересным в Культурном Центре имени Гейдара Алиева является само здание, хотя в нем находится впечатляющий музейно-выставочный комплекс. Есть мнение, что большая часть внутренних площадей Центра не используется, огромные холлы и свободные пространства простаивают и их можно использовать более рационально.
Действительно, такое впечатление может возникнуть. Но видится, что в случае размещения большего количества экспозиций, может пострадать восприятие воздушного и просторного интерьера здания, исчезнет свободное пространство.
Здание Центра делится на три части: музей Гейдара Алиева, выставочные залы, многофункциональный зал и конференц-залы.
Должен сказать, что экспозиций достаточно много и осмотреть их все подробно понадобится значительное время.
Музею Гейдара Алиева отведена большая часть Центра. Рассказывается о его жизни, истории семьи, кроме фото там присутствуют личные вещи, награды и подарки. Мы музей осмотрели довольно быстро, тем паче, что биографию Гейдара Алиева неплохо знали.
А на подземный уровень Центра, где расположилась выставка ретро-автомобилей, просто не дошли, отправившись изучать другие экспозиции на верхние этажи. На первом этаже Центра хранятся автомобили в количестве четырех штук, находившиеся в служебном пользовании Гейдара Алиева.
Мы ознакомились с рядом постоянных экспозиций, которые представляют интерес для туристов, кому-то в большей, кому-то в меньшей степени.
Экспозиция «Мини-Азербайджан» состоит из приблизительно 50 экспонатов — макетов наиболее интересных архитектурных достопримечательностей страны, как древних, так и современных. Увидеть все их «живьем», если корректно так выразиться, в течение одной поездки затруднительно, зато в Центре можно с удовольствием рассмотреть их макеты.
Представляет интерес и другая постоянная выставка под названием «Шедевры Азербайджана». Эта экспозиция достаточно велика и многообразна, экспонаты рассказывают об истории страны, ее культуре.
Представлены археологические находки, например, наскальные рисунки из Гобустана, найденные при раскопках предметы быта, монеты. посуда.
Также экспонируются редкие экземпляры Корана,
народные костюмы жителей разных районов страны,
ковры.
оружие,
старинные азербайджанские музыкальные инструменты и т. д.
Особенно интересными показались музыкальные инструменты, изготовленные из ценных пород дерева. К тому же их можно не только рассмотреть, но и послушать записанное звучание.
Широко распространенный на востоке музыкальный инструмент «уд». Считается предшественником средневековой европейской лютни. Европой Был заимствован у арабов и творчески преобразован испанцами.
«Тар» своей формой несколько напоминает гитару. Его название происходит от персидского слова «нить, струна». Очень распространен в странах Востока.
«Кеманча» — используется не только на Кавказае, но и в странах Среднего и Ближнего Востока, обязательный инструмент в ансамблях традиционной восточной музыки.
«Саз» был любимым инструментом ашугов — странствующих музыкантов Востока.
Очень понравилась экспозиция новой коллекции ковров — «Азербайджанский ковер — танец узоров». На эту выставку мы попали в некоторой степени случайно, поскольку наш унылый и уставший от жизненных проблем гид Осман норовил побыстрее нас вывести из Центра на волю)) Но мы из вредности заметили экспозицию и не пожалели!
Это современные ковры, над созданием коллекции в течение 8 лет работали шесть художников и 14 ткачей во главе с народным художником Азербайджана Эльдаром Микаилзаде.
Ковры сотканы из шелка и шерсти, отличаются необыкновенно красивыми узорами и сочной расцветкой.
Еще одна великолепная экспозиция Центра — «Кукла в искусстве». Коллекция большая, разнообразная, там можно надолго задержаться, с любопытством разглядывая куклы ручной авторской работы, которые являются произведениями искусства.
«Художественные куклы — это предметы искусства, а не детские игрушки, созданные в самых разнообразных стилях, и могут включать в себя как готовые детали, так и полностью оригинальные произведения.« — Википедия
Хотя за последнее время несколько авторов публиковали прекрасные материалы о выставке кукол, не промолчу и я)) Утверждают, что Фонд Гейдара Алиева собирал коллекцию кукол почти 10 лет, сейчас она насчитывает более 400 экспонатов, которые создавали 60 художников-скульпторов из 16 стран от Азербайджана до Японии и Индонезии. На экспозиции представлено около 230 кукол.
Большинство экспонатов были победителями международных кукольных фестивалей, почти все куклы выполнены в единственном экземпляре и обладают высокой художественной ценностью. Наряду с традиционными куклами, изготовленными из пластика, дерева, бумаги и ткани, представлены куклы, изготовленные по новейшим технологиям.
При перемещении от экспоната к экспонату чувство восхищения усиливается.
Для создания таких кукол нужно обладать большим талантом и мастерством, фантазией и трудолюбием, к тому же владеть навыками разных профессий. Встречаются настолько уникальные экземпляры, что от них трудно оторвать взгляд. Большой процент экспозиции составляют куклы, созданные российскими мастерами.
Мы провели в Центре достаточное количество времени, но осмотрели далеко не все. Многие авторы отмечали, что не везде на выставках Центра есть информация на русском языке. Подтверждаю этот прискорбный и странный для Азербайджана факт. Но в целом Центр Гейдара Алиева произвел очень благоприятное впечатление, смело могу его рекомендовать коллегам к посещению.
Адрес культурного центра: пр-т. Гейдара Алиева, 1, Баку, AZ 1033, Азербайджан
Официальный сайт: http://heydaraliyevcenter.az