МИНГУН.
На следующее утро, я, к своему удивлению, а) — проснулся, б) — вполне в приличном самочувствии. Оба эти факта меня несказанно удивили и порадовали. Сегодня был мой предпоследний день в Бирме, на завтрашнее утро у меня уже был куплен билет Мандалай-Бангкок, так что надо было успеть посмотреть то, что я еще не видел. Первым в списке был город Мингун, расположенный ниже по течению на противоположном от Мандалая берегу Ирравади. Вот это поездка, которую я могу рекомендовать абсолютно всем! Тихо, спокойно, красиво, и главное — тепло!
До Мингуна, от пристани на Ирравади ходят кораблики.
Первый из них идет в 9 утра. За пять минут и полторы тыщи я доехал (снова на мотобайке, будь они неладны) до пристани. Билеты начали продавать в 8.30, в какой-то сараюшке. Билет туда-обратно стоит 5000, и продается только при наличии паспорта! Система следующая — в девять отчаливаешь, примерно через час тебя привозят в Мингун, корабль паркуется, ты гуляешь, и к часу дня надо быть на этом же корабле — плыть обратно в Мандалай. Попасть туда (и оттуда) другими способами вроде как можно, но проблематично, в связи с отсутствием в этом месте мостов через Ирравади.
Полчаса понаблюдав (ужаснувшись) за жизнью местного населения, мы загрузились на наш кораблик, и гуднув, поплыли вверх по реке.
Вот это было здорово! Не надо было сидеть в неудобной позе на подпрыгивающем мотоцикле, ежась от холода — светило солнышко, дул теплый ветерок, сиденье было удобное — не жизнь, а малина! Слева широченную Ирравади ограничивал постоянно подмываемый водой песчаный обрывистый берег, справа — берег большей частью представлял собой пологую песчаную же поверхность.
То тут, то там, на берегу встречались немудреные хижины, на поросшем травой левом берегу паслись тощие коровки.
Такого рода панорамы мы расслабленно наблюдали около часа, когда на горизонте показались храмы Мингуна.
Еще через 15 минут наш кораблик пришвартовался к берегу (пристани там никакой нет), и мы по досочке спустились на блестящий от слюды песок. Наш кораблик, ровно так же, как и все остальные, встретили местные такси — пара волов, запряженные в крытую тележку.
Тут вступили в силу временные рамки, и я не теряя времени направился в сторону храмов.
В свое время Мингун был резиденцией королей, которые успели понастроить там массу всего интересного. Первой по ходу была белая пагода Сеттавья-Пайя (Settawaya Paya), построенная в 1790–1811 годах.
Широкая лестница, охраняемая белыми чинтами, ведет практически от реки вверх на берег, и выводит к небольшому белому храму с позолоченным шпилем.
С лестницы открывается шикарный вид на Ирравади.
Внутри храма метровый отпечаток следа Будды — основная святыня этого храма.
Осмотрев пагоду, надо идти дальше и правее, что бы выйти к основной мингунской достопримечательности — огромной недостроенной Мингун Патододжи (Mingun Pahtodawgyi) или просто Мингун-Пайи. Ее строительство начал король Бодопайя в 1790 году. Ступа строилась больше двадцати лет, но так и не была достроена, поскольку астрологи предсказали, что король умрет сразу после окончания ее строительства. В результате, стройка была заморожена в 1813 году. По другой версии строительство прекратилось по гораздо более простой причине — из-за нехватки денег. Изначально планировалось довести высоту ступы до 150 метров — это была бы самая большая ступа в мире. После смерти короля в 1819 году, достраивать ступу тоже не стали, а землетрясение 1839 года изрядно повредило постройке — часть пагоды была разрушена, а устоявшее огромное основание покрылось огромными трещинами. Часть, сохранившаяся до наших дней, представляет собой только треть от первоначального замысла.
Но и эта треть впечатляет не по-детски…
Огромный кирпичный куб с 70-ти метровыми гранями, покрытый трещинами, возвышается над местностью, и виден с реки за несколько километров. Если идти к пагоде от реки, то вас встретят два толи недостроенных, толи полуразрушенных слона. Или не слона, все зависит от вашей фантазии.
Потом, с бОльшим энтузиазмом, вас встречает масса сувенирных палаток — тут можно купить практически все, что можно купить в Бирме. Ну, и сама пагода. Около входа надо купить билет — 3000 чат, который действителен и в других мингуских достопримечательностях.
Пагода представляет собой кирпичный монолит — лишь с одной стороны есть небольшая ниша, куда можно подняться по ступенькам, и посмотреть на ничем не выдающуюся статую Будды, в этой нише расположенную.
Куда интереснее обойти пагоду по кругу — вокруг нее сделаны несколько широких террас, стены которых украшены сливами в виде крокодильих голов.
Раньше на пагоду можно было подняться — если встать к ней лицом, то справа будет лестница. Однако на данный момент это запрещено, в связи с тем, что пагода продолжает интенсивно разрушаться, и залезать наверх опасно. А жаль, оттуда открываются потрясающие виды.
После осмотра пагоды, нужно идти дальше, по центральной (единственной) дороге.
Если сильно не притормаживать у сувенирных палаток, то буквально через несколько минут по левую руку будет следующее интересное место — храм с Мингунским колоколом.
Колокол был отлит все тем же Бодопайей в 1808–10 годах для установки на строящуюся Мингун-Пайю. До 2000 года это был самый большой в мире звонящий колокол — 1 января нового тысячелетия китайцы превзошли этот рекорд, прозвонив в Колокол Счастья в городе Пиндиншане.
Колокол был отлит по древнему бирманскому способу из сплава пяти металлов — меди, золота, серебра, железа и свинца. Бодопайя лично курировал процесс отливки. Для того, что бы доставить его на место с острова на Ирравади, где его отливали, были прорыты два канала, по которым шли две баржи с закрепленным на них колоколом. Во время сезона дождей вода поднялась, и колокол подвесили на бревнах, установленных на двух каменных столбах. После каналы были засыпаны. Так как строительство пагоды было прекращено, колокол так и остался висеть между столбами, пока не упал на землю 23 марта 1839 года после очередного землетрясения. Колокол лежал на земле до 1896 года, когда его подняли и повесили на стальную балку, установленную на железобетонные столбы. Позже над колоколом возвели павильон, где он находится по сей день.
Убедимся, что он просто огромный — нижний диаметр колокола почти 5 метров, высота около 3,5 метров, а вместе с петлей для подвешивания — почти 7. Толщина стенок 15–30 сантиметров. Масса колокола более 90 тонн, или 55,555 виссов — бирманских единиц веса. Не считая китайского, больше этого колокола только Царь-Колокол в Москве, но наш-то не звонит…
Мингунский колокол, как и многие азитатские колокола — без языка, по нему бьют тиковой колотушкой. Позвонить в него может любой желающий, так же как и забраться под колокол — главное, что бы в этот момент по нему особо не били…))
Позвонив в колокол, продолжим наш путь до шикарной пагоды Синбьюме-Пайя (Hsinbyume Pagoda).
Строительство пагоды начал в 1816 году принц Bagyidaw в память о своей супруги, умершей при родах. Проект пагоды основан на описании мифической пагоды Суламани — небесной обители великого духа Индру, которая стоит на горе Меру. Нижние части пагоды олицетворяют саму гору, а семь волнообразных террас — семь горных цепей, которые подходят к горе Меру. Первоначальная пагода была полностью разрушена землетрясением 1836 года, однако в 1874 году она была восстановлена по приказу короля Миндона.
Эту пагоду так же называют Myatheindan pagoda. По легенде, для постройки пагоды принц продал дорогой изумруд, стоимость которого была 100 000 тогдашних денег. Так получилось название — «mya» значит «изумруд», а «theindan» — «сто тысяч».
На пагоду можно подняться по узкой лестнице — и походить по ее вершине, вокруг самой пагоды, наслаждаясь открывающимися оттуда видами.
При желании, пагоду можно обойти по кругу по любой из семи террас. Так же ее можно обойти и по земле — если от входа пойти левее, то можно выйти в место, откуда ее видно целиком, и она даже влезает в фотоаппарат…))
Могу с чистой совестью сказать, что по мне, это была самая необычная и красивая пагода из многих, увиденных мною в Бирме — стране 100 000 пагод…
Это последнее, обязательное к посещению место в Мингуне. По дороге можно увидеть еще пару пагод,
если осталось время, можно еще раз обойти Мингун-Пайя, благо теперь солнце светит на нее с другой стороны, выпить прохладный кокос (1 доллар), прикупить каких-нибудь сувениров. К часу дня надо быть на пристани, дабы не упустить свой кораблик, и не заставлять других ждать.
Обратный путь, благодаря попутному течению, занял всего 45 минут — и вот уже на левом берегу видны мандалайские небоскребы и развалины, и даже здоровенное Чертово Колесо.