Как я люблю старинные русские города! Сколько самобытности, доброй красоты и родного уюта таят в себе их улочки. А сколько этих славных городков, словно нанизанных на нитке жемчужин, стоит на одной из самых прекрасных рек России – на матушке-Волге. Один из них – Кострома, город румяный, веселый, точно медовый пряник.
Кострому я знаю давно. Когда-то, в далеком детстве часто ездила туда с родителями. И также давно не была в Костроме, почти совсем ее забыла. Из далекого беззаботного детства осталось лишь одно яркое воспоминание: уютное кафе в Торговых рядах с большим пузатым самоваром и горячей выпечкой, где за маленькими расписными столиками детишки пили вкусный горячий чай. Было ли это на самом деле или всего лишь пригрезилось, показалось реальностью? Забегая вперед, скажу, что, уже приехав в Кострому, я с тайной надеждой искала в Торговых рядах то сказочное кафе, но его уже не было…
Потом уже, после поездки, вспомнился еще магазин тканей да продуктовая лавчонка на втором этаже деревянного дома. Где это все сейчас?..
Кострома в легендах
Кострома – такое солнечное, доброе, славянское слово. Есть мнение, что город получил свое название благодаря древнему языческому празднику, проводимому в весенне-летний период во время ритуальных игр в честь бога солнца Ярилы. Позднее он трансформировался в старорусский обряд празднования «Зеленых святок».
Костромой называли куклу, которую обычно делали из соломы в Русальное заговенье на всехсвятской неделе (воскресенье перед Петровками) или на Троицу и Духов день. Кострому наряжали и украшали цветными лентами, водили вокруг нее хороводы, пели обрядовые песни, а затем топили в реке или сжигали на костре. Символичное уничтожение Костромы в некоторых местах носило название «похороны русалки» и означало проводы весны, начало летней страды. Кстати, детский вариант этого обряда-игры интересно описан в прекрасной книге сказок А. М. Ремизова «Посолонь».
А еще есть одна красивая языческая легенда о несчастной любви. Костромой звали дочь Купальницы и Семаргла, сестру Купалы. В детстве детей разлучила жестокая птица смерти Сирина, которая унесла братика в Темное царство. Прошли годы, Кострома превратилась в прекрасную девушку и однажды, гуляя по берегу реки, обронила в бурные воды венок из полевых цветов. В это время в лодке проплывал вернувшийся издалека Купала. Он поднял венок красавицы, молодые люди встретились и полюбили друг друга. Только поженившись, они узнали, что являются родными братом и сестрой. Не выдержав позора, Кострома бросилась в кипучую пену вод и превратилась в русалку. Однако древние боги сжалились над несчастными влюбленными и превратили их в желто-синий цветок, называемый Иван-да-марья.
Универмаг "Кострома"
Более прозаичная версия связывает название города со словом «костерь» («костер»), означающим жесткую кору растений, в частности, конопли. Недаром, город широко славится своими льняными тканями и конопляным волокном.
Почему-то мне Кострома до сих пор так и представляется длинноволосой русалкой с венком из полевых цветов и в длинном белом платье, которая тихо бродит по крутому берегу Волги и печально поет о своей несчастной любви. А еще (опять же по воспоминаниям из детства) Кострома ассоциировалась у меня с широкой радугой-коромыслом.
Вот такой вот старинной, русской, доброй, сказочной помнила я Кострому, мечтала увидеть вновь. И не ошиблась в своих ожиданиях. Я заново вспомнила и полюбила этот замечательный город. Более того, когда ходила по костромским улочкам, совершенно ясно почувствовала, что живу с этим городом на одной волне, чувствую его, впитываю его воздух, неповторимую, пряничную красоту. Но обо всем по порядку.
История Костромы
Я, конечно, очень люблю красивые легенды, особенно древнеславянские. Но все-таки нельзя забывать и об исторических фактах. Привожу здесь основные вехи становления и развития города.
Первое летописное известие о Костроме относится к 1213 году и связано с распрями между сыновьями великого владимирского князя Всеволода III «Большое гнездо». В 1246 году город отдали в удельное владение младшему сыну Ярослава Всеволодовича – Василию. В 1330-1340 годах Кострома была прикуплена Иваном Калитой и вошла в число городов Московского княжества. В XIII-XIV веках вокруг города возникают укрепленные монастыри, защищавшие подступы к городу: Ипатьевский и Николо-Бабаевский. После пожара 1413 года в Костроме, по велению великого московского князя Василия Дмитриевича, были возведены в новом кремле первые в городе каменные здания Успенского и Троицкого соборов.
В начале XVII века Россия подверглась нападению польско-литовских интервентов. В 1608 году отряд польской шляхты захватил Кострому и укрепился в ней. Отсюда поляки начали набеги на заволжские города России. В 1609 году костромское ополчение сыграло важную роль в борьбе с польской интервенцией, изгнав из Ипатьевского монастыря укрывшихся там сторонников Лжедмитрия II. Костромские отряды влились в народное ополчение Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского.
В 1613 году произошло еще одно знаменательное для России событие. В Ипатьевском монастыре земский собор постановил избрать на царство Михаила Федоровича Романова. Тогда и совершил свой подвиг крестьянин костромской губернии Иван Сусанин, уроженец села Домнино. Польский отряд, посланный захватить вновь избранного царя, пробираясь глухой лесной дорогой, сбился с пути и попал в деревню Деревнище, где повстречал Ивана Сусанина, который завел врагов в непроходимые чащи и там погиб от их рук.
Со второй половины XVII века в Костроме начинается строительство каменных храмов на средства богатейшего городского купечества и горожан. В последнюю треть XVIII века происходили крупные градостроительные мероприятия, обусловленные появлением губернских учреждений. Окончательный план Костромы был утвержден в 1781 году. Он имел четко выраженный центр, от которого в радиальном направлении отходили основные улицы.
А с 13 августа 1944 года город Кострома становится административным центром вновь образованной Костромской области.
Таким образом, на протяжении всей русской истории Кострома вносила значительный вклад в сокровищницу художественной жизни народа и сама стала живой историей русской культуры.
Дорога в Кострому
В Кострому мне хотелось очень-очень давно, как хочется вернуться в места полузабытого детства. И вот в этот год я наконец-то решилась! Вообще-то первоначально поездка планировалась на майские праздники, дня на 2 – 3 (именно столько времени требуется, чтобы поближе узнать этот город). Но все получилось иначе. Неожиданно выпала возможность поехать в Кострому на машине, правда всего лишь на 1 день.
Стояло солнечное, теплое воскресное утро апреля, когда мы отправились в долгожданное путешествие. Мелькали за окнами леса, поля, деревеньки, а я даже после стольких лет узнавала каждый отрезок пути.
По дороге в Кострому (мы ехали из Ярославля) у нас была остановка в селе Левашове. Главная его достопримечательность – церковь Воскресения, построенная в 1779 году. Воскресенская церковь принадлежит к оригинальному типу двухстолпных храмов. К западу от летнего храма расположена обширная четырёхстолпная трапезная начала 19 века и высокая позднебарочная колокольня. Высокая белая красавица-церковь с зеленными чешуйками куполов и золочеными крестами стоит у самой дороги, будто встречает и провожает проезжающих мимо путников.
В это воскресное утро в храме шла служба. Внутри под негромкое пение тихо молились несколько старушек. По гулким, чугунным плитам я, как в далеком детстве, вошла в Воскресенскую церковь. Также горели свечи, витал легкий запах ладана и воска, со стен смотрели знакомые, удивительно-живые росписи. Если закрыть глаза, то на мгновение могло показаться, что прошлое вернулось назад, а я опять стала маленькой девочкой, пришедшей с бабушкой на службу… Но, по сравнению с теми временами, церковь как-то опустела, будто чуть обветшала, и лишь несколько оставшихся бабушек, покорно доживающих свой век в увядающем селе, могли напомнить о лучших годах.
Мы походили по непривычно пустому храму, поставили свечи, каждый, наверное, вспомнил что-то свое. В маленькой церковной лавочке я увидела очень красивую иконку. Прежде, чем успела осознать свой внезапный порыв, спросила глуховатую старушку: «Как называется это образ?» «Казанская», – последовал ответ. Надо же! Именно Казанскую Богородицу я считаю своей покровительницей, не зря образок сразу привлек мой взгляд. Конечно же, я купила иконку, и теперь она, как частичка безоблачного детства, напоминает мне о селе Левашове, где прошли мои веселые, беззаботные дни, и об этой очень красивой, трогательной и доброй церкви Воскресения.
Но нам пора в путь. Снова вьется дорога мимо полузабытых, но все ярче всплывающих в памяти мест. И вот, наконец, мы въезжаем в Кострому. В этот чудесный апрельский денек тепло, совсем по-весеннему светит солнышко, город радостно встречает нас, приглашая прогуляться по старинным улочкам, полюбоваться древней архитектурой, вдохнуть ароматы истории с примесью славянских былин, показать свои хранящие тайну времени достопримечательности.
4
Воскресенская церковь в Левашове
Ипатьевский монастырь
Как я люблю старинные русские города! Сколько самобытности, доброй красоты и родного уюта таят в себе их улочки. А сколько этих славных городков, словно нанизанных на нитке жемчужин, стоит на одной из самых прекрасных рек России – на матушке-Волге. Один из них – Кострома, город румяный, веселый, точно медовый пряник.
Ипатьевский монастырь – это визитная карточка Костромы. И, конечно, прежде всего, мы едем туда. Проезжаем Универмаг «Кострома», по-новому облицованный и блестящий. Раньше во многих городах были вот такие большие универмаги. Становится приятно, будто возвращается что-то забытое, далекое. За окном машины мелькают улицы, старинные купеческие дома, ажурные арки торговых рядов. Запомнился и очень красивый особняк, перепрофилированный под кинотеатр «Дружба» (как-то неуместно и нелепо смотрелись современные, кричаще-яркие плакаты с анонсами новомодных фильмов на изящном здании с колоннами).
Но вот уже с моста мы видим прекрасный белоснежный комплекс Ипатьевского монастыря с золотыми маковками и изумрудными шатрами, отражающийся в зеркальной поверхности воды. Зрелище потрясающей красоты! Выходим у старинных беленых стен и спешим к воротам, чтобы полюбоваться богатой архитектурой, прикоснуться к истории. В кассе продают билеты на посещение территории Ипатия, включая Троицкий собор и все экспозиции (80 руб.). Фото и видеосъемка оплачивается дополнительно, но это того стоит, да и строгие смотрительницы внимательно следят за всеми посетителями и требуют предъявить билет.
Хочется сказать несколько слов об основании и истории обители.
Костромской Ипатьевский монастырь (ул. Просвещения, 1) расположен в чудесном месте – на слиянии рек Волги и Костромы. По преданию он основан в XIII веке мурзой Четом в честь явившемуся ему здесь святого Ипатия Гангрского. Ипатьевский монастырь, прежде всего, связан с русскими монархами, с Годуновыми и Романовыми. Могущественный род Годуновых, ведущий свою родословную от основателя монастыря, покровительствовал обители, делал щедрые дары. Именно на их средства в XVII веке были возведены звонница Троицкого собора и монастырские стены, протяженность которых составляет около 500 метров, а высота более 6 метров. Здесь находится родовая усыпальница Годуновых, ранее насчитывающая 52 погребения. В 1613 году в Ипатьевском монастыре произошло восшествие на престол династии Романовых. Об этом историческом событии напоминают нарядные палаты бояр Романовых. Юный царь Михаил, избранный решением Земского собора, с трепетом принимал первые почести под сводами Троицкого храма. Поэтому Ипатьевский монастырь по праву носит название «колыбели Дома Романовых».
2
Ипатьевский монастырь. Первая встреча
Как и многие святые обители земли Русской монастырь перенес и периоды расцвета, и тяжелые времена упадка. Обретя в лице династии Романовых могущественных и щедрых покровителей, монастырь в 17 веке становится центром прикладного искусства. К примеру, роспись Троицкого собора признается шедевром монументально-декоративного искусства того периода. Огромное историческое значение имеют старинные рукописи, сохранившиеся в монастырской библиотеке. А одним из древнейших и ценных летописных памятников является Ипатьевская летопись. В 1910 – 1913 годах, по случаю празднования трехсотлетия дом Романовых, в Ипатьевском монастыре были произведены значительные реставрационные работы.
После революции, в 1919 году монастырь закрыли. Однако Ипатию повезло больше, чем многим другим русским обителям. Так, стены монастыря использовались под размещение фондохранилищ, а в 1958 году здесь открыли Костромской историко-архитектурный музей-заповедник. В 1993 году Ипатьевский монастырь возобновил свое существование. С 1992 года ежегодно в день убиения Царской семьи Романовых (18 июля) в Ипатьевском монастыре совершается заупокойная лития. В настоящее время обитель возвращается православной церкви, а это значит, что, вероятно, все музейные экспозиции будут перемещены в другое место.
Через бело-голубую арку ворот, украшенную яркими красивыми фресками с библейским сюжетом, мы проходим в монастырь.
Территория Ипатьевского монастыря очень красива и ухожена, вся такая светлая, лучистая. Кое-где еще идут весенние реставрационные работы, но уже расчищены дорожки, а на клумбах появляются первые цветы – нежные разноцветные подснежники. Прекрасный архитектурный ансамбль и белоснежные крепостные стены изумительно смотрятся на фоне лазоревого апрельского неба. Даже просто прогуляться по территории одно удовольствие!
Мы сразу же проходим в Троицкий собор. Троицкий собор был построен около 1560 года, но в 1648 году от взрыва пороха в подвале, был разрушен. В 1650-1652 годах его отстроили заново. Накануне празднования 300-летия дома Романовых, в 1911 – 1912 годах, Троицкий собор был на реставрации и капитальном ремонте. Примечательно то, что Троицкий собор – одна из построек монастыря, сохранившая свой первоначальный вид. Собор представляет собой пятиглавый храм крестово-купольного типа, поставленный на подклетах и окруженный с трех сторон галереей с крыльцом, выходящим на северную сторону, на центральную площадку монастыря.
Величественный торжественный Троицкий собор, несомненно, является композиционным центром монастыря, сразу привлекает к себе внимание. Он белоснежный, воздушный, но в то же время очень внушительный. Золоченые луковки нарядно поблескивают на фоне яркого апрельского неба. Собор привлекает к себе внимание и большим парадным крыльцом. Ажурные своды крыльца поддерживают массивные резные колонны, а к украшенному цветными фресками входу ведет высокая и широкая лестница.
Мы, затаив дыхание, поднимаемся по старинным ступеням к массивной двери и входим в собор. Внутреннее убранство храма потрясает богатым декором и яркими, живыми росписями. Недаром считается, что стенопись Троицкого собора Ипатьевского монастыря является уникальным произведением искусства. Великолепные фрески являются итогом творчества коллектива Гурия Никитина и Силы Савина. Все стены и своды потолка сплошь расписаны потрясающе красивыми росписями по библейским сюжетам. Честно, я еще никогда не видела ничего подобного! Такие яркие, сочные краски, натурально и динамично передающие библейские сюжеты, такое великолепие, богатство росписи, что я просто несколько мгновений стою, не в силах отвести взгляд от мастерски расписанных стен!
5
Ипатьевский монастырь. Крыльцо Троицкого собора
Некоторое время мы просто бродим среди прочих туристов по собору, разглядываем изумительные росписи. Потом заходим в небольшое помещение, где расположена главная достопримечательность Троицкого монастыря – грандиозный пятиярусный иконостас. Его выполнили резчики костромского посада Большие Соли Петр Золотарев и Макар Быков в конце XVIII века. Это настоящее, прекраснейшее произведение церковного искусства, его великолепие и грандиозность потрясают, удивляют и восторгают. Иконостас состоит из ярусов, разделенных резными карнизами, каждый из которых рассказывает о сюжетах из Библии. Умелыми и талантливыми резчиками из дерева выполнены виноградные лозы с гроздьями, растительный орнамент, завитки. Богато оформленное помещение освещает массивная сверкающая люстра с множеством свечей. Ее мягкий, теплый свет эффектно подсвечивают загадочно мерцающий древними росписями иконостас. Можно бесконечно долго стоять и любоваться на это удивительное по своей красоте и силе произведение старых русских мастеров.
В церкви целых две лавочки с церковной утварью, у которых толпятся любопытные туристы. Но все очень дорого. Мы покупаем свечи, ставим их к удивительному иконостасу. А еще мне приобретают иконку Федоровской Божьей матери. Именно этот образ считался святыней царского рода Романовых. С ней же связано прекращение великой смуты в земле Русской в начале XVII века. Словоохотливая служительница говорит: «Берите, берите образок, не пожалеете. Сейчас заплатите, а икона вам больше принесет». Федоровская иконка – подарок из Ипатьевского монастыря сейчас стоит у меня на полочке, а вот слова монашенки до сих пор остались загадкою…
Пусть говорят, что открытка – худший подарок, который можно привести из путешествия. Я же просто обожаю хорошенькие открыточки с достопримечательностями. И тут не удержалась, помимо иконки, приобрела открытку с видами Ипатьевского монастыря. Конечно, и сами сделали много фотографий, но это, так сказать, костромской сувенир:).
После великолепного Троицкого собора мы решаем посетить музейные выставки.
В трапезной палате Свечного корпуса на первом этаже расположена экспозиция «Вклады боярского и царского рода Годуновых в Ипатьевский монастырь». Здесь представлены уникальные памятники духовной культуры и богатейшие вклады покровителей и благодетелей монастыря XIII – XVII веков. Мы с интересом рассматриваем искусные древности: иконы в резных позолоченных окладах, ювелирные изделия, старинные книги в тяжелых, разукрашенных переплетах, образцы лицевого золотого шитья (покровы, плащаницы, пелены, священнические одежды).
Второй этаж Свечного корпуса занимает Экспозиция «Церковные древности Костромской земли. Сокровища русского прикладного искусства XVII – XIX веков». Наверх мы поднимаемся по красивой парадной лестнице. В этом зале также представлены удивительные старинные иконы, предметы церковной утвари и символы священнослужителей, древнейшие Библии и священные тексты.
Непередаваемое ощущение дарит это соприкосновение с историей, с уникальным и энергетически сильным наследием земли русской. Здесь – вся жизнь народа, порой тяжелая, но пропитанная верой. Богатство представленных экспонатов не только в их материальной ценности, хотя, безусловно, украшенные драгоценными металлами и камнями древности, являются редкими сокровищами. Они бесценны потому, что хранят память Руси, ее неповторимую историю.
Напоследок мы оставляем посещение Палат бояр Романовых. Это веселое, яркое здание с высоким крыльцом, пламенеющее на фоне белых монастырских стен. Настоящие боярские, расписные палаты. Именно отсюда начала свое победное шествие знаменитая царская династия. Расположенная в Палатах экспозиция называется «Ипатьевский монастырь – «колыбель» Дома Романовых». Здесь находятся духовно-исторические святыни и вклады царей Михаила Федоровича и Алексея Михайловича Романовых, Патриарха всея Руси Филарета (Романова) и матери Михаила Федоровича – инокини Марфы. Небольшие помещения палат с низкими сводами потолков вмещали в себя уникальнейшие памятники истории, духовности и культуры. Особенно запомнилась большая, очень старинная икона и богато оформленные символы царской власти. Были там и красивые иконы в старинных окладах. А еще очень понравилась хорошенькая изразцовая печка.
А с крылечка Романовских палат открывался замечательный вид на монастырский дворик с белыми крепостными стенами, на пышный Троицкий собор и его изящную колокольню.
Напоминаю, Ипатьевский монастырь действующий. Время от времени по территории проходили строгие братья. Около Романовских палат большая решетка, за которой можно видеть жилую территорию монастыря. Там уже течет совершенно другая жизнь, поэтому-то она и закрыта от праздного любопытства туристов.
Мы бы с удовольствием еще погуляли по Ипатьевскому монастырю, но у нас совсем немного времени (теперь понимаете, почему для Костромы мало одного дня?). Мы выходим из этой красивой обители.
У стен Ипатия много торговых палаток. Продают различные сувениры (мы приобрели магнитик с Ипатьевским монастырем), многочисленные изделия изо льна. А еще как раз напротив монастырских стен есть превосходный льняной магазинчик, где продают изумительные вещички: одежду, сумки, скатерти, полотенца. До сих пор жалею, что не купила себе прехорошенькую льняную рубашечку. Понадеялась, что вечером заедем сюда, но не сложилось. Что ж, будет еще один повод, чтобы вернуться:).
2
Ипатьевский монастырь. Троицкий собор. Под узорчатыми сводами храма
Вообще, Ипатьевский монастырь мне очень понравился, красивый, интересный, ухоженный, тесно связанный с историей. Побывать надо в нем непременно. Но, если честно, я ожидала нечто большее. Больше святости, что ли… Несколько напрягало то, что все здесь поставлено на коммерцию. Даже бесчисленные торговые точки у стен монастыря (пусть даже предлагающие, может быть, неплохие товары), кажутся лишними. И еще. Конечно, я все понимаю, действующему монастырю надо на что-то существовать, осуществлять реконструкцию, поддерживать обитель в надлежащем состоянии. Но вот цены на церковные товары уж больно завышены (сравнивали с другими Костромскими храмами), да и весь комплекс монастыря больше напоминает музей, чем святое место. Как-то не почувствовала я ожидаемой духовности…
Костромские прогулки
После Ипатия мы едем в центр. Нас высаживают напротив знаменитых Торговых рядов, и мы отправляемся в увлекательную пешеходную прогулку по историческому центру Костромы.
Справа от нас очаровательное здание с остроконечными башенками. Это кукольный театр. Он действительно выглядит как игрушка-декорация из сказки о Золотом ключике.
Но нас манят знаменитые Торговые ряды. Это некогда было моим самым любимым местом в Костроме. Торговые ряды есть практически в любом старинном русском городе. Но именно в Костроме они столь изящны и многочисленны. На рядах вывешены таблички, по которым можно узнать историческое название каждого ряда.
2
Кукольный театр
Костромские Торговые ряды представляют несомненный исторический и архитектурный интерес. Они сохранились почти в том виде, в котором были построены и сейчас занимают большую площадь, застроенную зданиями, окруженными изящными арками и легкими галереями. После пожара на месте деревянных рядов в 1775 году решено было возвести каменные. Проектировали Костромские Торговые ряды архитекторы С. А. Воротилов, В. П. Стасов, П. И. Фурсов, К. Клер, Н. И. Метлин.
В старинной Костроме Торговые ряды подразделялись на:
- Красные ряды (самые крупные, которые также называют Гостиным двором, 1789-1800 гг.);
- Большие мучные ряды (1789-1793 гг.);
- Мелочные ряды (были простроены во дворе Красных рядов и предназначались для торговли мелкой галантереей, 1831-1832 гг.);
- Пряничные ряды (уверена, самые вкусные:), конец XVIII – начало XIX в.);
- Хлебные ряды;
- Квасные ряды;
- Рыбные и мясные ряды;
- Шорные ряды;
- Зеленые ряды;
- Масляные ряды (1809 г.);
- Овощные ряды (1819-1822 гг.);
- Табачные ряды (1819-1822 гг.);
- Дегтярные ряды.
Конечно, на настоящий момент не все из них сохранились, но и сейчас Торговые ряды в Костроме напоминают сказочный городок, именно здесь наиболее сильно ощущается вкус старинного купеческого города.
5
Пожарная каланча - стройная красавица
Мы гуляем под резными сводами рядов, заходим в пару магазинов. Но, увы, современная коммерция наложила на них свой отпечаток. В бывших лавках продают теперь безликий и бездушный товар: импортные и не очень продукты в цветастых упаковках, компьютерные диски, сотовые телефоны, прочую технику. В центральных рядах расположен рынок. Но ничего особенного на нем мы тоже не присмотрели.
Спустившись вниз по Молочной горке, вышли к бывшим Мясным и Рыбным рядам, которым повезло значительно меньше. Прекрасные памятники истории и архитектуры находились в весьма бедственном положении и нуждались в реконструкции. Как же так можно! Кострома – красивый, самобытный город, мало где сохранилось такое разнообразие Торговых рядов. Ведь это живая память, культура народа, его история! Так почему одни из них отдали под безликие ларьки, а другие вообще забросили?! Как было бы хорошо вернуть рядам их первоначальное предназначение или хотя бы отдать под музейные экспозиции…
От заброшенных рядов вновь поднимаемся наверх. Нас очень заинтересовали возвышающиеся над сводами Торговых рядов купола и стройная колокольня.
Это же церковь Спаса в рядах! Первое упоминание о ней относится к 1628 году. Это была деревянная церковь, которая сгорела во время пожара. В 1766 году на средства костромского купца Белова была выстроена новая каменная церковь. Ее расписывали мастера из посада Большие Соли костромского уезда. В 1794 году архитектор С. А. Воротилов спроектировал и построил колокольню, представляющую собой портик, обращенный к Волге и большую колокольня над аркой. У колокольни было четыре яруса, один из которых был частью здания рядов. В нем была сделана широкая проездная арка. Это очаровательная церковка украшает ряды, придает им вид торжественности и изящества.
Храм Спаса имеет два престола: первый – во имя Всемилостивого Спаса, второй – в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Главные святыни храма – икона Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня и икона святых мучеников Гурия, Самона и Авива (местночтимая). Икона
Как и многие церкви, храм Спаса в рядах был закрыт в начале 20 века. Его даже переоборудовали под антирелигиозный музей города Костромы, а в 1931 году Наркомпрос приказал уничтожить колокольню и церковные купола. К счастью, в 1974 году церковь Спаса в рядах включили в план реставрационных работ, а в конце восьмидесятых годов она была отдана под выставочные залы Костромскому историко-архитектурному музею-заповеднику. В 1992 году Костромская епархия содействовала установлению колоколов на колокольню храма. По проекту архитекторов Л. С. Васильева и В. С. Шапошникова колокольня была восстановлена и колокола водружены на место. С этого времени, ежедневно, в полдень над центральной частью Костромы звучит колокольный звон. Церковь Спаса в рядах в настоящее время передана верующим, в ней ведутся службы.
2
Памятник Ивану Сусанину
Меня просто очаровывает этот храм, и я решаю непременно в него зайти. Мы с мужем, оставив наших спутниц, спешим в Спас в рядах. Но не так-то просто туда попасть. Сначала заходим на территорию Гостиного двора, но нигде не можем найти вход. Потом вдруг осознаем: «Церковь-то в рядах!». Действительно, вход расположен в резной галерее. Заходим внутрь. Храм уже собираются закрывать, но нас приветливо встречают. Здесь все просто и по-доброму. Служители терпеливо и доброжелательно ждут, пока мы все осмотрим, восхитимся убранством церкви, поставим свечи, ласково с нами прощаются. Не зря я так стремилась сюда. Спас в рядах оставил самые теплые и приятные впечатления.
Также мы зашли в очаровательную часовню Николая Чудотворца, расположенную на Молочной Горе, 3а. Она была возведена в 1830 году на месте снесенного Хлебного корпуса в Торговых рядах. Предположительно архитектором был И. П. Фурсов. Часовня выстроена в форме ротонды. Она имеет в плане круг и увенчана куполом. Часовня небольшая, но очень уютная, служительница в ней приветливая и доброжелательная. Как приятно, что сохранились еще такие милые, добрые часовенки!
Далее мы идем к Сусанинской площади и тут я буквально замираю. На фоне аквамаринового апрельского неба высится сочно-желтая башня. Да это же Пожарная каланча! Признаюсь, видела фото в Интернете и удивлялась, ну что может быть интересного в обычной «Пожарке»? Но, оказалось, Костромская каланча – настоящая красавица, стройная, ухоженная, протыкающая макушкой лазоревое Костромское небо. Она была сооружена в 1825 году по инициативе губернатора К. И. Баумгартена. Нарядная Пожарная Каланча, своим изящным фасадом напоминающая легкий дворец, прекрасно дополняет облик центральной площади. Она несомненное украшение города, произведение искусства, одна из видных достопримечательностей, на которую обязательно надо посмотреть. Кстати, в здании Пожарной каланчи располагается музей пожарного дела. Надеемся посетить его в следующий раз:).
На Сусанинской площади, около каланчи был небольшой митинг. Люди с плакатами протестовали против строительства электростанции на территории города. Что же, может, они правы, но мне вдруг вспомнилось, что у нас запретили проводить митинги в исторических местах. Людей можно понять, но приезжим, туристам, иностранцам вряд ли интересно будет наблюдать плакаты с прямолинейными призывами к властям на фоне основных достопримечательностей.
Впрочем, Сусанинская площадь очень даже симпатичная. Меня особенно растрогали гуляющие по ней голуби, которых кормили веселые малыши и благонравные старушки. Этакий Париж в середине Костромы:). Я иду по площади и наслаждаюсь солнышком, теплом, апрелем и именно в этот момент четко понимаю, что живу на одной волне с этим чудесным городом. «Все, я непременно хочу здесь жить, срочно переезжаем в Кострому!», – улыбаясь голубям, малышам, Пожарке и изумительно-апрельскому небу, тормошу я мужа.
Но мы идем дальше. Сколько еще всего не видели!
2
Очаровательный вид с Волжской набережной
С краю Сусанинской площади наше внимание привлекла невысокая пирамида. Оказалось, что на этом месте будет восстанавливаться памятник царю Михаилу Романову и крестьянину Ивану Сусанину. Молодцы, костромичи, не забывают свою историю! Судя по картинке, монумент должен выглядеть значительно.
В сквере у Молочной горы в 1967 г. открыт памятник Ивану Сусанину – патриоту земли русской. 12-метровый монумент сооружен по проекту московского скульптора Лавинского и архитекторов Марковского и Бубнова. Подвиг этого простого русского человека сыграл решающую роль в истории России и русской монархии. Напомню, что в начале 17 века народное ополчение Минина и Пожарского изгнало польских интервентов из Москвы и ее окрестностей. Земский собор принимает решение избрать царем юного Михаила Романова. Но поляки решили убить еще не избранного царя и послали в костромскую губернию карательный отряд. Весной 1613 года польский отряд вышел к селу Деревеньки, находившемуся недалеко от Домнино, и взял в проводники Ивана Сусанина. Отважный крестьянин, известив будущего царя об опасности, завел отряд интервентов в непроходимое лесное болото, за что и погиб от рук врагов[I]. [/I]Конечно же, костромичи да и весь русский народ по праву гордятся своим соотечественником. А грандиозный монумент призван напоминать всем о великом подвиге Ивана Сусанина.
Монумент действительно впечатляет. На высоченном постаменте стоит суровый Сусанин, будто с поднебесных высот защищая Кострому и всех ее жителей от возможных врагов. У подножия памятника расположились местные художники, предлагающие свои полотна с изображениями пейзажей, цветов, натюрмортов. Мы быстро посмотрели картины, с уважением, снизу вверх взглянули на строгое бородатое лицо каменного старца. Действительно, какая сила духа должна быть у человека, чтобы пожертвовать своей жизнью ради спасения Родины!
Гостиный двор
Наше внимание привлек еще один памятник, даже более грандиозный и впечатляющий. Однако у костромичей явно преобладает любовь к доминантам:). Пожарная каланча, подпирающий небо Сусанин, даже восстанавливаемый монумент Михаилу Романову, представляющий собой колонну, а вот теперь еще и этот самый странный памятник В. И. Ленину, который мне приходилось видеть. Вождь революции стоял в своей излюбленной позе, указывая протянутой вперед рукой светлое будущее. Мне, кстати, в каждом городе всегда становится интересно, а куда именно призывает посмотреть Ильич? Наш ярославский, например, показывает на Коровники (местное исправительное учреждение), видимо, светлое будущее таится за колючкой:). Костромской вождь стоял на гигантском, высоченном постаменте, похожем на башню, украшенном аркой с колоннами и какими-то сложными геометрическими нагромождениями. К массивной громаде вели ступеньки, по которым с удовольствием бегали малыши. А сама казавшаяся крохотной фигурка вождя практически терялась в бескрайней голубизне костромского неба. Удивила своей скупой лаконичностью и табличка на постаменте «Ленин. 1870 – 1924». Прямо мавзолей, и только! Кстати, уже позже, дома я прочитала, что первоначально это должен был быть памятник русским царям, уже и постамент сделали, но потом грянула революция, и вместо династии Романовых на «башню» водрузили В. И. Ленина.
Поудивлявшись, мы отправились к набережной, где с крутого обрыва открывался потрясающей красоты вид на неспешно играющую волнами матушку-Волгу и ясно виднеющийся в прозрачном весеннем воздухе противоположный берег. В Костроме очень симпатичная и необычная набережная, состоящая из нескольких ярусов. С высокого берега можно спуститься на узенький балкончик с лавочками, а затем и к нижней, широкой набережной. Мы постояли, полюбовались на очаровательный пейзаж, вдыхая свежесть речной прохлады. Припекало ласковое апрельское солнышко, ветерок слегка трепал волосы. Но меня также интересовала другая костромская достопримечательность, которую я мечтала увидеть.
Где-то на набережной притаилась изящная беседка Островского, та самая, из «Жестокого романса». Я бегала по узенькому «балкончику» и спрашивала у всех подряд, где же она находится? Но, видимо, большинство отдыхающих в этот воскресный день, были такими же туристами, как и мы. Наконец, мне удалось получить почти вразумительные указания типа: «Вон в той стороне» и «Да нет, не далеко, километра 2 отсюда». Я даже сумела разглядеть маленькую белую точку на крутых костромских берегах. Обрадованная, я была готова хоть сейчас бежать к вожделенной беседочке, но тут мои спутницы начали жаловаться на усталость. Пришлось вновь мимо ажурного кружева торговых рядов и приветливо поблескивающей на солнышке церкви Спаса в рядах возвращаться к машине.
До беседки Островского мы доехали довольно быстро и остановились на нижней набережной, около Речного вокзала. Изящная белая беседка, построенная в 1956 году, стояла на высокой насыпи, сохранившейся от валов старинного костромского кремля. Мимо металлической скульптуры, изображающей символ города – ладью, мы с мужем по лесенке поднялись к беседке, которая, наверное, является самым романтичным местом в Костроме. Уверена, здесь назначают свидания, сюда приезжают свадебные кортежи. Из беседки открывался сказочный вид на широкую набережную, Волгу и тонущий в апрельском солнце город. Вообще, нам несказанно повезло, в беседке, кроме нас с мужем, вообще никого не было. Мы спокойно любовались волжскими просторами, фотографировались. Но едва спустились вниз, как к беседке начал стекаться народ. Вот такой приятный подарок нам преподнесла гостеприимная Кострома:).
Сам Александр Николаевич Островский, конечно же, никогда не был в этой беседке, но, предположительно, именно в этом месте любил подолгу стоять и любоваться костромским краем. Горячая привязанность к Костроме отразилась и в пьесах драматурга, недаром старинный русский город выступал прототипом многих волжских городов в его творчестве. Беседка Островского знаменита еще и тем, что была снята в фильме «Жестокий романс» по пьесе Александра Николаевича «Бесприданница». И сейчас, стоя с мужем в беседке и вспоминая мою самую любимую пьесу, мне вдруг представилось, что также мог стоять здесь Островский и, всматриваясь в синеватую костромскую даль, искать новый сюжет для своих произведений. Казалось, что именно из этой беседки любовалась несчастная Лариса Огудалова на прекрасную «Ласточку» коварного Паратова, и с этого обрыва бросилась в бушующие волны потерявшая надежду Катерина. Кострома дарила Александру Николаевичу вдохновение, и благодарные потомки назвали в честь драматурга прекрасную беседку. Также имя Островского носит Костромской драматический театр, основанный в 1808 году. И уж если зашла речь о подмостках, нельзя не вспомнить, что великий русский актер и драматург Федор Волков, открывший в нашем родном Ярославле первый русский театр, родился в Костроме.
5
Церковь на ул. Индустриальной
Во время поездки я все время сравнивала наши два города. Древняя история, множество храмов, монастыри, несохранившийся до наших дней Кремль, Волга, речная Стрелка, многоярусные набережные, Торговые ряды, Универмаг, наконец, магазины при въезде в город «Костромич» и «Ярославич», соответственно. Да и родившийся на костромских просторах Ф. Волков, основавший в Ярославле театр. Не случайно Кострома для меня такая близкая и родная…
Спустившись из беседки, мы немного прогулялись по нижней набережной, полюбовались весенней Волгой. Но время неумолимо шло вперед, пора было возвращаться обратно. Конечно, в Костроме мы успели посмотреть далеко не все. Вот примерный список достопримечательностей, которые можно и нужно посетить в этом прекрасном старинном городе:
Музей деревянного зодчества, расположенный на территории Ипатьевского монастыря. Его экспонаты хранятся прямо под открытым небом. Наиболее древние и знаменитые постройки: церкви из села Спас-Вежи 1713 года и из села Холм 1564 года, дом Ершова середины XIX века, клетская церковь начала XVIII века из села Фоминское Костромского района.
Богоявленско-Анастаcиин монастырь (XV в.). В первую очередь известен тем, что в нем хранится чудотворная икона Федоровской Божией Матери (XIII в.). В монастыре сохранились надвратные башни, корпус монашеских келий, трапезная и Богоявленский собор (1559-1565 гг.), первое каменное сооружение Костромы.
Государственный объединенный художественный музей (1913 г.), пр-т Мира, 7. Был открыт Николаем II во время празднования 300-летия дома Романовых. Здесь представлены следующие экспозиции: «Древнерусское искусство», «Русское искусство 18 – нач. 20 века», «Отечественное искусство 20-го века». В музее также собраны полотна И. Шишкина, К. Коровина, Н. Клодта, И. Айвазовского, М. Нестерова, В. Сурикова, В. Серова, К. Сомова, Н. Рериха, Б. Кустодиева.
Литературный музей, открытый 25 мая 1996 года.
Здание бывшего дома сенатора С. С. Борщова, генерал-лейтенанта, участника Отечественной войны 1812 г., превращенное позднее в гостиницу «Лондон», где останавливался Н. А. Некрасов.
Обелиск Московской заставы – парадные ворота в город (1823 г.), ул. 1 Мая.
Памятник Юрию Долгорукому на Советской (Воскресенской) площади.
Церковь Воскресения на Дебре (1645-1651 гг.).
Церковь Иоанна Богослова в Ипатьевской слободе (1681-1687 гг.).
Церковь Иоанна Златоуста, ул. Лавровская, 5.
Часовня Феодора Стратилата, пр. Мира, у Вечного Огня.
Церкви Ильи Пророка и Преображения (XVII в.) за Волгой
Здание бывшей Гауптвахты (1824-1825 гг.), здание бывших присутственных мест (1806-1809), дом Общественного собрания (1800).
Хочется отметить, что в Костроме, как и в большинстве старинных русских городов, есть деление на «старую» и «новую» части. Только, может, это деление здесь более заметно. «Новая Кострома» - обычные, безликие высотки, спальные районы. Хотя и среди них можно встретить что-нибудь интересное, например, сравнительно недавно построенную церковь по ул. Индустриальной (ее строили еще в моем детстве, но, к сожалению, названия ее я не знаю). Мне же ближе «старая» Кострома, с ее церковками и Торговыми рядами, с купеческими особнячками и деревянными домами, с уютными улочками. Старинный город покоряет своей душевностью, добротой, неповторимой славянской загадочностью, сказочностью.
Уже уезжая из города, я отчетливо поняла, что обязательно вернусь сюда. Посмотрю то, что за нашу короткую поездку мы не успели увидеть, еще раз пройдусь по милым, воскрешенным в памяти местам. Как-то запала мне в душу Кострома – пряничный город, стала родной.
Мы уезжали, а мне казалось, что там, над городом раскинулась широкая радуга-Кострома, а по крутому волжскому берегу (может, как раз возле полюбившейся мне беседки Островского:)) гуляла грустная Кострома-русалка, сестрица Купала. И кружились в ясном апрельском небе, перемежаясь с былями, героическими подвигами да историческими государственными вехами, красивые славянские легенды…