Мы приехали в Суздаль рано утром, и пока было не так жарко решили посвятить пару-тройку часов храмам и монастырям города.
Мы приехали в Суздаль рано утром, и пока было не так жарко решили посвятить пару-тройку часов храмам и монастырям города.
Тем более деткам это было интересно.
Говоря об истории Суздаля, мы все время имеем в виду трех «родственников», которые «делали» историю. Это — Владимир Мономах, его сын Юрий Долгорукий и его внук — Андрей Боголюбский. Для Суздаля все эти лица были важны в разные вехи его истории, но ключевая фигура — Владимир Мономах, при котором Суздаль был построен, как город. А при его сыне, Юрии Долгоруком, Суздаль стал столицей Ростово — Суздальского княжества.
Вообще, первое упоминание о Суздале относится к 1024 году.
Детки, открыв рот, впечатлялись русскими красотами, устав от египетских и турецких. А я вспоминала про обсуждаемый на Туристере суздальский «дзен — буддизм» и прекрасный, тонкий альбом Григория о духе этого города… И мне было просто хорошо.
Сначала Суздаль был просто крепостью недалеко от более древнего и богатого города Ростова. Но Долгорукий решил все переиначить и перенес центр княжества в Суздаль. У русских князей тогда была мода — устраивать свою резиденцию не в городе, а вне его (Как все знакомо, правда? Мода-то не меняется…). Вспомним Версаль в 17 — 18 веках — кто у кого моду «слизал» — не известно…
Загородной резиденцией Долгорукого стало местечко Кидекша, куда мы с самого утра и направили свои стопы.
Смотрим на местную «Пизанскую башню» — наклоненную колокольню 18 века. Здесь же врата в монастырское подворье.
Здесь, в Кидекше, была построена одна из первых каменных церквей нашей северо-восточной Руси.
Сегодня, естественно не сохранились деревянные палаты Долгорукого, но кое-что «копатели» из того времени находят.
Шел 1151 год — два первых каменных храма увидели свет — В Переславле — Залесском и здесь. Это была домовая церковь для самого князя и его семьи.
Кирпич тогда был не такой как сейчас — терракотовый, а розовый, поскольку делался из извести. Долгорукий начал строить церковь из белого камня.
Здесь сегодня стоит церковь, посвященная первым русским святым — Борису и Глебу. «А кто это?» — спросили дети.
После смерти Владимира — Красного солнышка, крестителя Руси, осталось много его детей от разных браков. После смерти родителя все дети переругались в борьбе за княжеский трон. Так вот Борис и Глеб были самыми младшими и самыми любимыми детками великого князя. Чтобы не допустить их к власти — они были невинно убитыми своими старшими братьями (Каин все же оставил на Земле своих адептов).
По легенде, на месте этой церкви стояли братья, узнав о смерти своего отца, отсюда поехали они в Киев. Поэтому церковь носит их имена.
Отсюда открываются прекрасные виды на реку Нерль. Это была важная судоходная артерия в 12 веке.
На храме — очень необычный крест, сделан, конечно, не в 12, а в 18 веке. Полумесяц под крестом появился еще задолго до битвы православных с мусульманами. Дело просто в том, что в христианстве помимо креста много других символов, и один из них ЯКОРЬ — «держись за веру, как за якорь».
Впоследствии Юрий Долгорукий перебрался в Киев, усадьба постепенно стала приходить в упадок и, спустя годы, была отдана в собственность Васильевского монастыря.
Раз уж речь зашла о суздальских монастырях, не могу не сказать о самом моем любимом — Покровском монастыре.
Он начал строится в 14 веке, но надвратная церковь и многие каменные постройки относятся к 16 веку.
Монастырь связан с именем Ивана III (отца Ивана Грозного). У него было много детей от разных браков, старший из них Василий III — выиграл борьбу за власть после смерти отца. Он поместил свою сводную сестру, участвующую в политической войне, в этот монастырь и в благодарность «отвалил» немалую сумму денег на её пожизненное здесь заключение. На эти деньги был построен основной собор и надвратная церковь.
Что касается личной жизни царя, то его первая жена Соломония Сабурова долгое время не могла родить ему наследника. Царь разбушевался, обвинил её в бесплодие и «заточил» в этот же монастырь. Что, по сути, означало развод. Соломонию насильно постригли в монахини, и под именем старицы Софии она здесь была заточена, как узник. Василий быстренько женился на полячке Елене Глинской, шляхтского рода, она впоследствии стала матерью Ивана Грозного.
На этом история не закончилась. Соломония вскоре после заточения, уже будучи монахиней, рожает сына, Георгия. Чтобы спасти его от отца — «чудовища», от неминуемой смерти, монахиня инсценирует его гибель. На самом деле она кому-то отдала его на воспитание, а в крошечном гробике в 1935 году была обнаружена похороненная кукла. В общем, тайна, покрытая мраком средневековья. Если сестры — монахини начинали говорить об этом, их могли сослать в Сибирь.
Много сложено народных легенд о судьбе потерянного ребенка — Георгия, старшего брата Ивана Грозного…
Одна из самых известных — якобы, он воспитывался в скитах северных лесов, а впоследствии стал известным разбойником и атаманом Кудеяром.
Кого только не ссылали в Покровский монастырь! Иван Грозный во времена опричнины отсылал сюда жен и матерей всех неугодных бояр. В том числе он заточил сюда и свою первую жену, которая не могла родить наследника и страдала бесчадием. Со второй женой такая же катавасия, опять бесплодный брак. И снова ссылка в Покровский монастырь. Эти две женушки слыли самыми «крутыми» интриганками в монастыре. Они искусно плели заговоры, писали доносы своему бывшему мужу и ненавидели друг друга и весь мир.
Потом в этот монастырь стали ссылать жен и матерей опричников, например, дочь Малюты Скуратова, дочь Бориса Годунова, Ксению, а также Евдокию Лопухину, жену Петра Первого. Петр женился рано, не по любви, и через 8 лет, почуяв царскую силу, развелся и по традиции сослал нелюбимую в Покровский монастырь. Это было в 1698 году. Евдокию здесь любили, позволяли жить вольготно, в свое удовольствие, ходить в обычной одежде, выезжать за пределы монастыря. Но в 1716 году случился инцидент.
Царевич Алексей, сын Евдокии и Петра, очень боялся отца и решил бежать от него за границу. Но был схвачен, и началось расследование о заговоре. Следователь приехал и в Покровский монастырь, чтобы допросить мать осужденного. Каково же было его удивление, когда он увидел «цветущую» женщина без монашеской одежды…
Началось еще одно расследование, и Евдокию перевели в монастырь под строгий контроль в Старой Ладоге, а в Суздале тогда было осуждено 200 человек за пособничество, многих казнили, многих сослали в Сибирь. А сына Евдокии и Петра Первого все же убили…
Весь комплекс Покровского монастыря находится под охраной ЮНЕСКО. В монастыре долгое время размещалась гостиница «Покровская», устроенная в стилизованных избах и очень популярная у иностранных туристов.
Весной 2008 года гостиница была закрыта и подарена владельцами монастырю. Теперь в деревянных домиках расположены кельи монахинь и приют для девочек. Проход к домикам для туристов закрыт.
В монастырь приезжают не только туристы, но и многочисленные паломники, которых особенно привлекают мощи св. Софии Суздальской (в миру — Соломонии Сабуровой), у которых многие женщины молятся о даровании им детей, а больные — об исцелении.
В 90-х годах нетленные мощи Софии Суздальской были обретены, потом канонизированы. Поэтому я своим пациентам, страдающий бесчадием, рекомендую молитву у мощей именно этой святой.
Следующий, обязательный к посещению — Спасо — Евфимьевский монастырь. Он был построен примерно в то же время, что и Покровский.
Они оба были построены по заказу одного человека — Нижегородского князя — Дмитрия Константиновича. Первоначально монастырь назывался Спасо — Преображенский. Через сто лет стали строить новый Собор, вскрыли могилу старца Евфимия, увидели его нетленные мощи и переименовали монастырь.
Это был один из самых богатых в 16 — 17 веке монастырей, хотя Сергиево — Троицкая Лавра держала первенство. Суздальский монастырь прочно стоял на втором месте, он владел 10 000 душами мужского пола.
В 18 веке при Екатерине Второй в этом монастыре была устроена тюрьма. Формально это была тюрьма для умалишенных, но на самом деле сюда заточали старообрядцев и всех духовно инакомыслящих. Причем сюда загоняли не просто рядовых, а епископов и всяческих старообрядческих чиновных людей, ведь до 1907 года старообрядчество было под запретом.
Говорят, строго там все было, практиковалось приковывание за шею кандалами, например, полное отсутствие еды. В связи с этим, здесь регистрировали высочайший уровень смертности. Под шумок, в эту тюрьму помещали и «политических», и проворовавшихся чиновников и офицеров. Но 70% все же составляли разные «сектанты». Даже Льва Толстого, после отлучения от церкви и предания анафеме, хотели сослать сюда, но уважение к «сединам» и авторитету позволило избежать этого позора, писатель был отправлен в Ясную Поляну.
Итак, тюрьма была закрыта вместе с отменой запрета на старообрядчество, в 1907 году. Но в 30 -хх годах её снова открыли. Это был изолятор для инакомыслящих, в основном, не угодных строю. Через 6 лет её закрыли, но в 1943 году опят открыли. Для кого? Для военнопленных немцев и итальянцев. В том числе для высокопоставленных, например, генерал Паулюс, возглавляющий осаду Сталинграда, находился здесь.
У плененных иностранцев были очень хорошие условия — достаточно хорошие пайки, лучше, чем у красноармейцев на передовой, и даже — регулярные БАНИ. Говорят, первый раз немцы плакали, думая, что их просят раздеться перед смертью в газовой камере.
Помимо хорошего питания и гигиены с пленными велась очень широкая агитационная работа. Говорят, около 80% перешли на сторону СССР и занимали высокие партийные посты в коммунистической партии Германии в послевоенное время.
Сейчас монастырь не действующий, это большой музейный комплекс, где сосуществуют около 11 музеев.
Здесь регулярно устраиваются концерты колокольной музыки и выступления коллективов, исполняющих церковные песнопения. Однажды мы попали на концерт хора Сретенского монастыря, и это было потрясающе. Причем, бесплатно.
Кстати, у Суздаля есть очень красивый город — побратим, у нас на Туристере я видела несколько альбомов, посвященных этой немецкой «жемчужинке».
Еще одна интересная остановка — у Ризоположенского женского монастыря, древнейшего сооружения, основанного в 1207 году.
Это место иноческих подвигов еще одной великой святой — преподобной Евфросинии (13 век). Она была старшей дочерью Черниговского князя Михаила Всеволодовича (1245), принявшего мученическую смерть в Орде.
В 1227 году будущая Евфросиния (в миру — Феодулия) приняла постриг в этом монастыре. И считается, что именно её молитвами монастырь был спасен от нашествия татар. Пр. Евфросиния много веков почитается народом, на месте её погребения случаются многие чудеса исцеления. В 16 веке она была канонизирована. В 1699 году мощи святой торжественно перенесены в этот монастырь в серебряной раке, которую украли при Советской власти, устраивая там кинотеатр и всякие склады.
По совету Евфросинии, монастырь был разделен на две половины — для девиц и для вдовиц. Впоследствии для вдовиц был сооружен отдельный Троицкий храм. Почему-то эти две группы женщин настоятельно разъединялись. Может, чтоб не смущали разговорами о своем половом опыте чистых дев? Остается только догадываться…
В 1913 году сам император Николай II с княжнами приезжал сюда, чтобы поклониться и приложиться к мощам преподобной Евфросинии.
Обращает на себя внимание одна архитектурная особенность: ряд изразцов, напоминающих застежку — «молнию», его называют «ширинкой». А ширинка в нашем понимании появилась гораздо позднее (до этого она звалась прорехой). Ой, я отвлеклась))
Один из храмов этого монастыря построен на деньги одного боярина, помощника Ивана III, помните историю о бесплодной Соломонии, в будущем Софии Суздальской? Так вот этот боярин участвовал в её насильном постриге, и его дико угнетало чувство вины… Видимо, построив храм, он хотел получить на небе отпускной «бонус».
Если заплатить 100 рублей на благоустройство монастыря, можно подняться на колокольню и со смотровой площадки, с высоты птичьего полета полюбоваться на Суздальские пейзажи.
Если вы будете в этом городе, то увидите большие насыпи, это — валы. Они были построены Владимиром Мономахом в 11 веке, он ведь первый начал строить здесь крепость. В основании валов устанавливались деревянные срубы, внутри срубы заполнялись камнями, и уже сверху насыпалась земля.
Эти валы много видели войн, и даже смогли выстоять против жестокого врага тогдашней Руси — волжских булгар (сегодня они живут недалеко от Казани). Тогда их главный город называли Великий Булгар. Это было богатое мусульманское государство. Русские князья и булгары много воевали. Кстати, Андрей Боголюбский привез себе оттуда вторую жену. Жена тут выступила как контрибуция, вместе с трофейным белым камнем на постройки разных сооружений.
Ну и последняя, на сегодня, историческая остановка — у Суздальского Кремля.
Подойдя к Кремлю, мы стоим на месте, которое называлось Архиерейское подворье. Это место было построено в 16 веке, как резиденция суздальских епископов.
Сразу обратите внимание на колокольню. Вроде бы обычная шатровая колокольня 16 — 17 веков, но какие на ней ЧАСЫ. Вместо цифр там буквы.
До реформы Петра Первого, т. е. до начала 17 века у нас была кириллица (сразу вспомнилась интересная книжица — Буквица). Чтобы буква стала цифрой, над буквой ставилась соответствующая черточка — титла. Наша азбука, кириллица, была взята из греческого алфавита. Аналога буквы «Б» в греческом языке не нашлось, поэтому на циферблате мы эту букву не увидим. Букве «Б» нашлось другое применение. В Библии и молитвословах — для обозначения слова «Бог», «божеский» — над буквой «Б» ставили 2 точки. Эти часы ударяют в колокол каждую минуту. Они были установлены где-то в 1680 году и до сих пор точны…
Основной Собор Кремля был построен в начале 12 века, назван в честь Рождества Богородицы. Он был построен из розового кирпича и простоял чуть больше 100 лет. То ли пожар, то ли война, но в начале 13 века стали строить новый белокаменный храм. В 15 веке он частично разрушился от пожара, и опять его перестроили, сделав надстройку из кирпича. И так каждые 2–3 столетия, надстраивали и перестраивали, то камень, то кирпич.
На стенах храма — очень красивые (мне показалось — мавританские) узоры, в стиле арабески. Интересен лик Богородицы, из камня, по всему периметру церкви. У Марии — две косы, которыми подчеркивалось девство. Но у Богоматери ведь был Иисус, и были другие, младшие дети, его сводные братья. Но, несмотря на это, дева Мария изображалась с косами.
Собор сейчас не действует, это — музей.
Сегодня мы приезжаем в Кремль, по большому счету, в его знаменитый ресторан, отведать местных деликатесов и попить самой лучшей в Суздале «хреновухи».
А ведь раньше в этих каменных палатах жила «знать», архиепископы и архиереи, князья и бояре. Это был большой комплекс, где принимали знатных гостей, где размещалась и канцелярия, и архив, и огромное количество хозяйственных построек.
В 18 веке объединили 2 епархии — Владимирскую и Суздальскую. Знатные люди потихоньку перебирались во Владимир, а здесь все стало приходить в упадок.
К двадцатым годам прошлого века здесь была разруха, и только в 50-хх годах этот памятник архитектуры и культуры восстановили.
Совсем рядом с Кремлем — Музей деревянного зодчества, куда мы собственно и направлялись.
Ведь именно там проходит народное гулянье, посвященное XIV Международному празднику Огурца!
Праздник Огурца удался на славу! Насладитесь вместе с нами!!! Я продолжу отчет в фотоальбоме…