Кладбища. Для меня почему-то это всегда крайне притягательные места. Конечно, не современные захоронения, но старинные — памятные, мемориальные и просто заброшенные.
Ключевым моментом поездки в Тулу стал музей, но не пряников и не самоваров. Тульский некрополь, входящий в тройку интереснейших мемориальных кладбищ России.
В 2012 м центральному кладбищу некрополя — Всехсвятскому — исполнилось 240 лет. Официально кладбище открыто в 1772 году, но первые захоронения проводились намного раньше — мы нашли могилу 1650 года, ниже покажу ее в подробностях.
Основанное как могильник для умерших от чумы, за два века кладбище превратилось в самое элитарное захоронение города. Здесь, под открытым небом, в зарослях, под травой, мхом и деревьями сосредоточены десятки признанных произведений искусства — уникальная резьба по белому камню на жертвенниках и саркофагах, ажурные кованые кресты и ограды склепов, выполненные тульскими оружейниками, изысканные могилы тульского купечества и состоятельных горожан с 19 по начало 20 века.
Не нашли мы только стихотворных эпитафий — слишком уж условны карты кладбища, расположенные на входе. Зато прочие достопримечательности выискали во всех подробностях.
1
Всехсвятскому кладбищу не повезло — признанный памятник искусства и истории сильно пострадал во время войны. Южная стена кладбища была частью второго кольца обороны города-героя Тулы. Более 5000 советских воинов покоятся в трех братских могилах по углам мемориального комплекса.
Из-за постоянных артобстрелов и бомбежек кладбище превратилось в настоящее месиво из надгробий, деревьев, земли. И сегодня, после десятков лет реставрации, приходится ходить по могилам — настолько перепутаны и перемешаны захоронения разных эпох.
2
Одна из братских могил на фоне той самой южной стены.
Единственная найденная могила времен обороны Тулы. Надгробие из дерева покрашено явно позже.
Покореженные могильные камни 19 века так и стоят неровным строем посреди молодого леса.
Северная часть кладбища практически не пострадала от снарядов. Но ее не пощадило время — уникальные кованые ограды склепов порой ограждают пустое пространство, заросшее снытью. А на сохранившихся могильниках — следы костров и пустые бутылки. Склепы стали популярным тусовочным местом.
Большая огороженная пустота.
Вход в родовой склеп.
Здесь когда-то была шикарная кованая скамейка.
Газеты на саркофагах — чтобы сидеть и пить пиво.
1
Кованая статуя, удивительная по тщательности выполнения деталей. Странно, что ее не забрали в музей.
Фамильный склеп 18–19 веков со сброшенными камнями.
Кто-то свинтил череп.
И все же, при наличии вандалов, постоянно падающих на могилы деревьев, сырости и грязи кладбище сохранило немало уникальных реликвий. Удивительно, но многие эпитафии 18–19 веков можно прочитать и без реставрации.
1
1853–1888. На этом кладбище очень много молодых, особенно трагически погибших детей.
Нам повезло — перед юбилеем кладбища усилиями горожан расчистили самые интересные захоронения, фамильные купеческие склепы. Здесь на небольшой площади можно проследить эволюцию кладбищенской моды — как изменялись материалы, формы надгробий, содержание эпитафий и даже шрифты.
Справа — начало 20 века. Слева — начало 19го.
Расколотый саркофаг — «Белый камень», одна из местных знаменитостей. В отличие от прочих надгробий, он не темнеет со временем.
На многих саркофагах, жертвенниках и камнях — детали известных икон. Не силен в иконописи, подробности можно прочитать на входных стендах в комплекс.
Два века под открытым небом, а какая сохранность!
Стоит носить с собой бутылку воды, мокрый шрифт куда читабельнее.
Еще одна белая легенда — «Плакальщица».
Саркофаги и жертвенники разбросаны по территории — их редко фиксировали, большая часть имело специальные ножки и не касалась земли. Порой приходится пробираться по завалу могильных камней, или залезать на них, чтобы что-то сфотографировать.
Маленький саркофаг, детский. С цветочками — такие только на могилах женщин и девочек. Это вряд ли могила, просто лежит в кустах у тропинки.
Еще женский, с большими цветами.
А этот камень кто-то старательно восстанавливал — выцарапывал почти пропавшую надпись.
Могилы начала 20 века очень интересны. Они богато украшены, памятники выполнены из черного камня в лучших похоронных ателье Тулы — на каждом камне обязательно указан изготовитель. В то время на Всехсвятском уже хоронили только важных особ — купцов, меценатов, врачей.
На удивление хорошо сохранившийся кованый крест. Видимо, не самый состоятельный заказчик, но по стилю копирует каменные надгробия.
Надписи больше века, а как новая.
Саркофаги 20 века тоже имеют свойства перемещаться, но недалеко — они просто огромные.
Трудно представить, как такую махину затаскивали на кладбищенскую гору.
Детальная эпитафия — включая час смерти и срок жизни вплоть до дня. У важного человека не должно быть неучтенных дней. 27 лет, 4 месяца и 14 дней.
А есть могилы, по которым можно читать целые трагические сюжеты. Вот, на самой центральной аллее — молодая женщина, побывавшая в царской ссылке.
Видимо, в ссылке у нее умирает ребенок.
А сама она через пару лет погибает во время родов. Дочка не выжила.
Довольно редкая находка — белый камень начала 20 века, могила плотника.
Особняком держатся могилы, находящиеся под присмотром церковного прихода. Порой распознать в них древние захоронения невозможно, но именно благодаря храму сохранились старейшие памятники кладбища.
Могилы монашек — ни имен, ни дат.
Восстановленная могила местного старца и его помощника. 19 век.
А вот и самая неожиданная находка — та самая, 1650 года.
Когда-то слева стоял могильный камень. Сегодня у местного юродивого обновленный крест.
После войны на кладбище практически не хоронили. Мы нашли лишь пару интересных памятников.
Странная фантазия с обрубленным деревом.
И совершенно шикарный портрет маслом. 1955й, без покрытия и без пленки.
Если честно, побродил бы по кладбищенским тропинкам еще, настолько спокойно и познавательно это место. Жаль, по нему не проводят экскурсий — мертвая история порой живее искусственных экспонатов, а искать по разрозненным источникам информацию о так хорошо скрытых памятниках станет не каждый турист.