Турист Татьяна Лаврова (Lavrova)
Татьяна Лаврова
была 10 августа 2022 11:41

Вернигероде — Германия Май 2014

Примерно в центре Германии, чуть севернее, находится горный массив Гарц. Горы там очень старые, поэтому очень заросшие и стертые — самая высокая вершина, знаменитый Брокен, составляет всего 1140 м. Именно потому, что Гарц — старые и низкие горы, по ним очень удобно ходить. И всегда было удобно ходить. Поэтому там проходит старейший пешеходный торговый путь Ренштейг и куча местных пешеходных маршрутов, по которым хаживали всякие великие люди Германии, в частности, Гете и Гейне. Причем Гете настолько вдохновился восхождением на Брокен, что потом в «Фаусте» привел туда, на шабаш нечистой силы, своего главного героя. Правда, они с Мефистофелем туда летели, а не медленно тащились в гору, как большинство нынешних туристов. Слетать туда я бы тоже не отказалась.

На Гарце и в его окрестностях расположено несколько старинных городков как раз в моем вкусе — фахверк, романика и «места, из которых история ушла», в частности, Гослар, бывший в эпоху расцвета Священной Римской империи одной из резиденций императора, потому что непосредственно рядом с Госларом находились очень солидные залежи серебра, свинца, меди и цинка. Которые оттуда добывались чуть ли не в течение тысячи лет, и теперь рудник исчерпан, и там музей. Но мы там не были. До Гослара я все никак не доеду, правда, надеюсь восполнить это недоразумение еще в этом году. А мы-то ехали в городок Вернигероде. Как и Кведлинбург, он насквозь фахверковый и объявлен поэтому целостным памятником архитектуры и объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО. Но в Кведлинбурге меня всю дорогу привлекала древняя романская церковь, а в Вернигероде, который место не настолько старое, над городом торчит не собор, а неоисторический замок. И я в Вернигероде уже когда-то была в студенческой компании в золотую мою юность. Погуляли мы там, поднялись до замка, фыркнули — ах, девятнадцатый век, какая пошлая подделка! — и пошли вниз. И все.

А год назад из интернета, откуда же еще-то, я узнала, что именно там снимался фильм «Тот самый Мюнхгаузен». И как-то настолько по душе мне пришлась эта идея, и фильм я под это дело пересмотрела, и в голове засел большой толстый гвоздь. И вот в конце мая — начале июня мы его реализовали. Но не то чтобы вытащили — еще глубже забили: я теперь еще туда хочу, и поскорее.

Вот ратуша XIII–XV веков постройки, перед которой Янковский чуть не объявил войну Англии:

Вернигероде. Один день с бароном Мюнхгаузеном

Все в порядке, ваше высочество! Барон Мюнхгаузен будет арестован с минуты на минуту. Просил, чтоб не расходились:

Господин барон, господин барон! Вы просили вечернюю газету — вот!

Воооон там жил Карл Фридрих Иероним барон фон Мюнхгаузен. Не жил, конечно, но большая часть фильма снималась именно здесь, в Вернигеродском замке, самом Вернигероде и его окрестностях. Более того, в массовке участвовали жители городка, а небольшие роли исполняли немецкие актеры, поэтому, скажем, в начальной сцене, когда Мюнхгаузен у костра рассказывает о своих приключениях, а охотники его расспрашивают, заметно, что их дикция не совсем совпадает со словами. Это потому, что на съемках они говорили свой текст по-немецки.

Вернигероде. Один день с бароном Мюнхгаузеном

Остатки городской стены — очень симпатичные остатки, с башенкой:

На парапете перед замком, откуда Мюнхгаузена собирались запустить из пушки на Луну и где он произносит свой знаменитый монолог: умное лицо — это еще не признак ума, господа. Все глупости на земле делаются именно с этим выражением лица. Улыбайтесь, господа!

Относительно общий вид площадки перед замком:

Замок-то на самом деле старый, но кардинально перестроенный одним из графов цу Вернигероде-Штольберг, графом Отто, во второй половине XIX века. Чтобы было и антуражно, и комфортно. И тебе готическая замковая церковь с тонкой резьбой, и паровое отопление в этой церкви, искусно замаскированное решетками и портьерами. Я раньше к такого рода перестройкам относилась сильно свысока. А в последние годы у меня такое умиление к ним прорезалось. Натурально, люди, которые занимались этим, болели средневековьем. И хотели в нем жить. Но не были готовы жертвовать здоровьем ради исторической достоверности. И делали очень умелую адаптацию, в которой хочется жить по сей день. Мы там уже и комнаты распределили, в какой что будет, что куда поставим.

Господин барон с утра заперся у себя в кабинете и вас ожидает. — Томас, — говорит, — не приехал еще господин пастор? — Я говорю, — Нет. — Он говорит, — ну и слава Богу! Очень вас ждет:

Вернигероде. Один день с бароном Мюнхгаузеном

Этой весной, представьте себе, встречаюсь я с моим красавцем оленем, на голове которого растет роскошное вишневое дерево. Дерево до наших дней не дошло: