Первым городом в нашем путешествии по Крыму оказался Бахчисарай. Город с восточным колоритом, многое перевидавший на своем долгом веку.
Уставшие после долгой дороги мы остановились в чудесном месте — гостевом доме Бахитгуль. Уже с порога дом поражает своей колоритностью. Построенный в старом османском стиле, с великолепным видом на горы и Ханский дворец, с открытыми террасами, чайханой в саду и виноградом над головой. Идеальное место расслабиться после городской суеты и проблем. Меня заселили в комнату, находящуюся в башне основного дома. На первый взгляд простая обстановка почему-то вызывает ассоциации со старинным домом где-нибудь в поместье, а вид из окон на долину и дворец только усиливает это ощущение.
В доме царит атмосфера радушия и невероятного уюта. Сразу чувствуется, что хозяева с большой любовью относятся к своему делу. Кстати, дом носит свое название в честь хозяйки — Бахитгуль. Благодаря ее заботе и вниманию создается ощущение, что ты приехал к старым друзьям. Чего только стоят завтраки на свежем воздухе и чаепитие в чайхане… Райское наслаждение. А учитывая, что хозяйка большой эстет, еще и выглядит все очень красиво.
И не удивляйтесь, если в соседней с вами комнате будут жить канадцы или австралийцы. Потому как однажды, по счастливой случайности, в этот дом занесло автора какого-то популярного путеводителя, и он порекомендовал его в своем следующем издании. Поэтому теперь к Бахитгуль съезжаются туристы со всего света.
Понежившись в этом райском местечке мы отправились на экскурсию в горы. Благо нам очень повезло с провожатым, который просто по пути предложил нам свои услуги. Поэтому у нас получился этакий индивидуальный поход с местным экскурсоводом. Он провел нас по лесу, рассказав про древнее кладбище караимов, про историю появления древнего города на самом верху горы — Чуфут-Кале, про мужской монастырь в пещерах и еще про множество интересных вещей.
В настоящее время от Чуфут-Кале остались практически одни руины и вырубленные в скалах хозяйственные помещения. Кстати, в одном из таких мы обнаружили парня, игравшего на флейте (или какой-то дудке?) и гитаре. Видимо, у помещения отличная акустика. Я и вправду заслушалась. На экскурсии вам обязательно расскажут об истории появления этого места, всех трудностях и тяготах проживания там, и местных жителях.
У меня почему-то в таких местах включается какой-то детский азарт, и хочется залезть в каждую дырку.)) И, кстати, с вершины открывается отличная панорама на долину, и даже где-то вдалеке виднеется море.
Выйдя из самого города и спустившись обратно вниз мы по незнанию согласились на предложение нашего провожатого посмотреть «неэкскурсионный маршрут» к мужскому монастырю с другой стороны горы. (Так сам город, по сути, находится в долине, окруженной горами). О, если бы я знала, что нас ждет… Чтобы туда попасть нужно взбираться вверх по крутому склону, где у тебя постоянно осыпается земля под ногами. Большую часть пути меня просто за руки затаскивал брат, чтобы я не укатилась вниз.)) На верху в скалах вырублена лестница, чтобы подняться на самую вершину горы. Вот оттуда открывается поистине потрясающий вид на лес и горы. После проделанного пути хочется сидеть и релаксировать, глядя на такую красоту. И мысленно подготавливаться к спуску вниз)) В общем, могу с уверенностью сказать, что увиденное стоит всех затраченных усилий.
На следующее утро мы решили посетить главную жемчужину Бахчисарая — Ханский дворец. Главная святыня крымскотатарского народа и важнейший исторический памятник времен крымского ханства, который находится под защитой Юнеско.
Мне очень понравились мозаичные окна и двери, яркие краски, росписи на стенах — всё очень празднично и нарядно. Настоящая восточная сказка.
Но конечно же главной достопримечательностью является Фонтан слез, некогда воспетый Пушкиным. Хотя он с виду достаточно скромен, но несет в себе очень печальный и романтичный посыл о любви и горе.
«Свиреп и грозен был хан Крым-Гирей. Никого он не щадил, никого не жалел. К трону пришел Крым-Гирей через горы трупов. Он приказал вырезать всех мальчиков своего рода, даже самых маленьких, кто был ростом не выше колесной чеки, чтобы никто не помышлял о власти, пока он, хан, жив. Никакие мольбы и слезы не трогали его сердце. Трепетали люди, страх бежал впереди имени хана.
— Ну и пусть бежит, — говорил он, — это хорошо, если боятся…
Какой ни есть человек, а без сердца не бывает. Пусть оно каменное, пусть железное. Постучишь в камень — камень отзовется. Постучишь в железо — железо прозвенит. А в народе говорили — у Крым-Гирея нет сердца.
Но приходит закат человека. Постарел некогда молодой хан, и ослабело его сердце.
Однажды в гарем к старому хану привезли невольницу, маленькую худенькую девочку. Деляре её звали. Привёз её главный евнух, показал Крым-Гирею, даже зачмокал от восхищения, расхваливая невольницу.
Деляре не согрела лаской и любовью старого хана, а всё равно полюбил её Крым-Гирей. И впервые за долгую жизнь свою он почувствовал, что сердце болеть может, страдать может, радоваться может, что сердце — живое.
Недолго прожила Деляре. Зачахла в неволе, как нежный цветок, лишенный солнца.
На закате дней своих любить мужчине очень трудно. От этой любви сердцу всегда больно. А когда любимая уходит из жизни, сердце плачет кровью. Понял хан, как трудно бывает человеческому сердцу.
Вызвал Крым-Гирей мастера иранца Омера и сказал ему:
— Сделай так, чтобы камень через века пронёс моё горе, чтобы камень заплакал, как плачет мужское сердце.
Спросил его мастер:
— Хороша была девушка?
— Что знаешь, ты о ней? — ответил хан. — Она была молода. Она была прекрасна, как солнце, изящна, как лань, кротка, как голубь, добра, как мать, нежна, как утро, ласкова, как дитя.
Долго слушал Омер и думал: как из камня сделать слезу человеческую?
— Из камня что выдавишь? — сказал он хану. — Молчит камень. Но если твоё сердце заплакало, заплачет и камень. Если есть душа в тебе, должна быть душа и в камне. Ты хочешь слезу свою на камень перенести? Хорошо, я сделаю. Камень заплачет. Он расскажет и о моём горе. О горе мастера Омера. Люди узнают, какими бывают мужские слезы. Я скажу тебе правду. Ты отнял у меня всё, чем душа была жива. Землю родную, семью, имя, честь. Моих слёз никто не видел. Я плакал кровью сердца. Теперь эти слезы увидят. Каменные слезы увидят. Это будут жгучие слёзы мужские. О твоей любви и моей жизни.
На мраморной плите вырезал Омер лепесток цветка, один, другой… А в середине цветка высек глаз человеческий, из него должна была падать на грудь камня тяжелая мужская слеза, чтобы жечь её день и ночь, не переставая, годы, века…
И еще вырезал Омер улитку — символ сомнения. Знал он, что сомнение гложет душу хана: зачем нужна была ему вся его жизнь — веселье и грусть, любовь и ненависть, все человеческие чувства?
Стоит до сих пор фонтан в Бахчисарайском дворце и плачет, плачет день и ночь…
Так пронес Омер через века любовь и горе, жизнь и смерть юной Деляре, свои страдания и слезы…»
Очень грустно было уезжать из этого места. Но я обязательно еще вернусь…
Теги:
Автопутешествия