Бюджет поездки — примерно 3500 руб. (на двоих, совместно с посещением г. Углича).
Говорят, что в осенних путешествиях мало приятного. Сырость, слякоть, холод, серое небо, то дождь, то снег. Но у мужа отпуск выпал как раз на ноябрь. И уж если не получилось съездить в теплые края, то вояж на выходные в российскую глубинку мы все-таки запланировали. Мы очень любим путешествовать, так не пропадать же отпуску зря!
Короткие поездки прекрасно вписываются в нашу мечту объехать все районные центры Ярославской области. После изучения карты и расписания автобусов выбор пал на Углич. А фотографии из Интернета окончательно убедили меня, что этот город хорош в любое время года. Свой вояж мы запланировали на 2 дня, поэтому встал вопрос, с каким населенным пунктом совместить посещение Углича? Очень хотелось в Мышкин, но, к сожалению, транспортное сообщение между ним и Ярославлем было каким-то странным. Пришлось снова углубиться в карту области.
Большое село. Казалось бы, что может быть интересного в селе, пусть и Большом, пусть и центре Большесельского района Ярославской области? Оказалось, может! Поэтому решаем с утра отправиться в Большое село, немного погулять там, а потом сесть на автобус до Углича, где и провести оставшиеся 1,5 дня. Что же ждет нас в Юхотском крае — древней местности, где располагается сейчас современное Большое село?
В ПУТЬ!
Хмурое ноябрьское утро. Вокзал Ярославль-Главный. Мы, еще до конца не стряхнув остатки сладкого осеннего сна, без проблем покупаем билеты до Большого села (84 руб./чел.). Наш автобус, отправляющийся в 6.20, потихоньку заполняется народом. На улице темно и тепло. У вокзала толпятся молоденькие солдаты, которых в это утро забирают в армию. Мы мысленно желаем им удачи, и наш вполне комфортабельный автобус трогается в путь, в Юхотский край!
1
В автобусе полумрак и тишина, народ дремлет. За окошком в ночи пролетают леса, поля, деревушки. В свете фар высвечивается придорожная полоска с редким ковылем и обнаженными деревьями. А там, дальше, за желтоватым кругом света — снова мрак. Российская глубинка утопает в темноте, досматривая короткие тревожные сны длинной ноябрьской ночи. И наше воображение невольно рисует разнообразные картины… Летит редкий снег. А мы едем. Куда?
Мы в полудреме. Под плавное покачивание автобуса я мысленно перебираю информацию, которую мне удалось получить о Большом селе. Вообще, как ни странно, с этим особых проблем не возникло, в Интернете о районном центре сведения пусть и не слишком разнообразные, но интересные и емкие. Например, мне понравились вот эти сайты: http://www.bolshoeselo.ru (неофициальная страничка, содержащая массу полезной и увлекательной информации), http://www.bselo.ru (большесельский форум), http://bolshoeselo.narod.ru, http://demetra.yar.ru.
ДРЕВНИЕ ПРЕДАНИЯ О ЗЕМЛЕ ЮХОТСКОЙ
Там, где вилась речка Юхоть, впадавшая в матушку-Волгу, с давних пор располагался удивительный Юхотский край. Его населяли уже знакомые нам финно-угорские племена меря. В IX веке в эти земли пришли славяне, с которыми постепенно смешались меряне, впоследствии исчезнув в глубине веков.
Со второй половины XI века в результате дробления Древнерусского государства Юхотский край в разное время входил в состав Ростово-Суздальского, Ростовского и Ярославского княжеств. Более подробные сведения о будущей Большесельской земле относятся к середине XV века, когда ее владельцами становятся князья Юхотские. Первоначально село Новленское было даровано в удел Семену Васильевичу (1400—1440 гг.), сыну князя Василия Васильевича Ярославского. Внук же Новленского князя получил и весь Юхотский край. С этого момента центром Юхотского удела стало Большое село.
Интересно узнать о происхождении названия Большого села. Предполагают, что в давние времена, когда в далеком Юхотском краю было мало селений, выделялось два наиболее крупных села — Большое и Новое. В споре быть главным, по всей вероятности, выиграла родина большесельцев, которые, торопясь закрепить свое первенство, так и назвали свое село — Большим. Думается, эта версия не лишена основания. Иначе бы, почему Юхотские князья, получив в свое владение весь край, выбрали его центром именно Большое село, хотя раньше довольствовались Новленским (может, как раз его преемником и стало село Новое)?
В 1463 году Ярославское княжество вошло в состав Русского централизованного государства. Недолго правили землей чудесной Юхотские князья, и со смертью последнего из них в 1510 г. волость была «взята на государя», т. е. стала дворцовой.
Но не мог долго оставаться благодатный край без твердой руки хозяина. В 1530—1538 гг. Юхотская волость была пожалована боярскому роду Мстиславских. В 1631 г. по странному стечению обстоятельств и род Мстиславских пресекается, а Юхотская волость вновь становится дворцовой. Ну, а дальше история старинного Юхотского края становится неразрывно связанной с Большим селом.
БОЛЬШОЕ СЕЛО — КРАЙ ТОРГОВЛИ И РОДИНА ТАЛАНТОВ
Первое документальное упоминание о Большом селе относится к 1629 г. Так, в то время, когда земли Юхотские переходили в дворцовое ведомство, описание села наряду с другими населенными пунктами удела проводил дьяк Порфирий Секирин.
26 августа 1706 г. — этот день стал новой точкой отсчета большесельской истории, предпосылкой развития и процветания земли Юхотской. Именно в 1706 г. великий государь Петр I за большие заслуги перед государством Российским жалует Юхотскую волость «с четырьмя селами (Большое село, Новое, Покровское и Николокормское), шестью погостами и 432 деревнями» графу Борису Петровичу Шереметеву. С этого времени и до революции 1917 г. судьба Юхотского края крепко связана с родом графов Шереметевых. Эта семья славилась не только бравыми военными, но и меценатами, попечителями. Шереметевы активно занимались благотворительностью, поддерживали искусство и культуру. В частности, граф П. Б. Шереметев (1713—1788 гг.) одним из первых в России создал свой театр из крепостных актеров. Впоследствии его дело развивалось, а труппа, собранная талантливым режиссером, «давала те же спектакли, что шли в Париже, и соперничала с придворным театром».
В XVIII веке центром Большого села была четырехугольная площадь около Петропавловской церкви. На площади были «волостное правление, богадельня, школа, аптека, пекарня, лавочки часовщика и ювелира, цирюльня, две штофные и чайные лавочки». Особой же гордостью являлись выстроенные по указу графа Шереметева торговые ряды, а также кабаки со столичными пафосными названиями «Москва» и «Петербург». В Большом селе проводились базарные дни и ежегодные ярмарки в день престольного праздника Петра и Павла (12 июля). По средам торговля велась как местными жителями, так и приезжими из других деревень и сел. Предлагались всевозможные товары: одежда, предметы быта, средства передвижения, продукты, скот, строительные материалы. В середине XIX века популярность получила торговля куделью. Таким образом, Большое село стало крупнейшим торговым центром Ярославской губернии.
1
Через Большое село проходила столбовая дорога, связывающая города Углич и Ярославль. При приходе церкви Петра и Павла даже открылось начальное земское училище, а позднее школа появилась и при церкви Параскевы Пятницы. Большое село продолжало активно развиваться, появлялись новые учреждения, торговые заведения, в начале XX века большая роль стала отводиться медицине.
А дальше жизнь старинного Юхотского края и Большого села не многим отличалась от судьбы других поселений нашей многострадальной земли. Революция, гражданская война, продразверстка, НЭП, коллективизация, раскулачивание. Много жизней воинов-большесельцев унесла Великая Отечественная война. Неспокойные, страшные годы.
После войны, в 1954 г. начинается объединение сельсоветов, так, в состав Большесельского вошли Никольский, Бакунинский и собственно Большесельский. Непростым выдался для Большого села 1963 г., когда был подписан Указ о его ликвидации. К счастью, 12 января 1965 г. центр земли Юхотской был образован заново. С этого периода вновь начинается его развитие, которое было приостановлено в 90-х гг. прошлого века. Впрочем, чему здесь удивляться — перестройка подкосила многие провинциальные городки и села, едва полностью не уничтожила небольшие деревеньки. В Большом селе снижались показатели урожаев, закрывались предприятия. Впрочем, среди этих беспросветных будней были и яркие искорки света. Так, был восстановлен и передан церкви храм Параскевы Пятницы. А в храме Петра и Павла открылся культурно-выставочный комплекс «Шереметев-центр». Ну, и, конечно же, развивается торговля. А как без нее в некогда главном торговом селе?
1
Старинный Юхотский край — родина талантливых людей. В Большом селе родился стратонавт И. Д. Усыскин; другие населенные пункты района подарили России метеоролога М. А. Рыкачева, ученого-историка А. И. Заозерского, доктора психологических наук В. Н. Дружинина, поэта и священника А. М. Державина. Земля Юхотская воспитала талантливую крепостную актрису и певицу Прасковью Ивановну Ковалеву (Жемчугову), простую крестьянскую девушку из театра графов Шереметевых, ставшую впоследствии графиней.
1
Отдельно хочется рассказать об Иване Захаровиче Сурикове (1841 — 1880 гг.). Он родился в небольшой деревеньке Новоселово, настойчиво занимался самообразованием, с юных лет испытывал тягу к литературе. Поэт-самоучка печатался в московской прессе, выходили его сборники стихов. Но слишком короток век был отмерен Ивану Захаровичу. Не дожив и до 40 лет, поэт погибает от чахотки.
«Отчего ж так больно
Скорбь сжимает грудь?..
Боже мой! От горя
Дай мне отдохнуть»
(И. З. Суриков. «Отчего ж так больно…». 1866).
1
В своей поэзии И. З. Суриков воспевал русскую деревню, в его стихах слышится боль и сочувствие русскому крестьянину, его нелегкой доле. Не от того ли многие его стихи так быстро ушли «в народ», стали песнями, слегка менялись слова, но неизменным было содержание, глубина, заложенная в строчки поэтом, душой чувствовавшим русский народ. Его стихи называют пессимистичными. А какой была жизнь многих крестьян? Иван Захарович, сын крепостного, понимал ее, как никто другой.
«И звучит в тех песнях горе,
Горе да тоска…
Эх ты, доля, эх ты, доля,
Доля бедняка!»
(И. З. Суриков. «Эх ты, доля, эх ты, доля…». 1866).
Но была и другая поэзия, пропитанная трогательными воспоминаниями о детстве, о счастливых и беззаботных днях. Вспомните стихотворение «Детство» про веселые мальчишеские забавы и сказки бабушки на печке.
На тексты И. З. Сурикова писали музыку П. Чайковский, А. Гречанинов, Ц. Кюи и другие. Многие произведения до сих пор поют на застольях, быть, может, даже не зная, кто автор этих проникновенных песен. Вспомните песни «Рябина», «В степи», «Доля бедняка». Мне еще с далекого детства нравилась песня «Что стоишь, качаясь, тонкая рябина». И только изучая материалы по Юхотскому краю, я узнала, что автор этих душевных строк Иван Захарович Суриков. Стыдно. Стыдно не знать талантов своего родного края, нашей земли Русской, тех прекрасных, удивительных людей, которые составляют неотделимое целое с ее историей и культурой!
Юхотский край славится еще и неповторимой исконно русской природой. Леса, луга, теннисные берега реки Юхоти располагают к отдыху. Земля Юхотская знаменита грибными и ягодными богатствами, охотничьими и рыбацкими угодьями. На территории Большесельского района есть и особо охраняемые природные заказники: сосновые боры, старинные болота, долины рек Юхоти и Молокши. А сколько тайн и загадочных легенд скрывает Юхотский край! То встанет в предрассветном тумане из Дунилова озера призрачное село, то удивит чудесами исцеления водица с Тихонова камня, то попадутся таинственные камни-следовики.
Очень хочется надеяться, что не забыты и некогда разнообразные, богатые по духовному и смысловому содержанию обычаи и традиции земли Юхотской. Когда-то давно наши мудрые предки жили «посолонь», т. е. по солнцу. По законам самой Природы сменялись времена года, каждому из которых соответствовали свои верования и праздники, которые даже после принятия христианства сохранили некоторые тайные языческие элементы. Древнеславянские, истинно русские, правильные. И как же хочется, чтобы все это глубинное культурное и историческое наследие не было забыто, восстанавливалось, обреталось заново, чтобы современные жители Большого села не растратили сокровенных знаний предков, не потеряли своих истоков…
1
Богат Юхотский край историей, талантами, природой. А еще 26 марта 2009 г. у Большого села появился свой герб: «Щит скошен справа и слева на золото и червлень. Центр поля обременён лавровым зелёным венком. В венке на золотом поле черный восстающий медведь, держащий левой лапой на левом плече серебряную секиру с червленым древком. В главе по золотому полю три лазоревых зубчатых полосы с четырьмя зубцами. В основании по золотому полю подкова черная концами обращенная вниз». Конечно же, медведь указывает на принадлежность к нашей любимой Ярославской области, которая, бесспорно, гордится таким замечательным районным центром!
ЗНАКОМСТВО С БОЛЬШИМ СЕЛОМ
Автобус замедляет ход. Остановка. Да это Большое село! Мы приехали. Быстро натягиваем куртки, подхватываем рюкзаки и выходим в ночь.
1
Большое село встретило нас густой синевой пасмурного ноябрьского утра. Не было и речи о том, чтобы хоть что-то рассмотреть в такой темноте, поэтому для начала мы зашли в маленькое здание автостанции. Небольшое простенькое помещение с жесткими деревянными лавочками и окошками касс напомнило мне вокзал в Некрасовском, и сердце на мгновение замерло от ностальгии. Автобус, постояв некоторое время, уехал. Ну и что в такую темноту делать?
В ожидании рассвета я принялась изучать расписание. Оказалось, что из Большого села легко можно доехать до Мышкина (из Ярославля автобус туда ходит лишь 1 раз в день). Что же, полезная информация, можно будет еще раз побывать в Большом селе по пути в Мышиное царство:).
Тем временем муж спросил у местной жительницы, как найти обе большесельские церкви. Оказалось, если бы было посветлее, мы сами их увидели. Большое село — не очень большое:), здесь все рядышком. В кассе мы покупаем билеты до Углича на 09.00 (92 руб. за двоих) и, заметив, что на улице начало рассветать, отправились изучать центр Юхотского края.
«Зимний день. В холодном блеске
Солнце тусклое стает…»
(И. З. Суриков. «Правеж». 1872).
1
В сине-молочных предрассветных сумерках Большое село выглядело слегка грустно. Поздняя осень, неухоженные дороги, разбитые тропинки, трогательные черные линии изогнутых ветвей. Вдоль шоссе, пересекающего село, стояли двухэтажные особнячки, старинные, купеческие, именно такие, какие я обожаю во всех наших маленьких русских городках и селах. Такие крепенькие, добротные, наверняка, хранящие память о своих прежних хозяевах — хитроватых торговых людях. Домики были деревянные и каменные. Обычно внизу располагались магазины, а второй этаж занимали жилые комнаты. Невольно представилось, как в такое же ноябрьское утро купец с окладистой бородой неспешно просматривал утренние газеты или счета, румяная пышная купчиха из пузатого самовара разливала по белоснежным фарфоровым чашечкам ароматный чай, а внизу приказчик уже открывал тяжелые двери лавки, готовясь к новому рабочему дню. Привычная картина для торгового села. Было приятно, что и потомки тех селян трогательно заботятся о своих родовых гнездах.
Рассвет не спешил, и в неверном осеннем свете купеческие особнячки мне показались ухоженными, подновленными. А за ними высились вполне современные коттеджи, стилизованные новоделы. А, значит, Большое село пользуется популярностью. Наверное, спокойные берега Юхоти облюбовали не только местные жители и дачники, но и обеспеченные, но уставшие от городской суеты люди. Новые купцы:)? Кстати, некоторые симпатичные особнячки и сегодня не потеряли своих прежних функций. Так, на первых этажах некоторых их них располагались различные магазинчики, о чем свидетельствовали яркие вывески: «Продукты», «Автозапчасти» и проч. Ну, и, конечно, особенно бросалась в глаза «пчелиная» эмблема «Beeline». Куда же сейчас без сотовой связи:)?
1
В Большом селе была и своя Аллея Славы. Подобные мы уже видели в других населенных пунктах нашей области. Скорбный обелиск, множество венков, имена селян на граните и высокая фигура мужественного солдата около стелы с надписью «Воинам — большесельцам, павшим в боях за свободу и независимость нашей Родины». Много защитников нашей земли Русской полегло на полях сражений, но навсегда они останутся в памяти благодарных потомков. Очень символично, что Большесельская Аллея Славы находится рядом с Петропавловской церковью. Кстати, именно из Аллеи получаются чудесные фотографии этого храма.
ЦЕРКОВЬ ПЕТРА И ПАВЛА расположена в глубине села, на холме. Она была построена в 1760 г. на левом берегу реки Юхоть на месте одноименного деревянного храма местным старостой Полуниным. Около Петропавловской церкви когда-то протекала вся жизнь торгового села, располагалась главная площадь, дома и здания присутственных мест. В 1827 г. храм был перестоен и расширен. Волна революции захлестнула Петропавловскую церковь. Даже в настоящее время храм еще не передан православной общине. Сейчас в церкви Петра и Павла располагается «Шереметев-центр», где проводятся художественные выставки и культурные мероприятия.
1
Мы некоторое время походили вокруг Петропавловской церкви. Судя по облупившейся штукатурке, она явно нуждалась в реставрации. Сам храм выглядел компактным, но внимание привлекала высокая трехъярусная колокольня, венчавшаяся маленькой главкой. Это основная доминанта села, гордая, величественная, и сейчас не потерявшая своего значения. Колокольня храма Петра и Павла, пронзающая сиреневую мглу ноябрьского неба, очень впечатлила нас. Жаль, что храм не действующий. Да и в такую рань мы не смогли попасть в «Шереметев-центр», о котором, кстати, я так и не смогла найти информацию. Обошли кругом, прониклись святостью места, надеясь, что когда-нибудь знаменитая Петропавловская церковь, некогда являющаяся центром Большого села, вновь обретет свое значение, и благодарные прихожане поставят первые свечи у икон возрожденного храма.
1
Здесь, вдалеке от центральной дороги, обрамленной домами купцов, хатки были деревянными, попроще. Во многих окошках уже зажглись желтые огоньки, а из труб потянулись кудрявые дымки. Утро в деревне начинается рано, даже в субботу. Я смотрела на эти домишки, на холмы с пожухлой травой и следами первого снега, и сердце вновь сжималось от знакомых с детства пейзажей. Когда то, очень-очень давно и мои школьные каникулы проходили в одном селе по Костромской дороге. В памяти невольно возникли такие же ноябрьские сумерки, белая церковная колокольня, желтые оконца, горьковатый запах дымка в осеннем небе. И еще вкус прихваченной ночным морозцем черноплодки. Никогда потом я не ела таких вкусных ягод.
«Вот моя деревня;
Вот мой дом родной…»
(И. З. Суриков. «Детство». 1865 или 1866).
1
Еще мы зашли в местный магазинчик с нехитрым обычным для села ассортиментом. В этот утренний час нас встретила молоденькая продавщица — настоящая русская красавица. Такая слегка сонная, приятно улыбающаяся, пышная, румяная, словно купеческая дочка. «Чем я могу вам помочь?» — приветствовала она двух ранних путников. Пока муж знакомился с бакалеей, я, желая восполнить пробел в информации, спросила: «Скажите, а вы знаете что-нибудь интересное о церкви Петра и Павла? Будут ли ее восстанавливать? А о „Шереметев-центре“ можете что-нибудь рассказать?». Девица то ли еще окончательно не проснулась, то ли за всю ее добрую беззаботную жизнь никто не задавал ей с утра таких сложных вопросов, но она, растерянно мотая головой, начала бормотать что-то невнятное: «Я не очень понимаю, наверное, это не ко мне…». Пришлось спешно заверять, что отвечать совсем не обязательно, а колбаса, хоть и свежая, нам пока не нужна:). Муж выволок меня из теплого магазина и строго отругал: «Ну, нельзя же людям в такую рань странные вопросы задавать!». Наверное, долго в это утро глядела нам в след большесельская русская красавица.
«Мое личико румяное
Красной зорькой разгоралося,
И косою моей русою
Вся деревня любовалася…»
(И. З. Суриков. «В зеленом саду соловушка…». 1865).
1
А мы тем временем уже спешим дальше. Я читала, что раньше в Большом селе существовали торговые ряды и проводились богатые ярмарки. Правда, время не пожалело первые, они давно исчезли с большесельских улиц. А вот традиция утраивать в выходные рынок осталась. И сейчас мы наблюдаем современных торговцев, в сумерках раскладывающих свои товары на багажниках машин и импровизированных прилавках. Вот уж правда, день в торговом селе начинается рано!
По опыту прежних лет я знаю, что на таких сельских рыночках можно встретить хорошие и недорогие вещи. Так было и в Некрасовском, и в Левашове. Правда, очень давно. Здесь же меня постигло разочарование. Не люблю выражение «китайский ширпотреб». Китай — интеллектуальная страна, и ее трудолюбивые жители наверняка производят качественные вещи. А то, что подразумевается под этим определением, думаю, изготавливается в подвальных цехах наших же городов из некачественного сырья непрофессиональными рабочими. Так или иначе, но товары некогда гремевшего на всю губернию торгового села были именно такими. Совершенно ничего интересного, на чем бы мог задержаться взгляд, даже в качестве сувениров. Да и цены на вещи такого уровня слишком завышены. Так что, вроде и рынок есть, и «торговые ряды» из жуликоватых продавцов, а от славной большесельской ярмарки, к сожалению, ничего не осталось.
Кстати, в Большом селе есть кафе, называется «У Вадима» (жаль, конечно, что не «Москва» или «Петербург» :)). Конечно, не стоит ждать каких-то особых изысков, но, думаю, перекусить вполне можно. Правда, кафе в столь ранний час было еще закрыто, поэтому выпить чашечку кофе у неизвестного нам Вадима не удалось:).
Юхоть! Вот только для того, чтобы полюбоваться этой старинной живописной речкой стоит приехать в Большое село! Через Юхоть, разделяющую село на два берега, перекинут небольшой мостик, с которого открывается изумительный вид. Исстари левый берег Юхоти был центром Большого села, здесь кипела вся жизнь. Правый же берег был тихим, спокойным. Прогуливаясь по селу мы, как местные жители в те далекие времена, перешли Юхоть через славный мостик, тонувший в синих ноябрьских сумерках. Я немного постояла возле стареньких перил. С мостика открывалась чудесная панорама настоящей русской природы. Спокойная водная гладь сельской речки была обрамлена деревцами с тонкими веточками, отражающимися в зеркале Юхоти. Сиреневое утро поздней осени окутывало невесомой дымкой милый сердцу деревенский пейзаж.
Мне представилось, как должно быть красиво здесь летом! Изумрудные бережки с шелковистой травой, сладко пахнущей клевером и медуницей, густая зелень листвы, в тени которой так приятно укрыться от июльского зноя. И спокойная, неспешно текущая Юхоть, в теплых водах которой отражаются и деревня, и прибрежные ивы, и мостик. Наверное, можно бесконечно долго сидеть на берегу реки, наслаждаясь тишиной и покоем. А, может, и поудить рыбку.
«От цветов, на полях
Льется запах кругом,
И сияет роса
На траве серебром.
Над рекой, наклоняясь,
Что-то шепчет камыш,
А кругом, по полям
Непробудная тишь…»
(И. З. Суриков. «Занялась заря — скоро солнце взойдет…». 1865).
1
Неширокая речка Юхоть, хорошо виден противоположный берег со свечкой-колокольней Петропавловской церкви и домиками. Стоя на мосту и любуясь лирично-русским пейзажем ноябрьской Юхоти, я внезапно поняла, что Иван Захарович Суриков именно об этом месте написал свое стихотворение «Что шумишь, качаясь…» («Рябина»). О том, как на одном берегу реки стояло тонкое деревце, мечтающее перебраться через Юхоть к своему сердечному другу — дубу. И вся извечная девичья тоска о неразделенной любви, вся горечь рябиновых слез отразилась в этих чарующих строках.
«Нет, нельзя рябинке
К дубу перебраться!
Знать, мне, сиротинке,
Век одной качаться»
(И. З. Суриков. «Что шумишь, качаясь…». 1864).
Невозможно было не проникнуться красотой природы, нельзя было написать по-другому, смотря на эти милые сердцу виды.
А по мостику тем временем шли редкие прохожие и веселые школьники. Румяные от утренних заморозков, они улыбались и заинтересованно смотрели на двух путников, забредших в их старинный Юхотский край.
Мы, еще раз окунув вместе с тонкоствольными деревьями взгляд в зеркальные воды Юхоти, покидаем мостик и выходим на правый берег реки, где нас ждет еще одна святыня Большого села.
«Вот пред ним мосток, часовня,
Вот и божий храм, — …»
(И. З. Суриков. «Тихо тощая лошадка…». 1864).
Я снова восторгаюсь славными домиками вдоль шоссе, делаю синеватые фотографии большесельских пейзажей. Вскоре мы видим ту самую достопримечательность милого районного центра, к которой и спешим.
ЦЕРКОВЬ ПАРАСКЕВЫ ПЯТНИЦЫ. Она была построена на правом берегу Юхоти в 1747 г. на средства прихожан на месте деревянного храма. Ранее место, где сейчас возвышается украшение Юхотской земли, называлось Бобылевской слободкой. В небольшом одноглавом храме было два придела: летний — во имя святой великомученицы Параскевы и зимний — во имя святителя и чудотворца Николая.
Церковь Параскевы Пятницы, к которой мы направлялись, также располагалась в глубине села. Мимо невысоких деревянных домишек по тропинке мы прошли к красивым воротам с белоснежными колоннами, сочно-синей главкой и красочными фресками. К нашей радости церковь Параскевы Пятницы — действующая и отлично отреставрирована. Мы попали на утреннюю службу, на которой уже присутствовали многие местные прихожане. Храм нам очень понравился. Такая добрая, лаконичная и нарядная церковь в розово-белых тонах, разбавленных неяркой зеленью крыш и синевой главок на храме и колокольне. Белая отделка придавала Пятницкой церкви вид рождественского фонарика, а восстановленные живописные фрески притягивали взгляд. Стоящая на возвышении на фоне проясняющегося сиреневого неба обитель напоминала юную невесту в подвенечном наряде или молодую тонкую яблоньку в облаке майского цветения. Очень светлая, позитивная, очаровательная, женская церковь. Ведь недаром святая Параскева считается женской защитницей и помощницей (ее день 27 октября). Заступница Параскева Пятница старается облегчить нелегкую женскую долю, в старину она покровительствовала женской зимней работе, особенно пряже. Но, вместе с тем, это очень строгая святая, способная сурово наказать нерадивых хозяек. Она не любит лентяек и тех, кто в нарушение запрета занимается рукоделием в праздничные дни. Кстати, мученице Параскеве девушки молятся о женихах:).
Мы проходим в церковь, любуемся скромным и чистеньким убранством. Немного слушаем субботнюю службу, ставим свечи. И, конечно же, я покупаю образок святой Параскевы. Хорошая память о Большом селе и этой милой церкви. Мне давно хотелось приобрести эту иконку, и теперь любимая женская заступница покровительствует и мне.
Из храма выходим с улыбками на лице. А на душе так светло и спокойно. Какое хорошее Большое село, какая красивая Юхотская сторонка, какое славное путешествие!
Вот и подошла к концу наша маленькая экскурсия в Юхотский край. Синие ноябрьские сумерки слегка разбавились, но внезапно повалили крупные мокрые хлопья снега. Я подумала, что, непременно надо посетить Большое село летом, чтобы насладиться неброской душевной красотой этой чудесной земли. В целом, Большое село произвело приятное впечатление, нашей короткой поездкой мы остались довольны. Но как хочется, чтобы этот древний край включили в экскурсионные маршруты, чтобы об этом интересном месте с богатой историей и культурой заговорили!
Мелькают за окном автобуса заснеженные деревья, словно из рождественской сказки. Мы едем землями чудесного Юхотского края, впереди нас ждет Углич. И что-то мне подсказывает, что Большое село не затеряется среди таких же деревенек, и мы еще услышим о главном торговом селе Ярославской губернии. А вы как думаете?