На следующий день мы с утра отправились смотреть танец Баронг. Путу привез нас в Гиньяр, это современный и процветающий район Бали, центр искусств. Там нас сфотографировали с девушкой в красивом наряде и цветок франжипани за ухо, без этого никуда. Представление проходило в довольно современном и удобном зале.
2
Вообще, балийские танцы это отдельная тема, потому что, это не просто танцы, это большая часть культурной и религиозной жизни Бали. Каждый танец — это целое представление, с глубоким смыслом, очень сложной постановкой и шикарнейшими костюмами. Основные, самые популярные танцы — это Баронг, Легонг, Топенг и Кечак. Мы были только на двух из них. Как я поняла, Баронг — утренний танец. Оригинальная версия длится несколько часов, а для туристов действие сокращено до часа. Я долго пыталась разобраться, что к чему, но мне так и не удалось толком понять кто где.
Маски Баронга и Рангда считаются религиозными предметами, и, прежде чем они появятся, священник должен благословить подношения, которые выносят перед представлением на сцену (в виде все тех же корзиночек) путем окропления святой водой, взятой из горы Агунг. Танцы сопровождаются звуками гамелана — балийского ансамбля ударных инструментов, состоящего из гамбангов, ксилофонов, гонгов, тарелок, и пластинчатых металлофонов.
Сам танец несёт в себе призыв следовать добру и противостоять злым силам. Силы добра в танце символизирует Баронг. Это — мифическое существо, изображаемое двумя танцорами, один из которых меняет выражения маски- лица, а второй отвечает за заднюю часть персонажа. Баронгу в танце противостоит ведьма Рангда, олицетворяющая зло.
На сцене, после продолжительного вступления, появляется Баронг (вот это чудо в перьях и есть Баронг. Это добрый дух.)
То же чудо, только сбоку))
Конечно, здесь велико индийское влияние, это сразу заметно: колени согнуты, ноги развернуты, туловище прямое, голова наклонена, движения ладоней и пальцев выразительны, однако, балийский танец наделен совершенно иными чувствами. Балийский танцор прямо-таки переполнен энергией! И танцуют они всеми частями тела, в том числе и глазами. Глаза и пальцы рук — чуть ли не главное в танце. И вот я не могу поверить, что можно научится ТАК выгибать пальцы! Я думаю, что они их ломают в детстве…
В принципе, по ходу представления начинаешь немного понимать, что происходит, но я все равно не смогу пересказать:) Перед началом раздают типа либретто, предварительно узнав, откуда вы. Нам дали на «русском» языке. Но понять что-либо по этому описанию достаточно сложно. Вот для примера действие первого акта: Два танцоров появляется девушка, представляющая слуги Рангда. Они ищут слуги Деви Кунти, которые находятся на пути к удовлетворить патих (премьер-министр). Ну, в общем дальше много чего происходит, бой хорошей обезьяны с плохими, похищение, освобождение…
7
А вот эта красава волосатая — злой дух, Рангда и хорошая обезьяна, которая дружит с Баронгом.
Ну, а главная битва между вечными противниками в танце вынесена в отдельный номер — изумительный танец с кинжалами Крис, исполнители которого, танцуя, впадают в транс. Баронг призывает заклятие, которое делает тела воинов неуязвимыми к ударам криса. К стати, Путу рассказывал, что по большим праздникам в деревнях исполняют этот танец и мужчины режут себя настоящими, острозаточенными крисами и если ты недостаточно веришь в добрые силы, то натурально можешь зарезаться.
1
В этой борьбе добра со злом нет победителей, поэтому борьба может продолжаться. После танца все актеры выходят на сцену и можно сфотографироваться на память с кем хочешь. Нам понравилось очень! Музыка, конечно, совсем непривычна нашему слуху, но со временем начинаешь привыкать и даже получать удовольствие от этих мелодий и звуков, а уж игра актеров вообще выше всяких похвал! Мне очень понравился добрый обезьян:)). Настолько натуральные движения и ужимки!
Дальше мы направились в деревню Мас. Это родина самых искусных мастеров резьбы по дереву. Здесь можно найти лучших резчиков по дереву, скульпторов и художников. Некоторые мастерские работают таким образом, что любезно позволяют каждому желающему посетителю понаблюдать за процессом творения искусства. При входе в галерею сидели несколько мастеров за работой. Нам объяснили, что каждый специализируется на чем-нибудь одном. Например один товарищ на слонах, другой на обезьянах. Мужчины — режут, а женщины потом шлифуют до блеска
2
Тут мы застряли надолго. Как человек, который питает слабость к скульптурам из любого материала (только к классической скульптуре), я не могла налюбоваться на все это. Из какого золота должны быть руки этих мастеров, чтоб сотворить такую красоту! Не случайно деревянные изделия, которые были созданы мастерами из деревни Мас, во всем мире считают эталоном. Для своих работ они используют самые разные древесные породы. Это и черная, тяжелая древесина эбенового дерева, которая отличается своей прочностью, и светлое крокодиловое дерево, и корни трехсотлетних пальм коричневого цвета в крапинку, очень тяжелые и плохо поддающиеся обработке из-за волокнистости, и сандал — фигурки, изготовленные из душистого дерева. Правда из сандала делают в основном небольшие фигурки и сувениры, потому что это очень дорогой материал. Какие только чудеса не рождаются под умелыми руками резчиков по дереву с острова Бали! Это персонажи балийской и индуистской мифологии: злые демоны, священная птица Гаруда, предводитель обезьяньего войска мудрый Хануман, балийки, застывшие в ритуальных позах, бесстрашный всадник, старый крестьянин, соблазнительные девушки, различные звери — несущийся табун горячих скакунов, изящные олени, большие и маленькие черепахи и слоны, деревянные фрукты, цветы, деревья и даже искусно выполненные резные шахматы, фигурки которых представляют собой добрых и злых героев балийского эпоса. А уж какая мебель! Будь моя воля, в моем доме только такая стояла бы. Я ходила по магазину-галерее, как по музею, затаив дыхание. Никто не приставал, мы были там почти одни. Дядечка (продавец?) ненавязчиво показывал и рассказывал про фигурки, улыбался, глядя на мою реакцию. Потом, когда мы выбрали сувениры, нам их упаковали, да так, что захочешь — не сломаешь!
Не очень хорошо видно, но приглядитесь, там, как в колыбели лежит женщина
6
Вот такую скульптуру, которая обезьяна, вырезают около трех месяцев
1
2
3
Да, нам не один раз сказали, что все, что мы видим сделано из цельного куска дерева, даже эти кружевные панно!
У меня около милиарда фото из этого магазина, и показать хочется все, но я понимаю, что нельзя (((
Дальше мы отправились в сторону деревни Менгви, недалеко от которой, в прекрасном парке среди старых деревьев и прудов, расположен Храм Таман Аюн. Дословно название переводится как «прекрасный сад» и по праву считается одним из самых привлекательных храмов острова Бали. Привлекателен еще и тем, что туристов там совсем немного. Храм Пура Таман Аюн был построен в 1634 году Раджой Менгви. Этот храм также иногда называют «Pura Kawiten» или фамильный храм, в котором чтят и поклоняются обожествленным предкам династии Менгви и другим важным богам в балийской религии. От внешнего мира Пура Таман Аюн отделяет большой ров, преодолеть который можно лишь пройдя по единственному мостику. Прямо от ворот внутрь ведет дорожка и проходит через хорошо обустроенный парк с квадратным прудом и удивительным фонтаном в его центре. В этом фонтане девять струй, четыре из которых указывают на разные стороны света: на северо-запад, северо-восток, юго-запад и юго-восток. Каждая из девяти струй означает одного из балийских богов. Далее — дорога к храму. Здесь еще интереснее — колокольня и башня, имеющая мистическое назначение. Она располагается непосредственно перед воротами храма и оберегает его от проникновения внутрь злых духов. Этот вид снят оттуда.
3
Одна из отличительных черт храма — это наличие множества пагод, что возвышаются над внутренним храмовым дворцом. Они построены не просто так, это символ священной горы Мухамеры. Считается, что эта гора представляет собой ось всего нашего мира, и располагается она в центре Вселенной. Каждая башня храма посвящена одному божеству, самая высокая из башен — для главного бога Шивы. На вершине же обитает Верховное божество, а также души почивших людей. Самый важный внутренний двор храма — «jaba jero», окружен каменной стенкой, вокруг которой оборудована мощеная дорожка. Внутренний храм Таман Аюн доступен для посетителей только в самые важные религиозные церемонии, как например «odalan» — день, когда отмечается открытие и освящение храма. Впрочем, стены совсем невысокие, и можно заглянуть и посмотреть: что же скрывают стены этого замечательного храма. Гулять там было очень приятно, несмотря на жаркий день. Солнышко лишь изредка пряталось за немногочисленные облачка, но благодаря густой тени и множеству каналов с водой было прохладно. То тут, то там встречались красивые клетки с петухами. Видимо, действительно очень важная птица на Бали!
4
К парку бабочек мы подъехали около двух часов дня. Конечным нашим пунктом на этот день был Пура Танах Лот на закате, Путу дал нам два часа, предупредил, чтоб были осторожны, потому что было очень жарко.
4
2
5
И действительно, жарко и влажно было ужасно. Может поэтому я оставила в машине вспышку, мозги кипели. Вообще то парк на нас должного впечатления не произвел. Довольно небольшой, правда красивый. Беседки, водопадики, красивые, яркие цветы. А вот бабочки в большинстве своем какие-то потрепанные, с рваными крылышками, да и летают все время, сволочи! Поймать в объектив невозможно!
В середине парка есть закрытая беседка, там находится «детский сад»-то бишь по парку собирают куколок и помещают их туда. На сетке развешаны куколки всевозможных форм и размеров. Там же они вылупляются. Но вот руки мне оторвать, без вспышки снять нормально там невозможно… Но вот эту пакость мне удалось снять и без нее. Мы продержались там час, реально, было очень тяжело: ЖАРКО! На последок удалось снять кадр» про любовь» их жизни бабочек.
3
Мы с огромным удовольствием прошли в местный музей, там было намного легче дышать (а в туалете, скажу по секрету, я чуть не замерзла). В музее действительно очень интересно, все, что вы не смогли увидеть в парке, а так же, все, что летает там ночью представленно во всей своей красе. Даже как-то не по себе становится, я выложила только красивое
Сев в машинку, мы, наконец, перевели дух. Не представляю, если бы мы путешествовали на байках? Я уже упоминала, что каждая деревня на чем-нибудь специализируется? Вот эта на изготовлении наверший на крыши, печь для обжига, топливом служит все тот же кокос, а в следующей делают черепицу…
1
Я спрашивала Путу, нет ли у них пожаров? Для меня было непонятно: можно было повсеместно увидеть костры. Сжигали мусор. Это могло быть как и на обочине дороги, так и посредине рисового поля. Но в полях понятно- там вода, а вот на обочинах… Везде сухая пальмовая листва. И жгут от балды, собрали кучку и подпалили. Нет, говорит, нету пожаров. Удивительно.
1
Приехали в Танах Лот в начале пятого. До заката было еще много времени. Мы прошли в ресторан, с шикарным видом на скалы и волны, нам надо было обсудить дальнейший маршрут на ближайшие дни. Путу отказался принимать участие в ужине, сказав, что уже поел. А мы, переплатив совершенно ненормальные деньги, поели в местном ресторане. Мужу принесли рыбу, как будто ее взорвали перед подачей, а я не помню, что заказала, но это совершенно точно не было шедевром. Но! Еда — это святое, муж был совершенно не против. Вид на океан, при поглощении еды затмил все возможные доводы против. Пока ждали заказ у нас было время пройтись по краю набережной, полюбоваться на берег во время отлива, постоянный отлив рисует причудливые узоры в песке. Как по заказу на чаше с лепестками сидели четыре голубя.
4
1
Население острова Бали поклонялись всегда морю. Причины вполне очевидны: остров окружен очень суровым океаном и любая встреча здесь, или выход в моряков в море, или переправа на соседний остров, может закончиться крайне плачевно. Чтоб утихомирить всех морских божеств, жители острова возводили специальные «морские» храмы. И одним из наиболее известных храмов является Пура Танах Лот. «Храм земли, который находится в море» стоит на небольшой скале, дойти до него можно только во время отлива. У подножия мощной скалы находятся две пещеры. Одна из них предназначена для того чтобы там жили стражи священного места — змеи. Их яд опаснее, чем у кобры. И они не пускают сюда злых духов. На них, за определенное пожертвование (в размере 50 тыс. рупий) можно посмотреть. А в другой бьет источник, вода в котором считается невероятно целебной и почему то пресной. Туда можно заглянуть, умыться этой водой, при желании глотнуть и над тобой проведут «обряд» — пошепчут, брызнут водицей, налепят на лоб рис и воткнут цветок франджипании за ухо. Разумеется всё это не бесплатно, а за «пожертвование». Мне вода не показалось пресной, может чуть менее горько-соленой, чем обычная океанская.
2
1
Внутрь Пура Танах Лота туристам вход запрещен — попасть в храм могут только индуисты. Но и снаружи есть на что посмотреть, место действительно весьма живописное. Если пройти вправо от Храма Танах Лот по дорожке, то выйдем прямо к «Храму с дыркой в камне», менее известный, но не менее живописный — Pura Batu Bolong. К вечеру начинает стекаться народ, чтобы поснимать храм на фоне заката. Да и просто полюбоваться этим зрелищем. К моменту заката все более-менее удобные места заняты плотными рядами фотографов и просто зевак.
6
9
Сразу после заката мы пошли смотреть танец Кечак. Небольшое отступление. Мы хотели посмотреть его как принято, у храма Улувату, но Путу отговорил. И слава Богу, что мы его послушали. Я вообще то человек диковатый и прямо скажем — не общительный, для меня чем меньше народу, тем лучше, а уж всякие общественные мероприятия для меня — кошмар. Я как представила, что мы будем смотреть этот танец в окружении человек двухсот, мне аж поплохело. Под открытым небом, недалеко от обрыва расположена сценическая площадка. Мы пришли первыми, потом подтянулись еще с десяток человек. И то, один почтенный член семейства все время ржал, как конь и комментировал происходящее (не русский), а танец требует полного погружения в происходящее. Кечак относительно молодой танец. Он возник в 1930 годах, по сюжету древнеиндийского эпоса Рамаяны с элементами балийских танцев и быстро стал одним из самых популярных и зрелищных, а изначально Кечак это своего рода ритуальная молитва, во время которой мужской хор, ритмично напевая «чак-чак-чак-чак» и двигаясь в такт своим напевам, входит в транс и общается с духами. Музыкального сопровождения тут нет. Действо повествует об эпической истории Любви и противостояния Добра и Зла, описанной в Рамаяне: злые демоны похищают у Ханумана (белой обезьяны) Ситу, он отважно с ними сражается и в итоге одерживает победу, что символизируют разрушенные танцующим актером костры, разведенные вокруг него. Исполняя даже адаптированную версию этого танца, предназначенную для туристов, актеры, которые изображают обезьянью армию бога Ханумана, ненадолго погружаются в самый настоящий транс под звуки собственных голосов. Хочу заметить, что в представлении участвуют не профессиональные актеры. Певцы и танцоры — самые обычные люди из ближайших деревень и работники храма. Сказать, что танец завораживает — ничего не сказать. Под конец я, похоже, тоже немного того, в транс впала. Когда действие закончилось, пришлось помотать головой, чтоб придти в себя. Нам очень понравилось! Лично мне даже больше, чем Баронг. Самый зрелищный момент, когда танцоры во главе с обезьяной раскидывают костры голыми ногами снимала на видео.
3
2
На обратном пути поменяли денежки на следующий день. Очень меня радуют геккошки! :))
2
Еще один день пролетел совершенно незаметно, но у нас впереди еще много новых впечатлений…