Это может показаться странным, но в моей практике никогда не было целенаправленных автостопных поездок по России. Были случайные переезды из серии «сбежала последняя электричка», были проезды до столицы на машинах, пойманных еще за границей. А так, чтобы по России да автостопом — никогда.
Но — лучше поздно. Закралась в голову крамольная мысль, что у уважающего себя путешественника должна быть за спиной заветная автостопная линия Мурманск-Владивосток, собранная пусть не в подростковом возрасте, но однажды достигнутая.
Очередная рабочая поездка в Барнаул подвернулась кстати — лето, времени полно, погода шепчет. Есть вариант сделать первый вклад в заветную линию.
А чтобы не превращать маршрут в банальное покорение асфальта, спланировал заезды в пару новых для себя регионов. Так появились ответвления на Ханты-Мансийск и Кудымкар.
Во многом эта поездка стала преодолением собственных стереотипов, накопленных за годы сидения на диване и чтения отчетов в сети. Казалось, автостоп в России умер лет так пятнадцать назад и сегодня человек с рюкзаком на федеральной трассе — скорее лишний и неожиданный объект, нежели лучший друг водителя.
Как же хорошо, что я настолько заблуждался!
Один из простейших способов автостопа — натолкнуться на машинку, только вставшую на ремонт и слегка помочь водителю. Так путем орудования ломом-кувалдой за пять минут заработал место в кабине до Новосибирска.
— А я никогда не видел Новосибирска, — пожаловался водитель-узбек. Все время мимо под мост ухожу.
Заболтались, проскочили поворот. Посмотрели ночной город. Провел экскурсию — вот театр, вот площадь центральная. Вон метро у них тут понатыкали…
Потеряли минут сорок, зато у человека кругозор расширился!
Темп движения, странно, но день ото дня практически одинаков. 700–800 километров езды и 10–12 пешком. Чем ближе к столице, тем длиннее переезды и короче прогулки.
За неделю сменил с полсотни машин. Полсотни новых лиц, новых историй.
— Тебе, наверное, все одни и те же вопросы задают? — сделал правильный вывод Дима, подвозивший почти от Кудымкара и аж до Нижнего. С ним пришлось болтать всю ночь, чтобы не уснул.
— Я вот угощаю всех автостопщиков и считаю, мне это плюсики в карму — Серега, развозящий шоколадки по дальним магазинам Омской области, угощает меня кофе со Сникерсом. У него своя заветная заправка, на которую он завозит всех бродяг с автострады. Сам подумывает однажды рвануть стопом хотя бы до Байкала.
Главное в нашем деле — не упереться в город. Даже если высадился на окружной, считай, пропал. Подлая Тюмень забрала на прогулку под ливнями весь вечер и еще пол-ночи на выход до Тобольского тракта. 16 километров в темноту и непогоду — не самый приятный опыт.
— Ты главное сразу до Ханты лови, среди дороги не высаживайся. Медвежат этим летом тьма, постоянно вылезают — предупредил вахтовик-манси, спасший мой маршрут на Югру.
После адской ночи под придорожным кустом на окружной Тюмень продолжала дожимать. 6 километров прогулки по утренней жаре и…100 километров проезда за 6 часов автостопа. Столь нелюбимая автостопщиками трасса в тайгу оправдывала свою репутацию.
— Жду ровно полчаса и разворачиваюсь, — решаю для себя вслух. За спиной сладкими запахами поигрывало кафе с удивительной и заманчивой надписью «Wi-Fi». Машины пролетали мимо, груженые по самое некуда — люди возвращались на север с отпусков.
И тут — из потока выскакивает машинка. Прошусь до Тобольска — хотя бы единственный в Сибири кремль оценить успею. Разговорились — вахтовик идет на смену в Нефтеюганск.
600 километров одной машинкой на бешеной скорости. И вот в вечерних сумерках под проливным дождем, одетый в пару кофт и почти доставший шапку, безнадежно поднимаю руку на последний кусочек в 200 километров до заветного Ханты.
Там, впереди, серая стена дождя, тайга и мокрые медвежата. Кажется, меня в этом комарином раю совсем не ждут.
— Здесь народ такой, ханты. Все из себя, будут пустыми идти — не возьмут, — говорит Володя. Его серый Паджерик крайне неожиданно материализовался из пелены дождя и тем более неожиданно покатил до солнечного Ханты-Мансийска.
В голове наслаивались мысли от «Блин, куда я еду?» до «Еду!!!». Дождь за минуту сменился закатным солнцем — сюрпризы северного лета.
Очень понравился этот город в тайге. Маленький, но отстроенный с душой, сохранивший немного деревянного колорита и пропитанный современной архитектурой, удачно вписанный в еловые леса.
Он возникает неожиданно и, кажется, с тайгой не спорит. Здесь на центральной площади легко повстречать бурундука, а у здания Газпрома — насобирать маслят.
При этом сделано все для отдыха, спорта и туризма. Каждый метр городской поверхности удобен для гостей и жителей. Правильный город.
Серый Паджерик Володи внезапно возник снова на выходе из города. Оказывается, увидел меня в окно и решил позвать переночевать.
Ужин, душ и теплая комната оказались весьма кстати. Помыться, постираться, просохнуть и высушить вещи. Снова готов покорять Сибирь!
1
Говорят, это антизвериные остановки — на них просто забраться в случае выхода из леса зверья. Учитывая полную глушь вокруг, обнадеживает.
Володя пророчил долгие попытки выезда из столицы Югры. Но — повезло с вахтами. Четверг — день перевахтовки, и машины с рабочими потянулись на спрятанные в тайге месторождения с раннего утра. Пять минут — машина, пять — вторая и вот уже поворот на Тюмень и фура аж до Екатеринбурга…
— Люди бегут с севера, жалуется очередной безымянный вахтовик. Раньше зарплаты нефтяников были эталоном состоятельности, а теперь стали меркой прожиточного минимума.
— Я всяко больше нефтегаза получаю, — скажет любой заезжий дальнобойщик. Нефтегаз сегодня — беда тайги, ценники растут, а зарплаты рушатся. Люди продают жилье в Югре и скатываются на юг. В Тюмени и Казани жить намного легче.
Моя фура до Екатеринбурга неожиданно срывается на дозагрузку в Тобольск. Больше часа пытаюсь застопить — и получаю отличную замену. «Паровозик», ползущий аж до Удмуртии, мимо заветного поворота на Кудымкар.
Полторы тысячи километров одной машиной, с отличным водителем, который и поспать спокойно дает и живет с тобой одним ритмом.
— Ты мне за эти сутки как родной стал, — нехотя прощается Андрей. Дальнобойщики старого формата — лучший конингент трассы. С ними не скучно и не напряжно, все в меру.
По Пермскому краю с раннего утра мелькают рюкзаки автостопщиков-то ли фестиваль какой, то ли действительно узловой регион. Вот и на повороте на Кудымкар останавливается Крузер, высаживает девушку-одиночницу и тут же забирает меня. Девушка уходит на Казань, мне — в пармский полутупик.
— Сутки потеряешь, вангуют местные. До Кудымкара какая-то сотня километров, но в быстрый стоп здесь не верит никто.
А зря — такого чудесного участка еще не бывало. Поднял-уехал, поднял-уехал.
Дошло до того, что по самому городку я побродил налегке. Рюкзак остался в машине, подвозившей последние 40 километров и вывезшей меня обратно на кировскую трассу — очередной предприниматель развозил очередные шоколадки по точкам.
1
Про Кудымкар знал только одно — ударение в нем на Ы. Оказалось, довольно живенький городок в прекрасной холмистой Парме. Лес, через который проложена трасса, — настоящая уральская сказка.
После лишения КПАО статуса отдельного региона Кудымкар не особо развивается. Все живут ожиданием открытия новых кусков дороги на Коми, когда вместо колдобин до парома на Сыктывкар потянется зеркально гладкий асфальт.
Пока же проход через Парму что для водителей, что для путешественников-то еще приключение.
Вообще, за путешествие открыл для себя немало интереснейших трасс, не обозначенных на картах. Оказалось, не так давно достроили неплохую дорогу Ханты-Мансийск-Нягань-Екатеринбург, и по ней даже активно бегают фуры. Не самый слабый поток экономящих солярку уходит на Сыктывкар через Пермь. Северные дороги живут и процветают, не раскрывая своих секретов залетным путешественникам.
— Ты бы хоть до Байкала доехал, — говорил каждый второй водитель. Что ж, пожалуй, прислушаюсь — ведь трасса «Байкал» оказалась самой популярной в России. Автостопщиков здесь любят и признают.