Лирическое отступление: Давно-давно я представляла Вену статным имперским городом, состоящим из площадей-прямоугольников, с огромными просторами и расстояниями. И для меня стало открытием, что несмотря на наличие вышеупомянутых площадей Вена миниатюрная, как и ее бывшая торговая, а ныне еще и пешеходно-кафешная улица Грабен.
Во многих путеводителях говорится, что Грабен скорее похожа на вытянутую площадь, чем на улицу. До 1840 года Грабен и была площадью, окруженой дворцами. Именно, на площади Грабен устраивались пышные шевствия, которые шли от собора Святого Стефана до Хофбурга.
2
Начинаясь от Штефанплац Грабен буквально через 3 минуты неспешного хода упирается в черный абрис арапчонка в высокой турецкой феске — эмблему известной австрийской кофейной компании Julius Meinl, размещенную на одноименном магазине.
Тем не менее среди столов и стульев кафешек Грабена вполне комфортно умещаются два фонтана Леопольда и Йозефа,
3
и, разумеется, Чумная колонна.
Барокко в Вене много, и Чумная колонна (колонна Святой Троицы) — один из образцов данного стиля. Над окончательным обликом колонны работала большая команда скульпторов в общей сложности 14 лет, и инициатор возведения колонны, Леопольд I представлен в данной композиции аж три раза. В перемешку с ангелами, помогающими ему победить чуму.
Сказать, что колонна красивая я не могу, для меня все эти клубящиеся завитки ассоциируются с той самой чумой, в честь победы над которой эта колонна воздвигнута. Хотя это всего лишь вопрос отношения к стилю: нравится или нет.
Но духа самой Грабен, шумного и доброжелательного, колонна абсолютно не портит.
Если говорить об окрестностях Грабен, то нашим следующим пунктом посещения стала Питерскирхе. http://www.peterskirche.at/fileadmin/virtuelle_tour/index.html Барочная церковь на маленькой площади, примыкающей к Грабену. Вот так.
3
Ракурс фотографии слегка неправильный. Вогнутый фасад кирхе должен изящно замыкать пространство без зазоров с прилегающими домами. Подобные решения площадей можно увидеть в Риме. Создается ощущение, что вы находитесь внутри изящной шкатулки.
Да и сама Питерскирхе напоминает шкатулку с драгоценностями.
5
3
На месте Питерскирхе в свое время в римском лагере была построена первая христианская церковь. А площадь-улица Грабен тогда же была огромным рвом, защищавшим лагерь. Для раногуляющих туристов Питерскирхе открыта с 7 утра.
В богатых интерьерах Питерскирхе, по утверждению путеводителя «Афиши», есть место и некому «фи." в сторону богемских королей. Если будете внутри, посмотрите внимательно на рельеф справа от алтаря. Утверждается, что это грубые чешкие парни сбрасывают святого Иоанна с Карлова моста в Праге.
И последнее про Питерскирхе, внутри один из лучших органов Вены. А расписание органных концертов есть на сайте Питерскирхе, упомянутом выше.
Лирическое отступление: Из-за моей необразованности и наивности представлений о Вене, как об имперском городе (не знаю, что я воображала, что он весь готический что ли или в стиле классицизм?) факт такого близкого сосуществования готической и романской архитектуры был для меня удивителен. И на этом сюрпризы Вены еще не закончились.
Итак, идем дальше….по Грабену к Кольмаркт, улице дорогих бутиков. Если вы думаете, что мы идем туда смотреть на кондитерскую Demel, в которой выпекают самый настоящий «Захер», настоящее чем в одноименной кондитерской отеля, вы глубоко ошибаетесь.
Полностью доверившись своему путеводителю, я жажду посмотреть на дом, в ответ которому было построено зеркально-дутое чудо Штефанплац.
То ли венцам самим барокко было уже поперек горла и все эти архитектурные излишества давили, а душа просила чего-то простого, то ли еще по какой причине, но тем не менее в начале двадцатого века, прямо напротив кайзеровской резиденции Хофбург архитектор Лоос для портновской компании строит абсолютно простой дом.
Вот такой
По преданиям, кайзер Франц Иосиф этот дом не любил и называл его «домом без бровей». (Тогда в 1909 кашпо для цветов еще не было). Теперь сами можете оценить насколько «зеркальный» ответ адекватен своему предшественнику. Я, конечно, ожидала от предшественника большего буйства фантазии и сумасшедствия, а он оказался весьма изящным. По Кольмаркт есть еще эксперименты Лооса, такие же изящные. Будете там, смотрите по сторонам.
Теперь, когда мы разобрались в архитектурными экспериментами-протестами, перед Хофбургом взглянем еще на одну церковь на Михаэлерплац. Третий стиль….
4
Что навевает? Аскетичный фасад, правда? Потому, что 13 век. И название соответствующее, церковь святого Михаила.
Что внутри показывать не стану, во-первых, потому, что там ремонт….и безумный барочный алтарь разглядеть сложно, а тем более показать на фотографии, во-вторых, хотите натуралистичности кунтскамеры с мумией беременной женщины в крипте….вам сюда. И оценивайте все это сами. В любом случае, оно стоит того. К тому же еще один орган, опять один из лучших…концерты и прочее.
Тем временем мой миф, о статной имперской Вене с красавицей Сисси на фоне прелестной архитектуры развеивался на глазах. Смещение стилей в церквях, собирание странных артефактов внутри….смотреть на которые не всегда приятно. Поневоле задумаешься, что Фрейд не на пустом месте стал Фрейдом…