В Пасхальные выходные 2014 года побывал в еще одной европейской столице — столице Венгрии, Будапеште.
Честно говоря, я не сильно собирался в Будапешт, и не сильно туда хотел, в силу раскрученности направления. Но билетов заранее не купил, и, если честно, к моменту их покупки ничего другого (по ценовому критерию) уже выбрать было нельзя.
Одно из первых впечатлений от города складывается, когда из автобуса, следующего от аэропорта, попадаешь в метро — это старые вагоны Мытищинского вагоностроительного завода. Соответственно этому строишь свои последующие ожидания. Так вот это первое впечатление — обманчиво. Будапешт — красивый большой современный европейский город, с незабываемой архитектурой, город, утопающий в зелени, где весной цветут огромные каштаны, и через центр протекает широкий Дунай, берега которого соединены необыкновенной красоты мостами.
3
Каждый из этих мостов — своего рода произведение искусства.
1
1
Будапешт, как известно, состоит из двух частей, бывших некогда разными городами — Буды и Пешта. Для проживания в городе была выбрана высокая (холмистая) сторона — Буда (если честно, тоже по ценовому критерию, т. к. в Пеште расположено больше гостиниц и хостелов, но несмотря на конкуренцию, цены на проживание там, в целом, значительно выше. Истинную правду говорят: с транспортом Будапешта можно жить в любом месте, ибо добраться в любую точку никогда проблем не составит.
Осмотр города стоит начинать с Будайских холмов. Собственно с Будайского холма (старый город с бывшим королевским замком) и горы Гелерт. Праздники в этом году немного скорректировали этот план, и я попал на холмы лишь в последний день. Действительно, лучше смотровой площадки на Будапешт, где прекрасно, как на ладони, видно обе стороны, чем гора Гелерт — не найти. После панорамы города все основные достопримечательности, по идее должна казаться ближе и понятнее. Само созерцание города с такой высоты — заставляет на минуту-две-три, а может и на час, замереть, что называется «втыкнуть», и невольно задуматься о прекрасном, о вечном, ну, во всяком случае, о чем-нибудь хорошем. В общем, гора Гелерт — это обязательный пункт программы (Must see), не смотря на то, что подъем на нее может быть довольно утомительным (говорят, туда ходит автобус, информацию нужно смотреть в путеводителях и карте общественного транспорта).
В каждом городе я обычно пытаюсь ответить на вопрос: что меня больше всего в нем впечатлило? Первое, что меня впечатлило в Будапеште — это прекрасный общественный транспорт. 4 линии метро (4я открылась недавно, и во многих старых картах и путеводителях ее может не быть). В аэропорту Будапешта и в отелях можно взять туристическую карту хорошего качества + карту-схему общественного транспорта + брошюру о странном транспорте, поэтому (для нелюбителей путеводителей) можно обойтись без оных. Я к путеводителям отношусь средне — не особо их читаю, но предпочитаю все же иметь (а вдруг захочется полистать). Кстати, когда первый раз берешь в руки Будапештский путеводитель, или открываешь путеводительные страницы в Интернете, нежелание туда ехать из-за раскрученности направления проходит практически сразу, потому что профессиональные фото города — очень и очень впечатляют. Будапешт вживую, действительно так красив, как на фото в путеводителях.
Что еще по общественному транспорту — он, действительно, ходит по времени (что снова и снова удивляет и поражает), действительно расписание прописано и выполняется с точностью до минуты. В метро на каждой станции на схемах подписано, какие трамваи и автобусы ходят, а, посмотрев на схему, взятую в аэропорту, можно увидеть, куда они идут. А еще в метро (на станциях, правда не на всех) могут быть мониторы, где можно прочитать через сколько минут от станции отправляется какой автобус.
Разобраться в особенностях, «фишках», общественного транспорта в чужом городе, с другим языком и другими традициями организации движения и его обозначения — пожалуй, один из самых интересных и приятных моментов в самостоятельном туризме.
Билетов на общественный транспорт Будапешта для туристов — несколько вариантов. Основные — это проездные на сутки, двое или трое; разовые билеты и Будапешт-карта. Билет на трое суток стоит столько, сколько 11 разовых. А Будапешт-карта, позволяющая ходить в музеи, довольно дорогая, поэтому я выбрал проездной билет на трое суток. Его не надо компостировать, а достаточно просто иметь и предъявлять контролерам. В Интернете встречал фразу: Будапешт — город контролеров. Мне не довелось в этом удостоверится, потому что контролеры попадались только на входе в метро, да и то не всегда, и не на всех станциях, а только на самых массовых по пассажиропотоку. Естественно, проездной билет окупается довольно быстро, т. к. ты, не думая о стоимости билета, при необходимости, подъезжаешь даже 1–2 остановки (это не только плюс, но и недостаток, потому что из общественного транспорта, особенно из метро, не успеваешь вполне насладиться городом). Поэтому такие практические советы: трамвай и автобус предпочитать метро (из трамвая хороший вид из окна), и, по-возможности, по центральным улицам и набережным, все-таки, прогуляться.
Например, станция метро Deac Ferenc Ter, на которой пересекаются 3 из 4-х линий метро — расположена в центральной туристической части Пешта. Оттуда несколько трамваев, идущих в направлении Буды, позволяют через всего пару остановок пересечь Дунай по красивому мосту (сами городские мосты тоже очень красивы, и на них стоит посмотреть не только днем, но и вечером), и очутиться на Будайской стороне у подножия горы Геллерт. Прямо оттуда несколько трамваев идут по набережной, откуда открываются прекрасные виды на Пешт, в т. ч. на Парламент. Ну и на саму реку — Дунай в Будапеште меня, любителя воды, впечатлил (хотя меня впечатляют практически любые водоемы).
Недалеко от остановки трамвая около горы Геллерт — находится одна из пристаней водного общественного транспорта, который (правда не весь) входит в стоимость проездного билета (и Будапешт-карту). Ну и естественно, я очень хотел прокатиться на нем. Как выяснилось на практике, кораблик входит в бесплатный проезд только по будням, а на выходные — проездные не работают, и проезд платный, причем в 2 раза дороже другого общественного транспорта. И все равно, катание на кораблике по Дунаю, где ты можешь сидеть на носу на стуле, держа нос по ветру, и смотреть по сторонам, с бокалом вина (кстати, там наливают, и довольно недорого) — приносит незабываемое удовольствие. Виды на город — очень и очень.
В стоимость общественного транспорта входит и зубчатый трамвай (или зубчатая железная дорога), находящийся на Будайской стороне, поднимающийся высоко на холм. Но кроме самого принципа, сей общественный транспорт не впечатляет. Ходит он достаточно часто, но довольно медленно, подолгу ожидает на станциях (чтоб разминуться со встречным), поэтому чтобы планировать время, надо изучать расписание. Без специальной по этому вопросу Интернет-подготовки, у меня не получилось найти смотровую площадку на вершине холма, на который привез этот зубчатый трамвай. Предполагаю, что она там и есть, но даже смотреть теперь не хочу. В общем, вершина того холма тоже не понравилась — обычный парк с деревьями, там детская железная дорога, дорогое кафе — и всё.
Последние два момента из общественного транспорта, о чем хочу написать, — это метро, как туристический объект. Старая (желтая) линия метро — одна из самых старых в Европе, и в ней ходят поезда, довольно странные на вид. Вагоны там маленькие и короткие (всего 16 мест для сидения), каждый вагон — меньше любого современного автобуса. И вагонов всего 2 или 3 (не помню). Стоит посмотреть это метро. И яркий контраст с этими вагонами составляют длинные 5-вагонные трамваи (гармошкой), которые ходят по ряду маршрутов. Они раза в 2 длиннее, чем поезда метро на желтой линии. Такие трамваи ходят, в частности, на вокзал.
Да, и еще один момент про транспорт, точнее инфраструктуру — вокзал. Западный вокзал, который проектировал Эйфель. Очень интересное и приятное здание, которое, гуляя по широким Будапештским улицам, можно посмотреть. Я посмотрел снаружи — понравилось.
Музеи. Я посетил два музея — Парламент и Музей изящных искусств.
Парламент изнутри не впечатлил. Точнее даже совсем не понравился. На форумах часто пишут: стоит обязательно посетить. Билеты продаются только с экскурсией, по времени, стоят довольно дорого (столько же почти, сколько вечер в купальнях, правда, для граждан Евросоюза — посещение Парламента стоит ровно в 2 раза дешевле). Можно купить билет в Интернете (ссылки есть на сайте Венгерского парламента, правда в Интернете — билет с небольшой наценкой). Экскурсовод мило рассказывает: раньше Парламент состоял из двух палат, поэтому здание полностью симметрично и одинаково. Теперь же палата в Парламенте одна, и мы посещаем ту часть, где ранее заседала верхняя палата. Соответственно, это не действующая часть Парламента, что немного разочаровывает. Это, по сути, интерьерный музей, просто ковры и красивые коридоры. Еще можно увидеть зал заседаний и старинную корону короля (немного напоминающую по цвету военную пилотку), а также державу и скипетр. В общем, от посещения Парламента осталось впечатление выброшенных денег. Хотя (признаюсь), я не люблю в туризме две вещи — экскурсии с экскурсоводами, и интерьерные музеи. Наверно поэтому посещение Парламента и не понравилось, но как по мне, то гораздо приятнее посмотреть на него снаружи, ибо это одно из красивейших зданий не только Будапешта, но и Европы. Красивый фронтальный вид на Парламент, стоящий на самом берегу Дуная, открывается с противоположной, Будайской, стороны, от станции метро Battyany. Единственная понравившаяся интересная новость, услышанная от экскурсовода, — это то, что раньше в Парламенте Венгрии было порядка 400 депутатов, а весной 2014 года были выборы, и их количество было уменьшено вдвое. Задумываешься над тем, что другим странам, возможно, стоило бы взять с Венгрии в этом пример.
3
1
Второй музей — это музей искусств. В путеводителях и Интернет-отзывах не часто встретишь упоминания о том, что в Будапеште — прекрасный музей искусств. Точнее, их несколько, но меня заинтересовал один, расположенный на Площади Героев — музей изящных (или изобразительных) искусств. Это очень красивое здание с колоннами, почему-то напомнившее Метрополитэн-музей в Нью-Йорке.
Экспозиция музея — очень богатая. Здесь представлены полотна практически всех наиболее известных европейских художников, в частности Рафаэля (2 картины), Рембрандта, Гойи (по 3–4 работы), есть также Тинторетто, Тициан, Рубенс, Ван Дайк, одна работа Гогена, 3 картины моего любимого Клода Моне, а также одна картина Босха. Много работ голландцев, испанцев, немцев и французов — целые залы. Также много красивых скульптур, есть даже одна скульптура Родена на известную тематику (всякий раз поражает его талант передать чувство в камне). Очень понравился, как ни странно для меня, зал современного искусства — такие приятные, теплые, инсталляции. Здесь также есть одна картина Ренуара. Если у Вас нету Будапешт-карты, по которой вход в музей, кажется бесплатный, целесообразно посмотреть в отеле рекламные купоны на скидку 10%. Обычно в отелях размещают в рекламных целях скидочные купоны разных заведений, и в т. ч. и на этот музей. Скидка не очень большая, но все же.
От Площади Героев и Парка Варошгилет, где находятся знаменитые купальни Сечени, самый знаменитый проспект Будапешта — Андраши — идет в сторону Дуная. В Интернете встречал интересное сравнение, что эта улица похожа на Елисейские поля в Париже. И действительно, та и есть: со стороны Площади Героев она действительно похожа на Елисейские поля (со стороны Триумфальной Арки). С этой стороны на проспекте практически нету заведений общественного питания — они все значительно дальше, к середине проспекта — в районе пл. Ференца Листа, где много ресторанчиков, но они довольно дорогие. Кстати, по этому поводу имеется замечание — я, почему то, имел в Будапеште проблему, где поесть: все время где-то искал кафе. В общепите в Будапеште людей довольно мало, в отличие от некоторых других европейских городов, и много заведений в формате «Бар», в которых только наливают. Бросилось в глаза значительное количество закрытых (полностью) заведений общественного питания и магазинов не на центральных улицах. Не очень понравилось то, что порядок цен в заведениях одинакового плана на соседних улицах может отличаться существенно (цены могут легко быть в 2 раза дороже). Этим Восточная Европа в плане общепита существенно отличается от Западной.
Что советовали попробовать в Будапеште — суп-гуляш и фуа-гра (гусиную печень). Попробовал. Гуляш — вкусный. Где-то очень острый, где-то меньше, но довольно вкусный. Где-то большие порции, а где-то откровенно маленькие (миф о больших венгерских порциях оказался мифом, а быть может это просто экономика, которая должна быть экономной). Фуа-гра — нежное и оригинальное лакомство, но слишком нежное, напомнившее мне какие-то другие субпродукты. В общем, мне было интересно как опыт, но нельзя сказать, что мне захотелось есть его снова и снова. Понравилось местное венгерское разливное пиво. Купленный на пробу сухой марочный Токай (говорят, его можно купить только в Венгрии) не очень понравился. Правда, он напоминает херес или мадеру, а эти вина для меня хороши только под настроение.
Дальше проспект Андраши сужается, и становится больше похожим на прекрасные центральные улицы Одессы. Здесь, немного в стороне от проспекта, расположен собор Св. Иштвана. Это огромный и величественный католический храм с колоннами и треугольным фронтоном, напоминающий собор Св. Петра в Риме. Внутри он тоже очень красивый и величественный. Даже по сравнению с великолепными римскими храмами он выглядит очень красиво. Мне посчастливилось попасть на вечернюю пасхальную службу, которая была очень красивой, с праздничной музыкой органа, и к тому же очень широко освещалась прессой. В соборе Св. Иштвана есть смотровая площадка над куполом, должно быть, интересная, но я ее не посещал (из-за праздников). В общем, собор Св. Иштвана — второе, удивившее меня в Будапеште. И он входит в перечень мест, которые обязательно надо посмотреть (Must see).
Купальни. О купальнях Будапешта написано много, я посетил только одни — самые раскрученные купальни Сечени. Это два больших открытых бассейна и много крытых бассейнов и разного размера ванн разной температуры (есть еще разные сауны). В некоторых бассейнах можно даже довольно неплохо проплыть. Очень приятно посидеть в теплой воде и подумать о прекрасном. Но удовольствие это — не из дешевых. Я планировал также посетить купальни Гелерт, однако они оказались не предусмотрены бюджетом времени. Точнее, я побывал в здании купален Гелерт, рассмотрел там все, но вот поплавать не вышло. Может в следующий раз.
В Будапеште, практически везде, где это необходимо, персонал говорит по-английски в объеме, достаточном для решения основных вопросов. Поэтому проблем с общением не возникает. Кстати, венгерский язык — ни на русский, ни на английский — не похож, поэтому понять без перевода, что написано, можно лишь в отдельных случаях (как правило, со словами иностранного происхождения).
Что не понравилось в Будапеште? Не понравился режим работы общепита и магазинов (хотя, вполне возможно, что праздники его сократили, но говорят он всегда был довольно подозрительный). Плюс несколько раз в сфере обслуживания попался невежливый персонал. А в целом — впечатление очень и очень приятное.
Итак, по моим оценкам, для осмотра Будапешта достаточно будет 2 полных дня. Если требуется больше времени для музеев, купален и осмотра окрестностей столицы, — конечно, следует планировать более длительную поездку.