После визита к султану следующим пунктом нашей экскурсии должна была стать Великая мечеть Агадеса. В Старом городе её видно отовсюду, в том числе и от дворца султана.
После визита к султану следующим пунктом нашей экскурсии должна была стать Великая мечеть Агадеса. В Старом городе её видно отовсюду, в том числе и от дворца султана.
Идём-бредём по направлению к её высокому минарету, и натыкаемся на забор. Он опоясывает мечеть по всему периметру.
Не устаю удивляться особенностям и индивидуальностям каждого региона, будь то хоть Африка, хоть Европа, хоть Азия…. Агадес стоит в пустыне, и потому особую ценность здесь имеют деревья. За забором, на территории мечети, возвышались акации, наловившие на свои ветки множество пакетов.
Рядом можно было видеть деревья, растущие в глиняных горшках.
Великая мечеть Агадеса один из символов города, и потому за прилегающей территорией следят. Мусор, пусть и плохо, но убирают. Нам же любопытно было посмотреть на большие горшки, в которых сажают не фиалки, а целые деревья, уберегая таким образом молодой ствол и ветви от травоядных.
Минарет Великой мечети, напоминает оттянутый вверх палец, либо пупырчатый огурец. Повторюсь, минарет виден со всех сторон. В заборе мечети имеется несколько ворот и калиток.
Попасть на территорию можно только с центрального входа. Туда мы и направились. Когда подошли, застали следующую картину.
Во многих городах Азии и Африки полным-полно попрошаек. Этим никого не удивишь. Но если денег просит инвалид, ему дают больше. В Йемене и в Мали я видел инвалидов, которые не могли ходить, а только ползали. Говорят, что подобных людей в юном возрасте отлавливают, травмируют, и, если ребёнок выживает, заставляют работать на хозяина — просить милостыню.
Думаю, читатель согласится, смотреть на калек, которые увидев белого человека (ходячий мешок с деньгами), издают хрипящие звуки и тянут к тебе руки, приятного мало. Так было и здесь. У главного входа дежурили сразу два таких инвалида. Заприметив нас, они вслед за нами заползли в ворота. Кому как не знаю, но мне в тот момент было не до мечети. Я совершенно не хотел, чтобы они схватили меня за ногу.
Если быть достоверным, речь в этом случае о бедности и о выживании абсолютно не идёт. У инвалидов имелись коляски, переделанные из велосипедов в рукопеды, где нужно было ложиться и крутить педали руками, и ими же поворачивать. Сделать такую, пусть и простенькую, но всё же технику, чего-то определённо стоило. Поэтому, повторюсь, в данном случае инвалидность это бизнес.
В российской прессе неоднократно поднимается спор, правильно ли поступило правительство СССР в 1950 году, постановив секретным указом, собрать по рынкам и вокзалам всех бездомных инвалидов (участников войны) и направить их в специальные учреждения, где за ними далее осуществлялся государственный уход? У меня однозначного ответа нет. Напомню, подобную функцию долгое время осуществлял Валаамский монастырь.
Вернёмся в Нигер. Великую мечеть Агадеса к ярчайшим архитектурным объектам отнести можно с большой натяжкой.
Во время пятничной молитвы на её территории может разместиться 10 тыс. верующих. Для увеличения пространства рядом с основным зданием возведена крытая веранда.
Дабы зайти внутрь главного корпуса, нужно разуться. Фотографируем зал.
Поднимаемся на крышу.
Не скажу, что оттуда открываются умопомрачительные виды, и тем не менее посмотреть сверху на город любопытно.
Помню, в Тимбухту меня поразило кладбище. Периметр могил был разгорожен камнями, у изголовья камень — и всё. Если во многих регионах Азии могилы всячески обустраивают, то у ваххабитов подобного нет. Ваххабиты считают это идолопоклонничеством, и потому с подобным борются. В африканских традициях также нет какого-либо культа в обустройстве могил.
Возле Великой мечети Агадеса располагалось кладбище, и было оно таким же простеньким, как в Тимбухту. И всё же данный объект в список ЮНЕСКО занесён не просто так. Великая мечеть имеет историческую ценность. Она построена в 1515 году, когда Агадес вошёл в империю Сонгай. В некоторых справочниках пишут, что у Великой мечети Агадеса самый высокий саманный минарет в Африке — 27 м.
Издалека он кажется стройным и изящным. Вблизи понимаешь, что его каркасы, подобно человеческим рёбрам, представляют мощную конструкцию. Я хотел на минарет залезть. К сожалению смотритель не разрешил.
В 1844 году, соблюдая дизайн и первоначальные технологии, городские власти мечеть перестроили, и посему Ричардсон, Барт и Офервег, первые европейцы попавшие в Агадес, увидели Великую мечеть Агадеса именно такой. Саманная архитектура довольно проста. Из деревяшек делается каркас, который периодически замазывается и подмазывается глиной. Рабочие перемещаются по торчащим из корпуса балкам. Подобная архитектура напоминает ощетинившегося ёжика.
По таким же технологиям построена знаменитая мечеть в малийском городе Дженне. Если попасть в мечеть было просто, то выйти оказалось чуть-чуть посложней. Тот парень, возле которого мы разулись, стал трясти коробкой для пожертвований. Рядом с ним находились и инвалиды. Сгруппировавшись в кучу, при помощи гида Али, мы прорвались-таки к выходу.
В тот момент мои впечатления от увиденного были не ахти…. Теперь же, по прошествии времени, когда ушёл негатив, я могу с гордостью сказать, что видел Великую мечеть Агадеса!
Следующая часть — Нигер. Ч — 20. Агадес и его жители