Добирались железной дорогой. Билеты заранее не брала, так как было полпроцента вероятности, что этот день мы все же захотим посвятить Лондону. Но звезды сошлись в нужную комбинацию, и вот, после десятиминутной пешей прогулки, мы на вокзале St. Pancras. В Дувр можно добраться и с других вокзалов, но именно отсюда идут поезда, которые домчат вас к цели почти в два раза быстрее- всего за час десять. Билеты в оба конца обошлись нам по 44 фунта, если брать предварительно через Интернет можно сэкономить до 5 фунтов. «Медленный» поезд с другого вокзала (в пути немногим больше двух часов) стоит 37,40 туда и обратно.
Время в дороге пролетело быстро. 10–00. Мы на станции Dover Priory. План был простой- посещение замка, экскурсия на кораблике вдоль белых скал, прогулка по белым скалам, так сказать сверху)) и назад домой, в Лондон.)) Забегая вперед, скажу- получилось все далеко не так, как я себе представляла, но в общем-то тоже неплохо)
Планы стали рушиться с первых шагов. До крепости планировалось добраться на автобусе. Несмотря на то, что замок был прекрасно виден со второй минуты нашего пребывания в Дувре,
7
идти до него было пешком минут сорок. Google-карты подсказали нужный маршрут и подсчитали время. Но на указанной в Гугле остановке нужного автобуса не обнаружилось. Жители любезно отправляли нас все ближе и ближе к крепости))
4
3
13
8
Наконец-то нужную остановку мы нашли, но оказалось, что автобус ходит один раз в час, а этот вариант нас категорически не устраивал. Пришлось карабкаться в гору пешком.
3
В замок зашли с тыльной стороны, так было ближе. Возле этого входа как раз находятся секретные тоннели, построенные во времена войн с Наполеоном и активно эксплуатируемые в ходе второй мировой войны. Внутрь тоннелей мы не попали- не хватило времени. Экскурсии проводят там по расписанию и с гидом. Платить дополнительно ничего не нужно, общий билет в замок стоит 17 фунтов. О самой крепости я уже немного рассказывала, а теперь предлагаю полюбоваться Дувром.
15
История города началась в незапамятные времена. Считается, что первые жители приплыли сюда с материка около 6000 лет назад, облюбовав долину реки Dour. От жителей более позднего периода- бронзового века, современникам досталась лодка, которая нашла свое пристанище в музее Дувра. А со времен римлян, которые прибыли сюда в 55 году до нашей эры и оставивших в память о себе маяк, белые скалы Дувра стали приманивать к себе всевозможных завоевателей, которые слетались сюда, словно мухи на мед. После римлян, здесь побывали германские племена. Потом, довольно основательно подготовившись, пришли норманны во главе с Вильгельмом Завоевателем. Не давали эти земли покоя и Наполеону, однако он уже не имел успехов, подобных успехам его предшественников.
Да что там все эти великие народы и завоеватели. Даже сам Д’Артаньян в поисках знаменитых подвесок прибыл в Англию через Дувр.) Эх, ему бы современный Евротоннель и скоростной поезд, за 2,5 часа доезжающий от Парижа до Лондона) Кстати, тоннель начинается как раз в Дувре.
Пока я вам кратко описывала историю, наш поход по замку подошел к концу. Теперь задача найти неизвестно где расположенный причал, откуда начнется наша морская прогулка.
Планируя поездку в Дувр, я нашла информацию о некоем семейном предприятии, которое организует 45-минутные морские круизы вдоль белых скал. Стоимость такой экскурсии всего-навсего 10 фунтов со взрослого, 5 — с ребенка. Существуют так же автобусные туры по той же цене и комбинированные экскурсии, продолжительностью в 1,5 часа и стоимостью соответственно в 15 и 8 фунтов. Мы выбрали третий вариант, так как конечной точкой автобусного маршрута было начало пешеходной тропы по белым скалам, а как раз туда нам и было нужно. Чтобы попасть на экскурсию, необходимо записаться по электронной почте и оплатить полную стоимость. Для оплаты мне пришлось зарегистрироваться на PayPal. Все подготовительные меры были благополучно проделаны, единственное «но»- пришлось еще позвонить капитану кораблика, чтобы убедиться, что мы записаны, так как на письмо по электронной почте нам не ответили.
И вот уже полтора часа остается до времени «Ч». 12–30, мы стоим на горе над Дувром, морем, портом и всем прочим
и думаем, где же искать наш причал)) Позвонили еще раз Ричарду.
— Причал находится возле башни с часами.
— А башня где?
Ответ был что-то вроде: «А башня находится там, откуда начинается наш тур»))
Окинув взором окрестности (благо, что местность это позволяла), решили, что успеем спуститься пешком, а там уже будем спрашивать. Спустились, а вокруг никого…
Здесь очень кстати для нас был бы камень с надписью: «Пойдешь направо- найдешь башню с часами, пойдешь налево- придется возвращаться и идти направо», но в Англии таких камней ставить не принято и стали мы ждать хоть какого-нибудь случайного прохожего.
Чтобы времени не терять даром, устроили фотосессию на берегу.
15
8
Пока я сушилась, и прохожий появился, а потом и еще один, потому что первый не знал, что за башня и что за часы)) Кстати, вода в Ла-Манше оказалась вполне комфортной температуры. Нога не отмерзла, даже больше скажу- были бы купальные принадлежности, я бы обязательно искупалась. После цветущего Лондона это было вторым сюрпризом от британского апреля.
Узнав дорогу, уже более расслабленно стали гулять по набережной- времени в запасе еще час.
1 из 4
2
Пришли.
Никого нет. Вот на таком кораблике мы должны отправиться на экскурсию
2
(смотрите внимательно на передний план). Ровно в 14–00 появился Ричард. Извинился и сказал, что мы никуда не поплывем, потому что больше никто не записался на экскурсию. Взамен он предложил продлить время в экскурсии на автомобиле. Не долго думая, мы согласились, хотя и было очень жаль расставаться с мыслью о морской прогулке. Забегая вперед, скажу, что замена была совсем неравноценной. Не в смысле затраченных организатором средств, а в смысле полученных нами впечатлений. И все же я не пожалела о своем решении.
На микроавтобусе прокатились мимо стоянки яхт,
4
и двинулись за город, к мемориалу «Битвы за Британию».
5
Честно сказать, до поездки я понятия не имела, что это за битва такая. Уже дома прочитала, что Уинстон Черчилль назвал так авиационные сражения Второй мировой войны, длившееся с 9 июля по 30 сентября 1940 года. Мне никогда не приходилось бывать на подобных мемориалах за границей, и я даже представить не могла, что и здесь испытаю чувства, подобные тем, что испытываю на Родине в подобных местах. Как-то еще со школьных времен сложился такой стереотип, что Вторая мировая = Великая Отечественная = только наша война. Естественно я знала о помощи союзников, но тот же стереотип твердил мне, что они только «примазались» к нашей победе. Но от одного взгляда на этого уставшего ссутулившегося человека, летчика, который выжил в тяжелых боях, и потерял многих своих товарищей,
10
в мозгу включилась мелодия…
«Я сегодня до зари встану,
По широкому пройду полю.
Что-то с памятью моей стало,
Все, что было не со мной, помню «….
5
Вот так неожиданно изменилось мое представление об истории. Здесь тоже гибли люди, и то что их были не миллионы, а тысячи… Разве уместен тут счет, когда важна каждая человеческая жизнь…
Ну, а мы, покинув мемориал, отправились дальше по местам боевой славы Дувра. Несмотря на то, что мы понимали далеко не все, Ричард все время что-то рассказывал.))
4
Побывали на некоторых укреплениях так называемых Западных высот, строительство которых было начато с началом войны за независимость США, продолжено во время наполеоновских войн и позже.
Редут «Брошенный» строился с 1779 года, но и сегодня выглядит, как новенький. Когда-то в здешних казармах могли жить 200 солдат, а Главный Арсенал западных высот, расположенный здесь, хранил 320 бочек пороха.
1 из 6
2
Батарея Святого Мартина строилась 1862 года. В 1940 году была реставрировании и активно использовалась во время Второй мировой войны.
Внешне для меня она особенного интереса не представляет, но по пути к ней мы шли через такие вот живописные чащи,
1 из 4
6
а от самой батареи открываются прекрасные виды на Дувр.
13
7
9
6
Экскурсия завершилась, как и должна была на белых скалах.
На обратном пути снова проехали через центр Дувра и мимо крепости. Уже будучи на месте, Ричард сказал, что если мы желаем вернуться с ним в город, то он может подождать нас… минут пятнадцать.) Наверное, он шутил)) Потому что пятнадцать минут в такой красоте- это в тысячу раз меньше, чем ничтожно мало)) Поэтому мы поблагодарили его за любезное предложение и отправились в путь.
13
Не устану повторять про ощущение легкости и готовности взлететь, про физическое ощущение, окружающего тебя простора, про ветер, который вот-вот подхватит тебя и унесет далеко-далеко… Во время прогулки по скалам снова вспоминала приключения Д’Артаньяна) По дороге я тоже постепенно потеряла свою компанию. Первым на скамейке с табличкой Wi-Fi остался Ростислав. После длительных пеших прогулок природные красоты стали привлекать его значительно меньше, тем более что со скамейки тоже открывался довольно таки неплохой вид) Через пару километров отстала сестра, ей очень не повезло с обувью в эту поездку и она, скрепя сердце отпустила меня одну.
Что вам сказать. Белые скалы — прекрасное место для прогулок небольшой компанией, но когда с этим местом остаешься один на один, возникают совершенно новые ощущения. Мои мысли стали настолько светлыми, что мне казалось, что и я прозрачна и абсолютно невидима редко встречающимся прохожим. Ноги абсолютно не чувствовали усталости, потому что я стала очень легкой, просто совсем невесомой и уже не шла, а плыла невысоко над землей, над скалами, над морем…
Возвращаться все же пришлось. В обратном порядке собрала свою компанию, все оказались в целости и сохранности. Назад до железнодорожной станции решили идти пешком.
4
Общественного транспорта от начала пешеходных троп обнаружено не было. Можно было бы вызвать такси из кафе или сувенирного магазинчика, расположенного там же, но мы решили сэкономить. Обратной дорогой уже в третий раз оказались в центре Дувра.
1 из 5
4
Сам городок произвел благоприятное впечатление.
8
Купили немного продуктов, они оказались почти в два раза дешевле, чем в Лондоне, и двинулись на вокзал, чтобы упасть на сиденья вагона и отправиться назад, помахав напоследок провожающим нас белым скалам.