Считается, что в Сан-Франциско самая развитая система общественного транспорта на западном побережье США. Более трети городского населения ежедневно использует общественный транспорт, который представлен автобусами (дизельными и гибридными), троллейбусами, наземными и подземными скоростными трамваями и даже историческими кабельными трамваями. Весь транспорт в черте города входит в состав системы MUNI.
На поездку в городском транспорте MUNI установлены относительно недорогие тарифы. Так, например, один билет на взрослого пассажира стоит $2,50, а на студента, ребенка от 5 до 18 лет — $1,25, инвалида или пожилого пассажира — $1,25. Поездка на знаменитом канатном трамвае в Сан-Франциско обойдется примерно в $6 долларов. Для желающих сэкономить есть особые проездные билеты. Они называются Muni Passports. Тарифы на Muni Passports следующие:
- 1 день — $24
- 3 дня — $36
- 7 дней — $47
Такие проездные дают возможность пользоваться общественным транспортом сети MUNI неограниченное количество раз в течение указанного времени. Проезд на канатных трамваях также включен в стоимость. Соответственно, Muni Passports — это наиболее выгодное решение для туристов. Однако билеты Muni Passports не включают поездки на транспорте системы BART, поездки на туристических автобусах и в Международный аэропорт Сан-Франциско (SFO).
Актуальные тарифы MUNI: по ссылке.
Метро MUNI
Отдельного внимания заслуживает метро Сан-Франциско, появившееся в 1972 году. Его протяженность составляет 166,9 км, а количество станций — 43. Из них наземных — 14 станций, подземных — 16 и эстакадных — 13. В общей сложности метро Сан-Франциско состоит из шести линий разного цвета:
- оранжевая (J Church)
- голубая (K Ingleside)
- пурпурная (L Taraval)
- зеленая (M Ocean View)
- синяя (N Judah)
- красная (T Third Street)
Помимо этого, есть ещё и наземная линия, так называемое метро-трамвай — F Market.
Автобус MUNI
Единственным недостатком автобусов Сан-Франциско является их переполненность в час-пик. Ну, а в целом, это один из лучших и наиболее комфортабельных способов передвижения по городу. Более того, половина автобусов Сан-Франциско носит гибридный характер, что благотворно отражается на экологии города. Билеты можно покупать как в специальных терминалах, так и в салоне автобуса. Все остановки в городе стеклянные и оснащены подробным расписанием. Для более длительной поездки за пределы города автобусы системы MUNI не подходят. В Сан-Франциско расположен крупный транспортный комплекс Трансбэй Терминал, который обслуживает целый ряд систем междугороднего автобусного сообщения. К ним относятся автобусы компаний Amtrak и Greyhound.
Туристические автобусы
Экскурсионные двухэтажные автобусы от компании Skyline Sightseeing курсируют в Сан-Франциско, делая 23 остановки у знаковых достопримечательностей города. Автобусы проезжают такие туристические места, как Рыбацкая пристань, Ломбард-стрит, мост Золотые ворота, Пристань 39, Чайнатаун и др.
Канатный трамвай MUNI
Канатные трамваи Сан-Франциско включены в реестр исторических памятников США. Этот вид транспорта относится к местным достопримечательностям, а также его часто называют символом Сан-Франциско. Сейчас канатными трамваями пользуются, в основном, туристы. Этот транспорт, также как и все другие средства передвижения в пределах города, входит в состав муниципальной системы — MUNI. Тарифы на канатный трамвай немного выше, чем на обычные автобусы, троллейбусы и метро.
Первый канатный трамвай в Сан-Франциско появился в 1873 году по инициативе Эндрю Хэллидая. На линии были выпущены вагоны, соединенные тросом к специальному механизму. Такое средство передвижения сразу же стало пользоваться большим успехом, и на улицах города стали появляться новые трамваи. Сегодня канатный трамвай Сан-Франциско имеет три линии передвижения:
- Линия Powell — Hyde
- Линия Powell — Mason
- Линия California Street
Велосипеды
Посещая Сан-Франциско, понимаешь, что здесь, как ни в одном другом американском городе, стараются заботиться о чистоте окружающей среды. Об этом свидетельствует огромное количество велосипедистов на дорогах. Ежедневно более 40000 жителей Сан-Франциско добирается на работу и обратно на велосипедах. В связи с этим к уже существующим 109 километрам велодорожек всё чаще добавляются новые полосы.
BART (Bay Area Rapid Transit)
Помимо внутригородского транспорта в Сан-Франциско функционирует региональная система быстрого перемещения. Это система BART, которая имеет всего 8 остановок по городу и осуществляет перевозку на более длинные расстояния. Например, до международного аэропорта или до отдельных городов в области залива.
BART — это своего рода скоростная электричка или региональное метро, соединяющее Сан-Франциско с восточным побережьем. В плане точности расписания эта система гораздо надежнее, чем MUNI. Как туристы, так и местные жители активно пользуются транспортом системы BART. Ежедневно тысячи жителей пригородов приезжают в даунтаун на работу и обратно на таких электричках.
Стоимость проезда варьируется от пункта назначения, но минимальный тариф — $1,90. Пассажиры с велосипедами также имеют право пользоваться транспортом BART.
BART: калькулятор стоимость проезда
Caltrain
Caltrain — это ещё одна региональная электричка, связывающая Сан-Франциско с южными пригородами. Эти электрички не представляют особого интереса для туристов, но довольно популярны у жителей округа. Также как и BART, поезда Caltrain ежедневно привозят многих жителей пригородов на работу в центр Сан-Франциско. Железная дорога Caltrain связывает район South of Market в Сан-Франциско с городом Гилрой, совершая по пути множество остановок, включая станции Сан-Матео и Сан-Хосе. Электричка Caltrain ходит обычно только в утренние и вечерние часы.
Схема линии Caltrain
Caltrain: тарифы
Проездной Clipper Card
Для удобства пассажиров в Сан-Франциско действует универсальная карта оплаты, которая распространяется на все системы передвижения. Это карта называется Clipper Card. Своевременно пополняя её, можно пользоваться транспортом в системах MUNI, BART и Caltrain. Такая карточка может служить и проездным для трамваев, автобусов, троллейбусов, метро в пределах города, и дополнительным проездным на электричках BART, а также проездным на несколько поездок в поезде Caltrain. Clipper Card можно пополнять различными контактными и бесконтактными способами:
- через специальные терминалы,
- через кассовые машины соответствующих транспортных систем,
- в аптеках, розничных магазинах и других точках агентов,
- через интернет,
- напрямую с банковского счета и т. д.
Паромы
На сегодняшний день центром порта Сан-Франциско является здание Ферри (Ferry), от которого ежедневно выполняются перевозки в пригородные зоны. Самый недорогой способ передвижения через залив — это паромы, а самый комфортабельный и роскошный — это круизные лайнеры. Во время путешествия по водам залива можно увидеть серых и горбатых китов. Туристы при желании могут арендовать рыболовные судна, парусники, байдарки, яхты и прочий водный транспорт в порту Сан-Франциско. На месте неиспользуемых пирсов сегодня расположены офисные здания, магазины, музеи и другие объекты инфраструктуры.
Паромы Сан-Франциско: тарифы и расписание.
Автодороги
Сан-Франциско считают городом дорожных пробок и трафиков. По этой причине езда на личном автомобиле представляется более хлопотным делом, чем поездка на общественном транспорте. Дорожное движение также затруднено из-за географических особенностей города. Это и компактные размеры, и дороги с односторонним движением, и причудливая навигация, а также дороговизна парковки. Все эти аспекты делают вождение по дорогам города достаточно хлопотным.
В отличие от других крупных городов США дороги Сан-Франциско имеют европейский артериальный стиль, а не обширную сеть автострад. Это связано с «дорожной революцией», произошедшей в 1950-е годы и с землетрясением 1989 года, после которого была полностью уничтожена автострада Эмбаркадеро и частично центральная. Самыми оживленными улицами в городе на сегодняшний день являются Маркет-Стрит, бульвар Гири, Фэлл-Стрит, Портола-Драйв и Линкольн-Уэй.
Вопросы от туристов
Поезда приличные? мы будем с 5 леткой и младенцем в коляске, и рассматриваем поезд, но может, автобусы есть удобные?
Спасибо!
22 ответа