Попасть на Валаам можно не только круизным теплоходом, но и скоростным катером. Из Сортавалы до Валаама можно добраться за 40 минут, из Приозёрска путь занимает 1,5 часа.
Попасть на Валаам можно не только круизным теплоходом, но и скоростным катером. Из Сортавалы до Валаама можно добраться за 40 минут, из Приозёрска путь занимает 1,5 часа.
Людей, прибывающих на остров, можно разделить на две категории: первые просто туристы, вторые едут на Валаам в качестве паломников. Кто и как встречает паломников, сказать не могу. Мы же прибыли на остров в качестве обычных туристов. В этом случае необходимо найти своего гида.
Экскурсия для нас началась сразу возле причала Монастырской бухты. Первым делом гид обратила наше внимание на восьмигранную часовню, с железной светло-бирюзового цвета крышей. Она не имела каких-либо архитектурных излишеств.
Ладожское озеро только на первый взгляд спокойное. На Ладоге часто случаются шторма, которые начинаются порой совсем неожиданно. Издавна ступив на Валаамскую землю, паломники стремились незамедлительно отблагодарить Господа о завершении плавания. Так рядом с пристанью появилась Благовещенская часовня — одно из самых старых строений на острове.
До середины 80-х гг. XVIII в. все постройки на Валааме были исключительно деревянными. На берегу Монастырской бухты можно видеть ещё одну часовню, именуемую во имя иконы Божьей Матери «Всех Скорбящих Радости». Дата постройки 1896 г. Часовня поставлена в память о посещениях Валаама Великим Князем Владимиром Александровичем — третьим сыном императора Александра II. Князь принимал участие в закладке Спасо-Преображенского собора и освящении его церквей в 1892 и 1896 годах. Часовня построена из валаамского кирпича с колоннами из красного и черного гранита на сером гранитном цоколе.
Следующим объектом, куда мы отправились вслед за гидом, стал монастырский сад.
Казалось бы, что за невидаль, цветы, яблони и кусты смородины? На большой земле подобным действительно никого не удивишь. Здесь же ситуация несколько иная. Дело в том, что Валаам остров каменистый. Его почвенный слой совсем тонкий, в среднем он составляет 20–25 см. Соответственно, под столь тонким слоем земли сплошной камень. В летние месяцы спрятанная под землёй порода за день прогревается и ночью отдаёт почве своё тепло.
С одной стороны Валаамский архипелаг это некий микромир. В противовес этому на столь малом пространстве деревьям и кустарникам тяжело зацепиться за почву корнями. Вот и приходилось монахам из года в год то тут, то там, собирать по острову грунт и подсыпать его на свои огороды. Некоторые паломники, зная о подобных проблемах, специально привозили для монахов землю.
В настоящем монастырский сад оберегается от посетителей. Гулять разрешается на узком пятачке. Оно и понятно — толпы туристов могут быстро свести на нет многолетний труд послушников и монахов.
Сад разбит у подножия горы Фавор, тогда как на самой горе находится монастырь. Подняться вверх можно по широкой гранитной лестнице. Её массивные ступени датируются серединой 19-ого века. Поднимаемся на гору и уже сверху любуемся на монастырский сад
и на одноимённую бухту.
По самой горе также приятно прогуляться. Перед входом в монастырь разбит парк. Изначально на Валааме росли по большей части лишь только хвойные деревья. По словам гида, липы и дубы, создающие ансамбль парка, были привезены и посажены. Деревья прижились, их возраст около 200 лет. Повторюсь, растительный мир Валаама весьма хрупок, и потому ходить в парке дозволяется только по дорожкам.
Дабы убедить обычного человека в той или иной исторической концепции, ему предлагается ряд исторических фактов. Для верующего исторические догматы вовсе не обязательны. Верующему человеку вовсе не нужны подтверждения Воскрешения Христа. Попробуем совместить веру и историю.
Считается, что в древности на Валааме располагалось главное капище Велеса (или же Волоса) и Перуна, которым покланялись и приносили жертвы живущие в окрестностях язычники. Таким застал этот остров век апостольский. Этимологический разбор финского названия «Валамо» подтверждает вероятность предания: Вал, Ваал, Волос или Велес — однокоренные слова, а «мо» по-ижорски — земля.
Таким образом, Валамо — земля Велеса, т. е. место посвященное Велесу. Монастырское предание гласит, что святой апостол Андрей Первозванный, просветитель скифов и славян, прибыв из Киева в Новгород, по реке Волхов достиг Ладожского озера, а затем Валаама, где благословил горы острова крестом.
В парке на горе Фавор апостолу установлен памятник.
И тем не менее православие на Валаам пришло через много веков после визита Андрея Первозванного. Произошло это одновременно с крещением Руси. По некоторым свидетельствам уже в X веке на острове существовало монастырское братство, управляемое игуменом.
Основателями монашества на Валааме почитаются преподобные Сергий и Герман, пришедшие «от восточных стран», греческие священноиноки. XI век стал веком первых тяжелейших испытаний для монастыря. Потерпев поражение от русских, шведы, плавая на судах по Ладожскому озеру, в досаде нападали на беззащитных монахов, грабили и сжигали мирные обители.
До первого разорения Валаам назывался обителью Пресвятой Троицы, о чем свидетельствует житие преподобного Авраамия Ростовского. По всей вероятности, деревянный Троицкий Валаамский монастырь был уничтожен врагами до основания. Относительно достоверная документальная история Валаамского монастыря начинается с XIV века. Валаамский монастырь упоминается в житии Савватия Соловецкого.
В «Сказании о Валаамском монастыре» годом основания называется 1407 год. К началу XVI века на архипелаге жили около 600 монахов, но неоднократные нападения шведов привели к запустению благодатного острова.
Чуть в стороне от монумента апостолу возвышается старинная каменная стела, чудесным образом пережившая советское время. На чёрной гладкой поверхности цифрами разграничены три текста. В первом говорится, что по преданию Пётр Первый Валаам посещал, и остров отошёл от шведов к России в 1715 г. именно по его воле. Во втором сообщается о посещении обители царём Александром I в. августе 1819 г.
(((Государь прибыл на Валаам без свиты. Более того, его корабль попал на Ладоге в шторм. Когда царь вышел на берег, монастырские ворота уже закрылись. Монахи не ожидали Государя и потому легли спать. Позже они все выбежали встречать царя. Однако Александр I попросил принимать его не как Государя, а как паломника. Царь пробыл в монастыре три дня.)))
Третий текст рассказывает о том, что в 1844 г. обитель посетил Великий Князь Константин Николаевич.
Валаам для высшего света и для царственных особ являлся местом достаточно популярным. В подтверждение этому женщина-гид приводит нас к часовне Иконы Божьей Матери «Знамение», построенной из приладожского мрамора в 1862 году.
Этот «признательный памятник иноков, вещающий о высоком благочестии царствующего дома» возведен по проекту архитектора А. М. Горностаева в честь посещения острова Валаама императором Александром Вторым в 1858 году.
Здесь всегда толпится народ.
Дабы подойти к иконе, необходимо соблюсти очередь. Отмечу, что часовня украшена иконами с обеих сторон.
Дабы попасть в усадьбу Спасо-Преображенского монастыря необходимо пройти через Святые ворота с надвратной церковью Петра и Павла.
Заходим на территорию монастыря. Здесь всё внимание берёт на себя храм Преображения Господня.
Его купола и высоченная колокольня (72 м.) парят монастырскими строениями.
Вокруг храма в виде квадрата построены келейные помещения.
По углам возведены: самая старая Успенская церковь(1785 г.), а также церковь Валаамской иконы Божьей матери.
Попасть на территорию храма Преображения Господня можно через единственные ворота, обустроенные в одном из корпусов.
На территории фотографировать запрещено, тогда как со стороны сделать хорошую фотографию колокольни мешают различные строения. Соответственно, я пытался снять колокольню целиком снизу через ворота, не заходя на территорию… Увидев как я корячусь, охранник разрешил мне зайти и сделать один кадр.
Внутреннее убранство храма почти везде приведено в порядок. О безбожных советских временах ничего не напоминает. Жаль, но фотографировать внутри храма опять-таки запрещено.
По официальным данным Валаамский монастырь ежегодно посещает около 100 тыс. туристов. Паломники составляют только 10 тыс. Правда тут возникает вопрос. Кого считать паломником? Монастырские гостиницы могут принять только 200 человек. Кто-то обустраивается на ночь на стоящем в бухте теплоходе, кто-то ещё где-то… Одним словом, кто паломник, а кто однодневный турист — это вопрос не простой. Но это для нас. Господь же без сомнений во всём разберётся!
Отметим, что жизнь монастырская достаточно сложна. По данным игумена Мефодия, Валаамский монастырь покидают до половины пытающихся начать здесь свою монашескую жизнь. По неофициальным опубликованным данным, из каждых 20 приезжающих в монастырь трудников впоследствии остаётся в обители и принимает постриг только один.
После Октябрьской революции Валаам отошёл к Финляндии. Первое время финны на некоторое время запретили доступ паломников, но после монастырь вновь открылся. Конечно, присоединение к Финляндии спасло монастырь от разрушения, и тем не менее начиная с 1925 года службы здесь стали проводиться на финском языке.
Подобное стало причиной раскола. Конфликт продолжался 10 лет, после чего «старостильные» монахи были насильно высланы с Валаама.
Напомню, Валаам от ближайшего берега на расстоянии 22 км. В 19 веке крестьяне окрестные зимой приходили в монастырь по льду, дабы во время праздника три дня пожить в тепле и подкормиться.
Валаамский монастырь полностью обеспечивал себя продуктами. Его хозяйственная деятельность была весьма успешной. В 30-х годах прошлого столетия ситуация изменилась. Ошибаются те, кто считает, что так называемый Голодомор был только в СССР. Голод свирепствовал во многих местах Европы.
В 1930 году монастырь содержал 300 человек братии и 100 трудников и наемных работников. Питались монахи скудно, как следует из составленного протокола собрания старшей братии от 13 мая 1930 года: «братия монастыря исключительно питается растительной пищей, рыбу… кусок булки получает только в праздники… питается постным маслом… Имея ограниченные средства, монастырь старается во всем экономить… Помимо этого… бесплатно кормит бедных богомольцев и других лиц, что обходится не [в] один десяток тысяч марок… делает частные пожертвования и впредь не отказывается помогать посильно».
Предчувствуя надвигавшуюся войну, финны укрепляли остров. Однако, когда началась советско-финская война, советские войска штурмовать остров не стали. Наши самолёты остров бомбили. Досталось и монастырю.
Позже, когда стало понятно, что архипелаг переходит под юрисдикцию СССР, финские монахи вывезли отсюда всё самое ценное, включая подлинник иконы Валаамской Божией Матери и другие святыни. Они осели в местечке Хейнявеси в Финляндии, в усадьбе Папинниеми и основали Ново-Валаамский монастырь. Отметим, бывшая фрейлина императрицы, а также страстная почитательница старца Г. Е. Распутина (прожившего 47 лет) А. А. Вырубова (1884 — 1964 гг.) приняв постриг с именем Мария, последние годы жизни провела в Смоленском скиту Валаамского монастыря (на территории Финляндии).
Заняв остров в 1940 г. советская власть в бывших монастырских корпусах организовала школу боцманов и юнг. Когда началась ВОВ, наши войска Валаам покинули. Стратегического значения остров не имел, и потому финны в 1944 г. поступили точно также.
В последующем Валаамский монастырь начал своё полноценное возрождение 13 декабря 1989 года. В день памяти апостола Андрея Первозванного на остров ступили шесть монахов.
Советский период Валаама довольно неоднозначен. Напомню, в фильме «Место встречи изменить нельзя» есть эпизод, где Шарапов проходя мимо безногого офицера инвалида, отдаёт ему честь. В фильме «Вечный зов» Кирьян теряет на фронте обе ноги, домой возвращаться не хочет и потому просит милостыню в поездах. Жена Анфиса узнав об этом, отправляется на его поиски и возвращает его домой.
Советские писатели и режиссёры конечно не могли описать жуткой правды, и потому запускали в народ положительные сюжеты. А реалии были таковы, что в 1950 г. вышло постановление правительства, по которому всех бездомных инвалидов собрали и насильно отправили в Дома инвалидов. Подобную миссию стал выполнять Валаамский монастырь. В бывших кельях и скитах устроили Дом инвалидов войны и труда, куда в том числе принудительно помещались инвалиды войны с материка, включая Ленинград.
Дом инвалидов просуществовал здесь вплоть до 1984 года и далее он был переведён на материк. Теоретически работоспособных инвалидов в подобных местах учили какому-то ремеслу, дабы в последующем они сами себя могли прокормить. Однако по существу выбраться из подобных санаториев шансов было мало. Люди, потерявшие на фронте ноги и руки, были как бы под присмотром и в тоже время как бы и в заключении.
(((Не удивлюсь если в будущем появится некий фейк о том, что инвалидов ловили и доставляли на остров всех без разбора. Конечно это не так, но мы от темы отклоняться не будем.)))
С 1960-х годов на остров стали приходить первые теплоходы с туристами. В 1979 году на территории организован музей-заповедник, и немного позже началась реставрация памятников.
Подобное для монастыря послужило миной замедленного действия. Дело в том, что на остров стали прибывать люди, а так как жилых строений на Валааме не было, они стали селиться в монастырских корпусах.
В советское время людей на Валааме прописывали. Теперь же, когда территория отошла монастырю, подобное стало предметом судебных разбирательств. Церковные власти предлагают живущим здесь людям квартиры в ближайшем городе Сортавала.
Те, в свою очередь, никуда с Валаама уезжать не хотят.
Чуть позже, во второй половине дня мы видели в лесу женщину, которая приходит на тропу и играет для туристов на скрипке. Посреди леса она представлялась настоящей феей из сказки. Туристы кладут в футляр деньги, этим фея и живёт.
Постоянной работы на острове нет, и тем не менее люди способ для существования нашли: кто-то занимается рыбной ловлей,
коптит и продаёт рыбу,
кто-то торгует сувенирами.
Кто-то ещё чем-то занят. Людей можно понять — места здесь намоленные, благодатные, и потому уезжать отсюда они не хотят — даже с учётом того, что Валаам зимой полностью отрезан от цивилизации.
Время нашей экскурсии подходило к концу. Я решил через Западные ворота выйти за территорию монастыря.
После чего я моментально попал в девственный мир природы. Внизу из-за деревьев выглядывал залив,
спуститься к нему можно было по специально обустроенным лестницам.
Я к воде не пошёл, решив прогуляться по тропинке. Из земли то тут то там выступали огромные каменные глыбы, составляющие основу острова. На одной из таковых мне довелось увидеть крест и коротенькую надпись, датированную 1820 годом.
Мне подумалось, что труд монастырских послушников, как и самих монахов, никогда не бывает отмечен званиями и наградами. Впрочем, это на этом свете — на том же свете «воздастся каждому по делам его» Вот таким мне увиделся и запомнился Валаамский монастырь.
Во второй половине дня мы совершили экскурсию по скитам, но это уже другая история.