Обзор трёх самых интересных нетуристических достопримечательностей Калькутты — квартала скульпторов, свалки поюзанных индуистких богов и крупнейшего овощного оптовыго рынка Индии.
Обзор трёх самых интересных нетуристических достопримечательностей Калькутты — квартала скульпторов, свалки поюзанных индуистких богов и крупнейшего овощного оптовыго рынка Индии.
Рынок есть в каждом городе и в каждом селе. По умолчанию, это чаще всего самое интересное место. Поэтому куда бы мы ни приехали, всегда стараемся заглянуть туда, где местные торгуются с местными. Но в то же время, рынок и в Африке рынок базар — явление более или менее предсказуемое. А вот квартал скульпторов есть далеко не везде. Что-то нам подсказывало, что это место окажется ничуть не менее интересным, чем рынок рабов. Поэтому с утра мы первым делом поехали в Kumartuli ghat. Именно так называется квартал скульпторов в Колкате. Странно, что даже калькуттские таксисты не в курсе, где находится эта достопримечательность. Поэтому водила на каждом перекрестке останавливался и спрашивал дорогу. Мне непонятно, как можно не знать, где находится такое прекрасное и необычное место.
Оказалось, что Kumartuli ghat вполне себе богемный квартал. В том смысле, что по утрам, когда вся Колката давно проснулась и гудит как растревоженный улей, в Кумартули тишина и покой. На улицах ни души, если не считать сотен серых статуй богини Кали верхом на осле. Многочисленные Кали, воздев к небу множество рук, ждут, когда их завершат, раскрасят и придадут необходимый товарный вид лоск. Фантастическое, должно быть, зрелище представляет собой Кумартули по ночам. Стопудово не для слабонервных. Богиня Кали вполне предсказуемо пользуется в Колкате недецким спросом. Поэтому нужно наделать ее клонов как можно больше, чтобы всем хватило.
Эти статуи Кали потом будут использоваться во время религиозного фестиваля Kali puja . Их будут носить на носилках и возить по городу на автомобилях, им будут всячески поклоняться, совсем как Ганешу в Мумбаи во время Ганеша-чатуртхи. В конце Kali puja скульптуры чаще всего отправляют в плавание по реке Хугли. Совсем как Ганеша в Мумбаи, с той только разницей, что Ганеша торжественно отправляют поплавать в океан. Kali puja проходит, как правило в ноябре, точные даты зависят от лунного календаря, как собственно, даты всех праздников в Индии и ЮВА.
На Кумартули налажен настоящий скульптурный конвейер. Каждый скульптор делает свою небольшую часть общего дела. Одни делают каркасы из соломы, другие обмазывают их глиной, третьи специализируются на лепке только пальцев Кали, четвертые — на ее головах, пятые — на черепах, которые она в виде ожерелья носит на шее. Все эти заготовки в огромных количествах сушатся прямо на тротуарах — сотни пальцев, десятки голов, квадратные метры черепов.
Ганеша в Кумартули оказалось совсем не много. Не Мумбаи сезон, наверное.
Специалист по раскрашиванию статуэток.
Наверное, это один из самых маститых скульптуров. Вместо работы на конвейере он лепит на заказ скульптурные портреты.
Нам тоже очень не хотелось покидать Kumartuli ghat.
Следующий пункт нашей программы — Nimtula Ghat. Ничего особенного мы там, к сможалению, не обнаружили. Местные жители пообещали нам, что Нимтула Гхат — это настоящая кремационная гхата с настоящими кострами, но, к сожалению, оказалось, что это обычный крематорий с электрическими печами. Поэтому ничего подобного Маникарнике там близко нет.
Зато рядом есть два достаточно интересных объекта. Первый из них — это своего рода кладбище скульптур богов разной степени запущенности, оставшихся после религиозных праздников. Те жители индийского пантеона, которым по какой-либо причине не посчастливилось быть отправленными в плавание по реке Хугли, свалены здесь под открытым небом, позабытые и никому не нужные. Выглядит впечатляюще.
Обнаженная богиня и ее верный осел на Nimtula ghat.
Второй — стихийное поселение, другими словами, трущобы, сквозь которые ходит городская электричка. Некоторые из лачуг стоят совсем близко к рельсам. Местные дети очень любят играть на рельсах, что само по себе небезопасно. Собственно, играть им больше негде. Но они настолько привыкли к опасностям подстерегающих их на каждом шагу поездам, полностью игнорируют до тех пор, пока он не подойдет к ним совсем уже близко. Только тогда в последний момент лениво уходят со шпал.
Жительница трущоб неспешно покидает рельсы, а пацан с тазиком на голове вообще никуда не торопится.
И, наконец, Kolay market. Просто огромный Содом и Гоморра овощной рынок. Вроде бы ничего особенного, но масштабы не могут не впечатлить. Колай маркет — место настолько колоритное, что калькуттские фотографы даже организуют для любопытных туристов фототуры на этот рынок. И не только на рынок. Инфу о фототурах по Калькутте можно посмотреть здесь http://www.calcuttaphototours.com/ Мы же пришли на Kolay market сами по себе. Мы везде ходим сами по себе, потому что мы сами себе ходячий фототур)
В Индии всю поклажу принято носить на голове. Если поклажа очень тяжелая, ее несут на голове несколько человек.
Лук. Кому сладкий лук?