Россия — великая морская держава, у советского и российского флота славная, очень насыщенная событиями история. Проникнуться атмосферой исследовательских морских экспедиций, ощутить мощь и великолепие военных судов, оценить продуманность и красоту корабельной архитектуры, узнать о быте моряков можно на кораблях-музеях, расположенных от Калининграда до Владивостока.
Каждый корабль-музей из нашего списка, будь то крейсер, подлодка или ледокол, — это действительно уникальный экспонат.
Корабли-музеи России на карте:
Крейсер «Аврора»
Где находится: Санкт-Петербург, Петроградская набережная, 2
Одним из самых известных кораблей-музеев России является крейсер «Аврора», который находится на вечной стоянке на Петроградской набережной в Санкт-Петербурге.
Заложенная в конце XIX века, «Аврора» вступила в строй в 1903 году. Будучи боевым кораблем, крейсер принял участие во всех военных конфликтах первой половины ХХ века. «Аврора» в составе 2-й Тихоокеанской эскадры героически сражалась в трагическом для русского флота Цусимском сражении 1905 года и стала одним из немногих уцелевших в нем больших кораблей. Затем была Первая мировая война на Балтике и революционный 1917 год. Приняв участие в Октябрьском восстании, «Аврора» явилась символом русской революции — события, которое изменило всю мировую историю ХХ века.
Экипаж «Авроры» участвовал и в Гражданской войне. В качестве учебного корабля с курсантами она совершала походы по всему миру, а в Великую Отечественную орудия старого крейсера громили фашистов, наступающих на Ленинград в 1941-м.
Славная судьба и важнейшие страницы истории России прекрасно отражены в большой экспозиции, развернутой на внутренних палубах крейсера.
Атомный ледокол «Ленин»
Где находится: Мурманск, Портовый проезд, 25
«Ленин» — первый атомный ледокол в мире. Он был построен в 1956—1959 гг. в Ленинграде при участии 500 предприятий и учреждений, которые специально для него придумали десятки новых устройств и механизмов. Свое имя ледокол получил в честь вождя мировой революции. «Ленин» был символом технологического прогресса и научных достижений Советского союза, став образцом для последующих атомных ледоколов мира.
«Ленин» был важным инструментом для развития полярного флота. Он обеспечивал безопасную навигацию во льдах в экспедициях к Северному полюсу, играя ключевую роль в поиске новых морских маршрутов.
30 лет верой и правдой он служил на благо СССР, пройдя за это время 654 400 морских миль. За использование атомной энергии в мирных целях ледокол был награжден орденом Ленина.
В 1989 году ледокол сняли с эксплуатации, законсервировали атомные реакторы, демонтировали гребные винты. После того, как его перевели в состав госкорпорации «Росатом», началась работа по превращению судна в выставочный центр. Сегодня постоянная экспозиция включает 17 судовых помещений: от салона капитана до стоматологического кабинета.
Линейный корабль «Гото Предестинация»
Где находится: Воронеж, Адмиралтейская площадь, Петровская набережная, 21А
«Гото Предестинация» в Воронеже — первый линейный корабль Российского военно-морского флота. Судно является копией линкора петровских времен, которая была построена в 2011—2014 гг.
В создании оригинального судна принимал участие лично Петр I. Он начал строительство военного флота перед Азовскими походами, и выбрал для этих целей Воронеж из-за его стратегического расположения, потому что отсюда по Дону можно было оперативно попасть к крепости Азов.
Чертежи не сохранились, и их пришлось восстанавливать буквально по крупицам. Специалисты опирались на архивные документы: картины и гравюры, записки и заметки тех времен.
За несколько лет кропотливой работы удалось с поразительной точностью воссоздать линкор — как внутри, так и снаружи. В экспозиции можно увидеть элементы корабельного снаряжения, предметы быта, утвари, декора, что в целом дает представление о жизни на корабле в начале XVIII века.
Научно-исследовательское судно «Витязь»
Где находится: Калининград, набережная Петра Великого, 1
«Витязь» родился в Германии в 1939—1945 гг. под именем «Марс», а после войны в составе репараций был передан Великобритании, где его переименовали в «Империя, вперед». Позже репарации пересмотрели, и судно вошло в состав трофейного флота СССР. Чтобы оно не стояло просто так, его реконструировали под экспедиции и нарекли «Витязем».
С конца 1940-х до конца 1970-х «Витязь» совершил 65 экспедиций во всех океанах, став флагманом советской океанологии, посетил 100 портов в 49 странах, принимал на борту ученых 14 государств. Сколько открытий совершено благодаря собранным данным, трудно перечесть. А еще именно с его борта была измерена глубина Марианской впадины.
«Витязь» завершил свою службу в 1979 году. Сегодня он находится на вечной стоянке на реке Преголе в Калининграде, являясь частью Музея Мирового океана.
По соседству с «Витязем» ошвартованы и другие корабли. Научно-исследовательское судно «Космонавт Виктор Пацаев»:
Единственное в России музеефицированное рыболовное судно СРТ-129:
Подлодка доатомного периода Б-413:
Последний в мире обитаемый плавучий маяк «Ирбенский»:
Все это филиалы Музея Мирового океана, и можно осмотреть их внутри.
Атомная подлодка К-3 «Ленинский комсомол»
Где находится: Кронштадт, Цитадельское шоссе, 18
К-3 «Ленинский комсомол» — первая в СССР и третья в мире атомная подводная лодка. Она была спущена на воду в 1957 году, выведена из состава боевого флота в 1988 году, а сегодня является центральным экспонатом Музея военно-морской славы в Кронштадте.
Строительство подлодки, движимой атомной энергией, стало прорывом для советской промышленности и советского военно-морского флота. В 1962 году К-3 совершила длительный поход подо льдами Северного Ледовитого океана, в результате которого удалось обнаружить подводный хребет на его дне. Одну из вершин открытого хребта назвали именем подлодки.
Экспозиция внутри «Ленинского комсомола» открылась для посетителей в конце 2023 года. Попасть внутрь можно только по сеансам (количество билетов ограничено). Экспонат очень популярен.
Ледокол «Красин»
Где находится: Санкт-Петербург, набережная Лейтенанта Шмидта, 23-я линия
Ледокол «Красин», названный в честь политического деятеля, инженера Леонида Борисовича Красина, является одним из самых известных ледоколов в истории России, символизирующим героическую эпоху арктического освоения.
Чего только не случалось за его многолетнюю историю: он был затоплен и поднят, дважды пересек Тихий океан и Атлантику, участвовал в спасении экспедиции Нобиле и парохода «Челюскин», героически сражался в составе полярного конвоя PQ-15, сопровождал суда по Северному Морскому пути. «Красин» работал в Арктике, на Балтике и Дальнем Востоке, в Баренцевом, Гренландском морях и на Шпицбергене.
Сегодня легендарный ледокол — это филиал Музея Мирового океана. Для посещения открыты кают-компания, штурманская, каюта капитана, каюта начальника экспедиции, каюта, посвященная писателю и капитану Виктору Конецкому.
Ледокол «Ангара»
Где находится: Иркутск, Маршала Жукова проспект, 36а/1
«Ангара» — самый старый ледокол в России, сохранившийся до наших дней. Он был построен еще в дореволюционную эпоху (спущен на воду в 1900 году), чтобы прокладывать путь во льдах для парома «Байкал». Но ледоколу пришлось стать свидетелем и не таких мирных событий. Во время русско-японской войны 1904—1905 гг. на нем через Байкал перевозили пехоту, а позже, во время Гражданской войны он служил то «белым», то «красным».
В Великую Отечественную войну он перевозил баржи с рыбой, а в 1962 году был выведен из состава флота. Благодаря неравнодушным людям «Ангару» удалось сохранить и превратить в музей.
Сегодня ледокол «Ангара» является частью Иркутского областного краеведческого музея. Экспозиция знакомит посетителей с историей судоходства на Байкале. Можно осмотреть машинное и котельное отделения, кают-компанию, каюту первого класса.
Крейсер «Михаил Кутузов»
Где находится: Новороссийск, набережная Адмирала Серебрякова, 2А
Крейсер «Михаил Кутузов» построен в 1951—1954 гг., в 1955-м зачислен в состав боевых кораблей Черноморского флота. Он базировался в городе-герое Севастополе, а с 2001 года находится на вечной стоянке на набережной другого города-героя Новороссийска.
«Михаил Кутузов» выполнял несколько задач — это и огневая поддержка при морских десантных операций, и постановка мин, и разведка, и сопровождение морских конвоев. В 1968—1973 гг. крейсер оказывал «братскую военную помощь» Сирии, Ливану, Египту. За полвека своей службы он совершил 15 дальних походов и боевых служб. В том числе он побывал в портах Югославии, Албании, Ливана, Румынии, Болгарии.
Гостями крейсера были прославленные летчики-космонавты Гагарин и Титов, не менее известные командиры космических кораблей «Восток-3» и «Восток-4» Николаев и Попович. Также здесь проходили приемы зарубежных правительственных делегаций.
Сегодня в кают-компании можно увидеть модели подводных лодок, ракетных катеров, крейсеров, а также оригинальная пепельница, которую кораблю дарят рабочие завода — «оберег». В кубриках воссоздан матросский быт. Несколько витрин посвящены Великой Отечественной войне.
Сторожевой корабль «Сметливый»
Где находится: Севастополь, улица Минная, 7, причал № 83
В самом центре Севастополя на вечном приколе стоит легендарный сторожевой корабль «Сметливый». Он вошел в состав Черноморского флота в 1968 году и был выведен в 2019-м. «Сметливый», прослуживший стране более 50 лет, попал в «Книгу рекордов Министерства обороны Российской Федерации» за огромный срок службы.
«Сметливый», как и другие корабли этой серии, называют «поющим фрегатом» за характерный звук газотурбинного двигателя.
Корабль давно закончил боевую службу, но сегодня, будучи экспонатом парка «Патриот», выполняет не менее важную миссию: знакомит посетителей с историей Черноморского советского и российского флота. Посетители севастопольского фрегата погружаются в быт моряков, в атмосферу военного корабля. Посещение возможно только в составе организованной группы по двум маршрутам (стандартный и углубленный).
Пароход-музей «Святитель Николай»
Где находится: Красноярск, площадь Мира, 1Г
На набережной Красноярска находится уникальный памятник истории и техники, один из старейших пароходов России. Он был построен в 1886 году по заказу сибирского купца, золотопромышленника, мецената Александра Михайловича Сибирякова и назван в честь Святителя Николая, который считается покровителем путешественников и мореплавателей.
Грузопассажирский буксир среди сотен прочих принимал на борту пассажиров, вошедших в историю: в 1891 году — цесаревича Николая Александровича, будущего императора Николая II, в 1897 году — Ленина в компании Кржижановского и Старкова.
Сегодня на борту «Святителя Николая» располагается музейная культурно-досуговая площадка. Что можно посмотреть: рулевую рубку, машинное отделение, камбуз, каюты капитана и механика, каюты первого и второго классов. Один из залов посвящен истории судоходства на Енисее. Для желающих проводятся экскурсии, мастер-классы, квесты, концерты.