Туда…
Так получилось, что Финляндию я посетил дважды. Не буду лукавить — эта страна не была в моем виш-листе, и даже не входила в десяток потенциально интересных для меня мест. Но вот мы собрались в свадебное путешествие в романтичную Италию (ОК, на Мальдивы тупо не хватило денег), и как раз в период верстки трипа я наткнулся на «сумасшедшие дни» Finnair. Кроме замечательной цены в 11500 до Рима и обратно, меня прельщала перспектива полетать на незнакомом доселе Embraer 190 и возможность выбрать длинную стыковку в также незнакомом доселе Хельсинки. Половина дня на пути туда (с 7 до 15) и половина на пути обратно (с 15 до 22). Итак, что это за зверь такой — Хельсинки?
Надо сказать, столица самостийной Финляндии встретила нас весьма скотской погодой — серое низкое небо, пронизывающий ветер и мелкодисперсионная взвесь в воздухе. Но дышалось очень легко и мы были в новом для себя городе, в новой стране — значит вперед за скандинавской звездой кочевой оседлой, к черту погоду, наплевать на низкое небо и не по-христиански дорогой проезд из находящегося не так уж и далеко аэропорта — 4,5 евро с носа. Оплата водителю кэшем, остановка прямо у выхода из терминала, номер автобуса не помню, но возможно это 617, что-то такое отложилось в памяти. В любом случае, вы спросите внутри аэропорта — финны отзывчивы, готовы помочь и с английским дружат весьма хорошо. По ощущениям, ехать до вокзала (а именно туда приезжает автобус) примерно как от пражского аэропорта до метро, то есть не больше получаса. Есть способ как-то сэкономить, но быстро подошедший автобус пресек мои попытки вникнуть в расположенную на остановке схему с картами оплаты. Подозреваю это все имеет смысл при многократном использовании транспорта, но мы патологические пешеходы, так что будем считать, что все правильно сделали (поправьте кто знает что к чему про проезд и ценообразование).
Итак, мы на вокзале. Строение, лучшим образом выражающее холодную скандинавскую и в то же время монументальную авангардистскую архитектуру 20-х годов, хотя говорят что это модерн. На любителя, в общем. Куда идти? Скачанная карта города в телефон дала понять, что вся движуха — в сторону гавани, туда и пойдем. Хотя, думалось мне, какая к черту движуха в 8 утра в субботу? Но нет, финны — народ работящий, и уже в это время у портовой части города развернулся рынок. От овощей, грибов и ягод, настолько прекрасных и идеальных, что были восприняты как искусственные, до поделок ручной работы, включая знаменитые финские ножи. Денег пока что много, соблазн велик, но багаж путешествует отдельно от нас, так что ножи отпадают. А с ними и все остальное кроме пары фенек — заскочим на обратном пути.
Тут внезапно весьма ожидаемо погода испортилась, она превратилась из просто неприятной в мерзкую — количество взвеси в воздухе превысило все допустимые нормы, ветер усилился и было понятно, что это не предел. Надо что-то делать. Решение пришло в виде симпатичных финских студенток, подрабатывающих промоутерами туров на корабликах по гавани. Часовая прогулка по прибрежному архипелагу предлагалась за 20 евро с человека, оставалось только выяснить есть ли крыша у посудины. Оказалось есть не только крыша, но и бар внутри, правда за дополнительные деньги. Окей, спасение от непогоды найдено, заодно посмотрим на Хельсинки с воды.
Первое, что мы видим — порт и стоящие на рейде огромные паромы. Скоро мы поплывем из Неаполя в Палермо на таком же, а пока размеры, конечно, впечатляют. Затем почти сразу же по правую руку будет крепость Суоменлинна, не пропустите. Аудиогид есть и на русском, но не в виде привычных наушников с выбором языков, а в виде чередующихся объявлений из общего динамика на четырех языках. Чтобы пофотографировать то, что снаружи, нужно выходить на верхнюю, открытую палубу, что в моем случае было сродни геройству из-за все ухудшающихся погодных условий. Впечатлили сауны, разбросанные тут и там, аккуратные финские домики, иногда к ним примыкающие (часто сауны стоят сольно) и сдвижной мост.
К счастью, когда мы причалили, погода нормализовалась, и можно было покинуть судно, не опасаясь промокнуть до нитки. Как после любых водных процедур, люто захотелось есть, а далеко ходить, к счастью, не надо — прямо на пристани, в рамках рынка выходного дня, работали лавочки, где тут же жарились рыбы, колбасы, картошка и прочая простая и вкусная еда. Две порции замечательного (нет, правда очень вкусного!) молодого картофеля — с рыбой и с колбасками вышли, насколько я помню, по 8 евро каждая. В стоимость входят напитки, причем я взял себе местного пива. Да, рановато, согласен, да и не хотелось по такой погоде пива — взял его ради крышки (я их коллекционирую) и из любопытства. Так себе, как и любое другое скандинавское пиво.
Насытились, а заодно наслушались темнокожего местного жителя, который всем что-то вещал весьма громко, демонстрируя недюжинную осведомленность в гоповатых манерах. Проезжавшие мимо классические европолицейские-то бишь накачанные кросавчеги в красивой форме — подошли и урезонили его. Я финский не разумею, но, судя по всему, они в курсе кто он, что он состоит на учете и чтобы вел себя хорошо. Итак, пора бы растрясти съеденное, куда можно пойти?
Первым делом надо отметиться у Кафедрального собора — в любом крупном городе это так или иначе доминанта. А в некрупном — и подавно. Хельсинки, конечно, мелким не назовешь, но, положа руку на сердце, город отнюдь не ломится от достопримечательностей. Знатоки Финляндии могут кидаться камнями в комментариях, я только за. Итак, собор. Внутрь мы не попали, потому что он был закрыт. Видимо было рано, но скорее всего причина в чем-то другом, в чем — я не знаю. Но внешне он внушает уважение, особенно учитывая, что вокруг невысокая застройка, а сам собор расположен на возвышенности с идущими к нему широченными ступенями. На ступенях, как и положено, тусуется народ. И чайки. Рядом, в отдельном строении есть бизнес-придаток в виде церковной лавки. Иначе собор именуется в честь святого Николая, а перед зданием — приличная по размерам Сенатская площадь, в центре которой — памятник Александру II, которого финны ценят, поскольку он дал множество свобод Финляндии в период ее вхождения в состав Российской Империи. Вот и все что я имею сказать о войне во Вьетнаме Николаевском соборе и Сенатской площади.
Далее, раз уж речь зашла о религиозных сооружениях, мы отправились к Успенскому собору. Тоже, между прочим, кафедральному, но уже православной кафедры. И он тоже был закрыт, видимо вся религиозная братия в это утро была на рынке на Старой Торговой площади, у гавани. Ну и ладно, раз дождя все равно нет, мы решили просто прогуляться по набережным, перекусить в какой-то невразумительной кафешке (но при этом весьма вкусно) и за этими делами как-то незаметно подошло время отправляться в аэропорт. Автобус отправляется от того же места — Ж/Д вокзал. Итак, чемодан-вокзал-Израиль вокзал-автобус-аэропорт — и мы летим в Рим!
… и обратно
На обратном пути все было по-другому. Во-первых, погода — светило солнце, было безветренно, многие местные жители ходили в футболках и босиком сидели на траве в парках. Однако нам, только что прилетевшим с Сицилии, их было не понять. Во-вторых, была вторая половина дня, и на улицах было как-то поживее, Хельсинки уже не казался малолюдным полусонным городом. В-третьих, мы были после отпуска, а значит не такие жадные до впечатлений, да к тому же еще и в немного, но знакомом городе. Все эти три фактора нам как бы говорили: ребят, расслабьтесь и гуляйте, ведь это вы любите больше всего! Мы и правда любим это больше всего — бродить без четкого плана, заходить куда вздумается, проводить времени в конкретном месте столько, сколько захочется… Проблема в том, что не каждый город к этому располагает. В тот вечер Хельсинки располагал более чем.
Поэтому мы пошли — просто в другую сторону, чем три недели назад, по кварталам вокруг вокзала, по большому и ухоженному парку около него, по большому проспекту со статуей Маннергейма, мимо произведений так называемого современного искусства, по кварталу с хай-тек домами… Как-то по-особенному переваривалась только что состоявшаяся поездка — вот только что ты был в солнечном Палермо, отмахивался от настойчивого возницы у театра Массимо, покупал сигареты без фильтра в Tabacci, лавировал мимо итало-индусов в грязноватых едальнях около вокзала. И вот, спустя несколько часов (слава авиации и очень смелой стыковке в Риме) ты курсируешь между холодной скандинавской архитектурой рубежа веков и стекло-бетонными офисятниками, при этом все парадоксально приправлено солнцем, как будто оно прицепилось за хвост самолета.
Хельсинки не оставил четкого впечатления, которое можно маркировать и положить в определенный ящик в голове. С одной стороны — город скучный и грустный, хоть и опрятный, с хорошим вкусом, манерами. Да, я знаю, что мы зря не сходили к знаменитой церкви в скале, и по музеям как-то не прошлись. Но все равно — он как парень, который сидит с тобой рядом у барной стойки, и костюм ничего, и пьет он что-то интересное, но не твой человек. Однако тут вы с ним выпиваете чуть больше — и дело пошло на лад — он, оказывается, заслушивается твоей любимой группой, и все в таком духе. А расходитесь вы все равно весьма холодновато и настороженно. Непонятно — быть может вы еще раз пересечетесь в этом баре, а может ноги вашей там не будет. Про Хельсинки одно могу сказать точно — это самый погодозависимый город из всех, что попадались на моем пути!
Напоследок небольшой совет. Отправляясь в путешествие по Финляндии, да и по любой другой стране, не забывайте оформить страховку. Штука недорогая (обычно 1–2 евро в день, в зависимости от программы), но экономит денег в случае чего очень много. По опыту — на Самуи грипп обошелся бы нам в 16 тысяч рублей. В последнее время я на всю семью беру страховку на сайте Cherehapa. Несмотря на забавное название, очень классный сервис, который наглядно в таблице позволяет сравнить страховые продукты кучи компаний, вы выбираете нужный вам и покупаете здесь же, на сайте. На почту приходит вполне легитимный полис, все данные хранятся в базе, то есть ещё и потерять ничего не получится. В общем, доволен как слон, планирую пользовать и дальше. Но всё равно берегите себя и не болейте, пусть лучше страховка не пригождается!
Фотоальбомы к рассказу
Теги:
Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия, Свадебное путешествие