Это мой финальный аккорд, Гимн, Осанна Сингапуру! Этой 10-й частью я завершаю повествование о Сингапуре и перейду к другим точкам своего январского путешествия по ЮВА.
Часто на рекламных стикерах, продающихся всюду футболках и даже на памятниках местного значения можно видеть надпись «I love Moskau», «I love Amsterdam» или «I love Kuala-Lumpur».
1
И почему-то ни разу не видел «Москва любит тебя» или что-то подобное, где в лице «любящего» выступает именно город. Сингапур тоже не нарушил общих традиций и не развешивает плакатов с текстом о своей любви к людям. Но эту любовь к своим и чужим проявляет сразу и конкретно. К своим, насколько знаю, тем, что предоставляет каждому сингапурцу возможность приобрести комфортабельное жильё с рассрочкой на десятки лет под единицы процентов, несравнимые с российской ипотекой. В результате около 80% горожан-островитян обеспечены квартирами, которые можно сравнить с российскими даже новостройками (не говорю о «хрущевках» и «сталинках») в таком же соотношении, как небо и земля. Или как вода и коньяк. Как железо и золото. Каждый выберет для себя приемлемое сравнение. Но Бог с ними, сингапурцами. То, что они живут в раю, им самим известно.
Но вот что ощущает на себе «руссо туристо», да и вообще любой приезжий из цивилизованной, или малоцивилизованной (кстати, а мы из какой?) страны???
1. Чанджи (аэропорт). Он встречает тебя первым. Повезло ли именно нам, но скорее — это совершенно обыденная ситуация — при очень сложной инфраструктуре крупнейшего международного аэропорта, там всё предельно просто и понятно. Сплошные указатели, двигающийся транспортёр доставят тебя прямо к пункту погранконтроля. Очередей для контроля НЕТ ВООБЩЕ! То ли погранцов там больше, чем нужно, то ли всё предельно рассчитано и продумано. Много десятков раз прилетал в российские международные аэропорты (не хочу даже их называть, они в этом палане идентичны). Обязательно длиннющие очереди и такое чувство, что именно сегодня произошел тот катаклизм, который вызвал полный сбой в работе аэропорта. И почему-то работают не более половины кабинок с гордо восседающими там и постоянно выбегающими (в сортир? для инструктажа? покурить?) контролерами-пограничниками. А если же речь идет о контроле перед вылетом-то в зале регистрации пассажиров и на погранконтроле полная ассоциация с фильмами, когда показывают бегство толп народа с места катастрофы, или бегство «белых» на последнем пароходе при уже захвативших порт «красных». И от российских аэропортов мало чем отличаются египетские, израильские (сухопутные в сторону Египта и Иордании), Рижский, да и много других. В европейских чуть больше порядка, но и там ты, как правило, осознаешь: тебя здесь не любят! Тебя здесь не очень-то и ждали, давай-ка, сваливай поскорее. А лучше бы ты и не приезжал! Хотя, наверное, все понимают — ты привозишь сюда свои кровно заработанные рублики, еврики и баксики. Но еврики они любят, а тебя — нет.
Чанджи берет тебя в первые же секунды в крепкие, горячие объятья и, несмотря на твою настороженность, продиктованную полученной накануне информацией о строгостях, бешеных штрафах, всевидящем оке местной полиции и спецслужб, ты очень быстро расслабляешься.
У тебя свободное время — посмотри-ка на эти прекрасные сооружения внутри аэропорта! Сфотографируйся на их фоне!
1
3
А хочешь — сфотографируйся на фоне фотографирующихся на их фоне!
3
2
3
1
1
3
У тебя нет местных сингабаксиков — вот они, прямо здесь же в разных залах полно банкоматов от разных местных и зарубежных банков!
Ты хочешь в город — вот прямо спустись этажом ниже, там станция метро. Полчаса — и ты в центре Сингапура.
2. Ты гуляешь по городу? В парке? Ты устал? Вот для тебя лавочки, заботливо поставленные так, чтобы ты расположился по фэн шую. Любопытно, что часто лавочки вдоль пешеходной дорожки ставятся так, чтобы ты сидел лицом не к проходящим мимо прохожим, а к лужайке.
3
Это просто прелесть. Ну, а прохожим мысленно посылается месседж: «извините, ничего, что я к вам спиной?»
3. Тебе жарко, ты вспотел? Во многих местах города, особенно в популярных туристических — установлены кондиционеры, которые представляют из себя столб с крышей в виде большого гриба, а на столбе установлены мощные вентиляторы и кондиционеры, которые достаточно сильно гонят на стоящих под этим зонтом людей прохладный воздух. И всё это совершенно бесплатно, без саморекламы. Просто здесь так принято — подумать о тебе заранее и сделать твою жизнь чуть более комфортной.
2
Некоторые улочки в центре города покрыты цепочкой гигантских «зонтов» от дождя и солнца, чтобы тебе было комфортно и сухо!
3
4. Ну и, наконец, небольшая фотозарисовка о комфорте. Автобус, на котором мы направились в малазийский Куала-Лумпур (и обратно), я бронировал через сайт автотранспортной компании. Там предложена схема расположения мест автобуса, которую я счел поначалу непонятной. Почему-то было показано только 16 мест. И только войдя в салон 2-этажного междугороднего автобуса, я поразился: в нём действительно только 16 мест при тех же размерах, что и обычный 54-местный. Причем, 12 мест на втором этаже и 4 места на первом!
2
2
Почему пал выбор на автобусный переезд при том, что перелет Сингапур — Куала-Лумпур занимает всего 1 час и стОит около 70 баксов? Это обычное мое правило: если разница между авиаперелетом и поездкой по железной дороге или автобусом не превышает 5 часов, то лучше добираться наземным транспортом, т. к. нужно учесть время, чтобы добраться до и из аэропорта в город, 2–3 часа, рекомендованные для прибытия до часа вылета. Плюс возможные задержки рейса, сдача-получение багажа и т. п.
Любопытно, что переезд на автобусе (около 400 км., время в пути около 5 часов) стоил из Сингапура в Куала-Лумпур около 1200 руб., а назад той же компанией и на том же автобусе — около 800 руб.! Никто не смог объяснить этой разницы.
Итак, автобус: посадка в него началась за 20 минут до отправления. Когда я сел в атобус, я не сразу понял, что широкие кресла к тому же еще и раскладываются вперед так, что можно принять практически горизонтальное положение.
2
То, что в каждом ряду всего по 2 кресла (а не по 2 пары кресел, как мы привыкли), вы уже догадались. Ближе к окну возле каждого кресла находится пульт. Нажимая на разные кнопки, ты получаешь:
— выдвижение кресла вперед и придание телу наклонного вплоть до почти горизонтального положения:
— выдвижение мягких валиков под пятки:
— выдвижение мягкого валика под коленки:
— о чудо — вибромассаж разных зон спины!
К каждому креслу придан в пользование откидывающийся к окну или на себя дисплей, который может либо показывать тебе фильмы или транслировать музыку (нераспакованные свежие наушники уже торчат в разъеме), меню позволяет выбирать музыку и фильмы на разных языках и в разных жанрах. Либо играться в компьютерные игры, игровая консоль имеется тут же в небольшом бардачке возле кресла.
Если к этому добавить, что каждому пассажиру полагается плед и бутылочка бесплатной воды, то, думаю, это многих удивит.
Но и это еще не весь объем заботы о тебе. Сразу после отправления по салону проходится СТЮАРДЕССА!!!, которая спрашивает желаете ли Вы кофе, чай, со сливками или с лимоном, сейчас или чуть позже? Кроме того, интересуется, какую пищу Вы предпочитаете, мясную или рыбную, чтобы подать по Вашему желанию в любое время поездки подогретый контейнер с обедом! Это было бесплатно (включено в стоимость билета) и намного выше классом, чем аналогичные услуги в самолете, где ты не выбираешь время подачи тебе еды.
Вершиной сервиса был регулярный проход стюардессы по салону с вопросом к каждому (не спящему) пасажиру — не желает ли он, чтобы она задернула ему шторку на окне, если ему мешает солнце! О, Боже! Доживу ли я когда-нибудь, чтобы хоть часть описанного была реализована на российских транспортных средствах?
Для прикола сообщу, что если на пути в Куала-Лумпур нас обслуживала очень красивая стюардесса, то на пути обратно — стюардессО (как я индентифицировал — трансвестит в одежде мужчины, но с манерами женщины). Однако культурой обслуживания, вниманием, доброжелательностью и заботой о пассажирах они не уступил, а даже превзошел предыдущую бортпроводницу традиционной ориентации. Может быть, зря у нас насаждают ненависть к «трансам»? В сфере обслуживания они, как оказалось, иногда дают фору «натуралам»!
Есть еще целый ряд проявлений любви государства Сингапур к тебе и каждому, я об этом уже оставлял реплики в предыдущи частях повествования.
Именно поэтому, улетая, я принципиально надел характерную для моего настроения только что купленную футболку и неустанно, вплоть до самой Москвы, в т. ч. и во время пересадки в Ханое, о чем позже) посылал всем окружающим важнейшее для меня в эти дни сообщение: Сингапур, Я ТЕБЯ ЛЮБЛЮ!
2
Благослави, тебя, Господь, и пошли тебе много счастья, иже и присно, и во веки веков!