Этот очерк связан с моим рассказом о Детройте.
Детройтский Институт Искусств (DAI) владеет коллекцией, представляющей разные культуры и разные периоды от древних цивилизаций до самого нового времени.
Этот очерк связан с моим рассказом о Детройте.
Детройтский Институт Искусств (DAI) владеет коллекцией, представляющей разные культуры и разные периоды от древних цивилизаций до самого нового времени.
Арт декО
Но абсолютно уникальным этот музей делают грандиозные фрески Диего Ривера.
Музей был основан в 1883 году. В 1927 году было построено новое здание, центральную часть которого занял атриум с голыми белыми стенами застывшими в ожидании прихода Мастера. Этим-то Мастером и стал великий мексиканский художник-муралист Диего Ривера.
Его пригласил в то время директор Вильям Валентино, и планы разрисовки изначально были куда более скромные, чем финальная работа. Диего приехал в Детройт в 1931 году со своей женой, будующей художницей Фридой Кало, которая в то время не была еще художницей. Она была двадцатичетырёхлетней мисс Ривера, женой мировой знаменитости Диего Риверы. А инструменты художника — карандаш и бумага — были скорее инструментами терапии для физически изломанной (в прямом смысле) молодой женщины. Фрида получила тяжелые увечья в дорожной аварии, последствиями которой были постоянные боли в позвоночнике и невозможность вЫносить ребёнка. Один из выкидышей случился как раз во время пребывания семьи Ривера в Детройте. Рисование помогало Фриде справляться с болью.
А Диего к тому моменту достиг всего и даже удостоился суперпрестижной персональной выставки в Музее современного искусства в Нью Йорке. Он оказался вторым избранным, первым был Анри Матисс, третьим, кажется, Пабло Пикассо.
Фрида Кало не имеет непосредственного отношения к фрескам, хотя она и присутствовала при их создании. Ей была заготовлена роль на будущее.
Парадокс сегодняшнего дня в том, что в течение прошедших 100 лет с момента создания фресок известность Диего постепенно угасала, а Фриды росла. Преклоняясь перед выдающемся мастером, нельзя не признать, что темы его работ уходят в прошлое, а Фридино, куда более скромное творчество, сегодня звучит современно. Фрида в последние десятилетия становилась все более известной, пока не превратилась в культовую фигуру. Она буквально везде: часто устраиваются ее вернисажи, о ней снимаются фильмы, ее портретами украшается одежда и сувениры. Я не потратила больше десяти минут, чтоб найти вот это её изображение в окне какого-то магазинчика.
И простенькая шутка, что Диего известен благодаря Фриде, уже, боюсь, и не шутка, а почти констатация факта.
Кто знает, может быть провидение послало Диего Фриду для того, чтобы через взметнувшуюся через столетие собственную популярность поддерживать известность гениального мужа.
Так вот, для поклонников художницы, входите, знакомьтесь, работа мужа Фриды:)- Человек и машина.
Этот загадочный человеческий зародыш в центре композиции изображен на восточной стене. Диего «вышел» из католической страны, где восточная стена в соборе имеет определенную смысловую нагрузку: это «стена надежды», а рождение — всегда надежда.
Западная стена, опять же, как в католическом соборе — стена «страшного суда».
В картинах западной стены, как и во всей работе, художник повествует о двойственности мира.
В самом центре нарисованного барельефа (термин для этого-гризайль), можно рассмотреть голову и череп по разные стороны от звезды. Они символизируют у индейцев Мексики дуальность, которую мы все имеем в себе-способность к созиданию и одновременно к разрушению, к полету и падению, к святости и греху. Автор как бы говорит: осознавай, к чему ведут твои мысли. Или по Булгакову: «Каждому воздастся по вере его».
На этой же фреске сопоставляются мир и война: слева мирная авиация и вездесущий голубь, справа-военные самолеты и ястреб-символ войны.
Человек процарапывает ствол дерева: так добывалась резина для колёс на бразильских плантациях. Опять противоположности-прогресс против разрушения природы.
Интересна фреска с генератором электричества, похожего на человеческое ухо. Не иначе, как намёк на подслушивание, которым нарисованный внизу менеджер и занят.
В нижнем углу северной фрески мы видим маленькие портреты Едселя Форда и Вильяма Валентино, что перекликается с традицией европейского искусства помещать доноров на полотна-своеобразный способ благодарить за возможность творить.
Эти два человека никак не контролировали художника, ему не приходилось выслушивать мнения заказчиков и прилаживаться к их вкусам. Гений парил свободно, а результат-«Человек и машина», фреска, которую Диего Ривера считал своей лучшей работой. Замечу, что он расписал огромное число стен общественных зданий в Мексике и Америке.
Себя Диего изобразил среди лиц, отравленных формальдегидом.
Его голову в полусферическом чёрном котелке едва можно рассмотреть за нездоровыми зелено-желтыми лицами рабочих.
В монументальном произведении в реалистической манере Диего показывает производство автомобиля. Художник знаменит своим талантом организовывать композиции, все многофигурные сцены виртуозно построены.
Даже некоторое сходство с балетом просматривается.
Женщины в тридцатые годы только начинали оформляться, как рабочая сила. В производстве автомобиля мы встречаем их в единственном фрагменте -шьющими обивку для автомобилей
Ривера, будучи коммунистом, правда, дважды исключённым из партии, изображает рабочих с больший симпатией: они все красивые, сознательные и тяжелоработающие. Помните у Маяковского бодрое: «Папа сильный, на заводе с молотками дружбу водит»
Чего не скажешь о менеджерах или туристах, пришедших на фабрику. Опять же из Маяковского: «Дрянь и Петя и родители, общий вид их отвратителен»
Интересны маленькие фрески, особенно вот эта, с издевательски-сатирическими намеками. Генри Форд тут в позе пророка-учителя, рабочие-в позе Мыслителя Родена, а мотор похож на собачку.
Говорят, что Генри Форд имел нулевой интерес к искусству. Он ни разу не пришел в музей посмотреть фреску. (Я не могу этому поверить, хотя слышала утверждение из уст уважаемого экскурсовода.) А вот сын Хенри Форда, Едсель Форд, сформировался в сильного и преданного музею мецената, всегда поддерживал музей, не скупился при финансировании Диего, платил сотрудникам зарплату в годы Великой Депрессии и оставил Институту Искусств щедрое наследство.
Все знают что такое фреска. А кто забыл, тому напомню.
Fresca по итальянски означает свежая. Краску мастер наносит на свежую сырую штукатурку, с которой пигменты химически связываются. Тем самым фреска становится стеной и потому живёт столько, сколько стоит стена, иногда столетиями.
Работа Риверы сегодня такая же яркая и четкая, как сто лет назад. Ей суждена долгая жизнь, и многие поколения после нас будут любоваться ею.
Теперь идём к другим сокровищам.
Всё мною ниже показанное-артефакты большой ценности, и музей их, естественно, бережет, защищая от света. Залы полутемные, а иногда, как в случае с Рембрандтом, полностью темные. Музею не позавидуешь, он должен одновременно две противоположные цели достичь-показать и спрятать. Я, как зритель (и фотограф), страдаю, хотя и осознаю благородное намерение и для потомков что-то сохранить.
Низкое качество фотографий объясняется, среди прочего, и отсутствием света.
Стоимость полотен Брейгеля и Рембрандта достигла сейчас астрономических значений, ведь появления новых картин руки гениев ждать неоткуда. Мы были даже огорчены, что при входе нас не подвергли ставшему традицией обыску и «просвечиванию», и что «Свадебный Танец» Брейгеля не помещён ещё в бронированную камеру:)
Голландцы.
Здесь знаменитые работы знаменитых мастеров.
Франс Хальс
Николас Пикеной: Женский портрет
Тер Борх
Геррит ван Хонхорст
Рембрандт
Керамика из Дельфа
В середине 17-го века случился период моды и безумно возросшего спроса на тюльпаны, хотя цветы были привезены в Голландию из Ирана или Османской империи гораздо раньше, в середине 16-го века.
Я опускаю экономическую часть тюльпанной лихорадки, где можно было бы рассказать, как практичные голландцы вкладывали состояния в луковицы цветов, разоряясь впоследствии.
Я коснусь отражения тюльпаномании в художественных объектах, поскольку такие объекты экспонируются и в DAI, и в других музеях.
Пожалуй, самым лучшим примером может служить «Флора» Рембрандта с венком на голове. Среди растений, вплетенных в летнюю гирлянду, выделяется огромный пёстролепестный тюльпан — «первая скрипка» в роскошном убранстве Флоры.
Натюрморты с цветами были частой темой голландской живописи Золотого века. Первая часть рассказа о Детройте была проиллюстрирована натюрмортом Рашель Рюйш с тюльпанами, ниже цветы Ян де Хема из Эрмитажа того же периода.
А эта любопытная вазочка, из-за которой я и решила рассказать про цветочную лихорадку, сконструирована таким образом, чтобы каждый бутон стоял отдельно. Музейная этикетка говорит, что перед нами дорогая ваза из Дельфа, но цена её меркнет перед ценой тюльпанов. Стоимость одной луковицы редкого сорта в обезумевшей Голландии равнялась годовой зарплате плотника.
Нельзя обойти натюрморты
Питер Клас
Пейзажи Якоб ван Рёйсдал
Фламандец Антон Ван Дейк
Итальянская живопись хорошо представлена.
Прекрасные Джованни Беллини и Бронзино
Сюда же к ним поместим и Перуджино
Бернардино Луини рисовал в технике sfumato, которая хорошо всем известна по работам Леонардо да Винчи. Sfumato переводится как задымленный, на полотне нет четких границ между цветами, переходы магкие, картина как будто вне фокуса.
Немецкая живопись
Лукас Кранах Старший
Из Испанцев-Гойа
Несколько картин всеобщего любимца Ван Гога.
Коллекция богата керамикой
Чайно-кофейный сервиз в китайском стиле, Франция 1840 г.
Закончить осмотр музея экскурсовод решила там же, где мы его и начали-около фресок Диего Риверы. Произносились последние фразы. Тут наша гид увидела кого-то за спинами группы, расплылась в улыбке, бросила нить повествования и говорит: «прошла моя коллега-правнучка вот этой женщины в чёрном, изображённой на фреске»
Сто лет назад, когда Диего работал над будущим шедевром, в холле подметала полы уборщица. Художник спросил её, не хочет ли она быть изображённой на фреске. Уборщица заинтересовалась и попала на века в картину.
Так через кусочек штукатурки с маленькой картиночкой день сегодняшний соединился с прошлым.
Как все в этом мире связано и переплетено, аукается и отзывается, а иногда и переворачивается. Одним словом —
«Прекрасна жизнь! Затейлив хруст её шестерён» (М.Щербаков)
Детройтский Институт Искусств (Detroit institut of Arts)
5200 Woodward Ave,Detroit,MI