Для тех, кто не альпинист-разрядник и не спортсмен высокогорник, но кто мечтает увидеть Эверест собственными глазами в Непале имеется такая возможность и не одна…
Для тех, кто не альпинист-разрядник и не спортсмен высокогорник, но кто мечтает увидеть Эверест собственными глазами в Непале имеется такая возможность и не одна…
Так сложилось в моей жизни, что не стала я альпинисткой и даже не собиралась никогда!!! А здоровье не позволяет даже мечтать о том, чтобы собственноножно прогуляться на какие-нибудь 7 — 8 000 км над уровнем моря хотя бы к подножью Джомолунгмы.
Но при этом с самого детства меня гипнотизировали эти два слова Эверест и Джомолунгма!!! Уже став повзрослее, я узнала, что это два названия одной и той же — самой высокой точки земли — Крыши Мира, так тоже называют эту самую-самую гору из всех гор на планете!
В этот раз нежданно-негаданно оказавшись в Непале, я естественным образом вспомнила про свою детскую мечту увидеть Эверест! Незамедлительно отправилась на поиски вариантов! Каждая тур фирма готова была предоставить мне такую возможность и почти за одну и ту же самую цену с разницей долларов в 5 американских зелёных!!!
О коммунизме в отдельно взятой стране — это будет специальный рассказ, а сейчас о визите к Джомолунгме.
Непальский туристический рынок предлагает два вида авиа-прогулок к Джомолунгме.
Одна на вертолете, а вторая на самолете.
Первая прогулка на вертолете у всех туроператоров предполагает продолжительность порядка 3 часов и 4 посадки на промежуточных посадочных площадках.
Первый отрезок пути начинается из местного аэропорта Катманду и до небольшого аэропортика Лукла, который располагается на высоте 2.700 метров над уровнем моря. Время лёта ≈ 35 мин.
Второй отрезок от Луклы до Sangbochе 3 600 км над уровнем моря и время в пути ≈ 10 мин.
От Sangbochе до Kalaguthar 5 300 км над уровнем моря, время лета ≈ 15 мин. Здесь находится самый высокогорный кемпинг в мире с соответствующим названием — Best Camp. Сюда же, на обратном пути от TOP вершины мира возвращаются не только с посадкой, но и для продолжительной пешей прогулки по желанию, для фантастического завтрака вместе со сногсшибательной фотосессией на фоне заснеженного пика Эвереста.
Я конечно, загорелась именно этим вариантом, так как второй — на самолете мне не показался столь привлекательным. 21 человек в течении 1 часа беспосадочного полета созерцают весь гималайский хребет вместе с Эверестом на приличной высоте и на ещё более приличном от него расстоянии. На обратном пути так же созерцают тот же самый хребет, но уже при более высоком солнце и, соответственно, другом освещении.
Мои пыл и страсть к вертолетной прогулке поостыли вместе с ценой и возможностями! Так как цель моего визита в Непал была другая — выжить после неудачной панчакармы в Индии, то все силы и средства направлялись именно в это русло.
А стоимость вертолетного путешествия на Джомолунгму не входила изначально в мои планы, так что пришлось успокоится и довольствоваться самолетом.
Вертолет стоит в низкий сезон 7 500 $ USA. Эту сумму можно разделить на группу в 5 человек — это максимальная грузоподъемность вертолета. В горячий сезон он стоит от 5 000 $ USA до 5 500 $ тех же самых зелёных USA.
Самолет же стоит 180 $ USA за час удовольствия лицезреть высочайшую вершину вершин мира — Эверест!
Я прикинула, что к чему, и решила самым простым образом. Для начала взять самолетную прогулку к Эвересту и во всех без исключениях турагенствах, что попадались на моём пути, записалась на вертолетный тур на тот случай, если за 10 дней моего пребывания в Непале появится группа в 4 человека, кому не будет хватать для полноты счастья только моей компании, чтобы заплатить за вертолет на 1 200 $ USA меньше!
И так, завтра рано утром я лечу на самолете к Эвересту!!! Гостиница выделила мне водителя с машиной и меня ни свет ни заря отвезли на местный аэродром, который в Катманду отделен металлической сеткой-рабицей от международного аэропорта.
После регистрации билета на рейс, как на взаправдашний внутренний перелет, нас направили на проверку багажа. Ну какой там багаж??? Только фотосумка и документы! Но именно тут меня ждала засада…
Так как мой кофр — это универсальная сумка, в которой можно найти не только фото-принадлежности от запасных батареек, карт памяти на разную ёмкость, светофильтры и т. д. и т. п., но и прочие женские необходимости типа зеркальца, губной помады и прч.! Но и … и… …керамический ножик специальной уникальной формы для более удобной нарезки фруктов!
Именно он и не понравился …никому!!! …ни механизму досмотра багажа и не его сотрудникам, что заставили меня выпотрошить весь кофр!!! Все мои попытки что-то вразумительное объяснить о его истинном предназначении натолкнулись на неприступную стену блюстителей авиа-безопасности.
… ну и ладно!!! … и не собираюсь я есть папайю в полете, да и нет её при себе! Делать нечего оставляю свой бесценный ножик им на хранение. Меня заверили, что по возвращении он меня будет ждать здесь же!
Время в отстойнике-накопителе пролетело незаметно и вот он наш 201 рейс на Эверест!!!
Народу набралось не много ни мало, а ровно 21 человек!!! Основная масса это индусы, моего возраста скандинав и две молоденькие девчонки-австралийки. Мы, белые, быстро друг с другом перекинулись кто от куда. А индусы создавали такое впечатление, что это вообще одна компания.
Хотя при индусской общительности и болтливости оно и не мудрено так их воспринимать. И даже, если это были совсем незнакомые между собой люди, они уже в накопителе успели так перезнакомиться друг с другом, чтобы стать, как родные на этот час полета, с тем, чтобы по его окончании тут же забыть друг о друге.
Небольшой автобусик с логотипом компании перевез нас к стоянке самолетов в пяти шагах и остановился. Сидеть на рассвете ещё до восхода солнца в автобусе с выключенным двигателем было довольно свежо, если не сказать откровенно — очень холодно!
Даже обычно шумные индусы пристыли и сонно молчали! Первый сообразил скандинав, что нечего ждать с моря погоды и выскочил из автобуса поразмяться и согреться!
Мы все дружно последовали за ним. Здесь на аэродроме Катманду я встречала очередной восход, который почему-то запомнился мне чуть ли больше всех остальных!
Индусы стали с гомоном и суетой фотографироваться на фоне самолетиков. А я, чуть удалившись, занялась попытками заснять восходящее солнце.
Я так увлеклась, что не услышала, как нас позвали на посадку. Заботливый скандинав взял надо мною шефство и был в этом последователен до конца нашего путешествия.
Он занял мне предпоследнее место в самолете напротив него. Сзади были только девчата австралийки.
Самолет быстро набрал нужную высоту и мы начали двигаться вдоль основного гималайского хребта на юго-восток.
Поднимающееся солнце окрашивало заснеженные пики небывалыми цветами, какие я встречала только на картинах Николая Рериха. Еще в прошлые свои визиты в Гималаи я убедилась, что его нереальные краски на полотнах лишь слабо отражают истинную фантасмагорию цветов как в предгорьях Гималаев, так и на их высокогорье! Такого не возможно придумать даже гению. Но оказавшись в Гималаях сразу становится ясно, что своё вдохновение Н. Рерих черпал именно здесь!
Восторгу не было предела!!! Я не переставая благодарила про себя скандинава, что он занял мне место именно по этому борту самолета, что я могла вдоволь любоваться богатой палитрой высокогорного восхода!
Я бы щелкала затвором без устали, столь величественными были виды горных вершин в первых лучах солнца, но качество иллюминаторов оставляло желать не только лучшего, но и много-много лучшего.
Как я успела увидеть в обозримом окружении — практически все стекла иллюминаторов были странным образом испачканы и покарябаны, причем где-то внутри! Так что спасибо такому их отвратительному состоянию, что позволило мне налюбоваться восходящим солнцем вживую, а не через видоискатель фотоаппарата.
Скандинаву, напротив, досталось место с видом на долину и ему было скучно и грустно смотреть в упор на восход, при этом сильно щурясь.
Он от тоски предложил меня сфотографировать. Трудно представить себе что-то более неудобное чем фотографирование в таких стесненных условиях.
Я в знак благодарности предложила заснять его в этом историческом полёте. Он кисло улыбнулся, но возражать не стал и в ответ дал мне свою камеру. На моем фотике он был с закрытыми глазами, а на своем он остался очень довольным моими кадрами.
Впрочем, сильно развлекаться фотографированием друг друга особо не было времени да и желания, так как билеты на Эверест совмещали в себе - собственно билет, посадочный талон и схему самого высокого Гималайского хребта, вдоль которого мы летели к Эвересту. Наиболее практичных и познавательных посадочных талонов мне в жизни ещё не приходилось встречать!
на обратной стороне билета - посадочного талона, как обычно водится, была схема маршрутов компании SHIMRIK непальских внутренних авиалиний
А вот на развороте билета - по совместительству посадочного талона, изображена схема хребта, которая была вся тщательнейшим образом подписана у каждого пика с указанием его названия и высоты! Так что не составляло никакого труда их сличать при взгляде в иллюминатор
Следуя схеме эта вершина CHAMLANG 7 319 м или 24 012 FT!!! От наличия такой информации мозги начинают плавится и в полете прошибает сумашедший драйв! Да вот как оно выглядит на самом деле на подлете к Крыше мира!!!
...в салоне царит возбуждение и только и слышны возгласы и восторженные охи и ахи без отличия пола и возраста пассажиров!!!! Мы все превратились в детский сад, штаны на лямках с мамой воспитательницей - стюардессой, которая заботливо и с пониманием наблюдала за порядком своих очумелых подопечных!!!
...тут в самолете началась движуха…
Стюардесса приглашала каждого поочерёдно в кабину к пилотам полюбоваться через их окно обзора на виды лежащей внизу долины и сопровождавших нас гор. Скандинав упаднически сказал, что мы-то сидим в самом конце…
А я от одного сознания, что скоро увижу Эверест была в состоянии такой эйфории, что мне все было едино и я точно знала, что моё счастье мимо меня не пролетит, независимо от того где я сижу!
Поэтому, когда стюардесса подошла к нашему со скандинавом ряду, я с радостью пропустила его вперёд себя. Чему, мне кажется, он несказанно обрадовался, но виду не подал!
Когда он вернулся и настала моя очередь я от захлестнувших меня эмоций не чувствовала под собой ног! Проползая на полусогнутых мимо индусов, я видела такие же обезумевшие от восторга лица. Они напропалую фотались своими мыльницами не мало не задумываясь о том, что ничего не будет видно в иллюминаторах.
Когда я добралась до кабины пилотов меня оба летчика почему-то встретили как национального героя! И мгновение спустя я поняла почему!!!
…самолет как раз закладывал крен на разворот максимально приближаясь к Джомолунгме!!! То есть я попала в самый ответственный и самый интересный момент!!!
Какая же красота была вокруг!!! Мое маленькое сердечко, казалось, не выдержит потока такой силы, что захлестнул меня в кабине пилотов!!!
Не знаю, что видели до меня остальные пассажиры, а перед моими глазами, явно, открылись САМЫЕ лучшие виды Гималаев вокруг Эвереста
Слезы счастья хлынули из глаз, заливая лицо и одежду! Пилоты радостно и с пониманием смеялись, глядя на меня. Видимо, они не единожды наблюдали подобное зрелище среди обалдевших туристов!
Второй пилот предложил заснять меня на камеру в их кабине. Я была в таком состоянии психологической невесомости, что не сразу поняла, чего он хочет, протягивая ко мне руку! Пока он сам уже не взял из моих рук камеру и не показал мне жестами утереть лицо от слез!
И он же сделал фотографии гор через стекла кабины, видя, что я ни одного раза не навела на них объектив!!! Стюардесса всячески давала мне понять, что пора отчаливать и уступить место девчонкам-австралийкам, но я растекшись по кабине пилотов, никак не могла себя отскоблить, ноги меня не слушались и я никак не могла отползти к своему месту.
В дело пошли индусы. Они поддерживали меня, как хрустальную вазу, и передавали из рук в руки, пока не вручили скандинаву! Слава Богу, самолет развернулся и теперь с моей стороны была долина, залитая взошедшим солнцем настолько, что ничего не было видно в его ярких лучах!!!
Я растаяла и не хотелось двигаться и шевелиться. Какое-то невероятное тепло затопило меня всю до самых кончиков волос! И скандинав теперь тоже был абсолютно счастлив, так как с его борта проплывали хорошо освещенные горы
Неожиданно Стюардесса каждому вручила сертификат о том, что мы теперь тоже Эверестнутые и причисленные к сонму таких же счастливчиков! Сертификат настоящий с указанием ФИО, даты и за подписями капитана, второго пилота и самой стюардессы, самолично удостоверяющих наше наличие на борту эверест-лайнера
Девчонки-австралийки визжали от восторга громче индусов. Только я пребывала, как в вате, что уже никакая даже самая острая радость не могла переполнить и без того переполненную меня!
Далее стюардесса понесла по салону фото книгу про высочайшие вершины Гималаев. Я бы её купила в этом полете на память, но была не в состоянии ни быстро соображать и реагировать и тем более активно шевелиться!
Когда мы приземлились, индусы вывалившись гурьбой из самолета, продолжали шумно и суетливо фотаться на фоне самолетов со своими сертификатами причастности!
Австралийки ни чем не отличались от индусов, позируя не только на фоне самолетиков, но и на фоне своих сертификатов. Скандинав, будучи захлестнутым общей волной безудержной радости, попросил меня пофотать его в разных видах с сертификатом.
И в ответ на его предложение заснять и меня, я только и смогла, что еле-еле вяло покачать головой, что, мол, спасибо в другой раз!
Как в тумане минуя выход, я попала в заботливые руки своего таксиста, который уже встречал меня тут как тут! Конечно, не окажись его на месте, я бы не за что не нашла своей машины, так как в Непале не привычные нам цифры, а непальского письма. И на номерных знаках машин, они для нашего глазУ и менталитетУ более чудны, чем арабская вязь!
Позже я пыталась записывать номера своих такси, чтобы потом отыскать их самостоятельно, но это, уверяю вас, совсем бесполезное дело! Видимо, таксисты, по опыту зная, как мы тупим в этом деле, всегда ждут и выглядывают своих клиентов — это их ответственность, чтобы вы не потеряли свою машину!
Когда после полёта на Эверест, таксист привез меня полностью обалдевшую от встречи с этой Крышей Мира в старинный город Бахтапур, где я собралась пообедать очередным манго, отсутствие моего керамического ножа стало более чем очевидно и резко дало о себе знать!
Смешная я отправилась на поиски подобного ножа! Каких только ножей не попалось мне на глаза, но настоящего керамического не говоря уже о такой форме, конечно, нигде в Непале невозможно купить.
Впору было хоть возвращайся в аэропорт за оставленным там своим ножом. Посоветовавшись с таксистом, я поняла, что будет потерян весь остаток дня, так как трафик в Катманду — это сущая катастрофа, по сравнению с которой даже Московские пробки — детский лепет на лужайке!
И тогда я решила, что все равно завтра утром буду в аэропорту, так как лечу в Покхару и той же самой авиа компанией! Вот тогда и заберу свой ножик! Наивная я!
Зная неторопливость индусов (вначале непальцы казались мне ОООчень похожими со своими соседями индусами) наутро я специально приехала в аэропорт на целых полтора часа раньше от положенного времени! И как оказалось — совсем не зря!!!
Сначала я подошла к службе безопасности, где вчера оставила свой керамический нож. Надо мной откровенно посмеялись! Эх, зря они так со мной обошлись! Ох, и зря разбудили во мне принципы!!!
Вот так включились все мои дремлющие до поры до времени инстинкты борьбы за справедливость и правду! И я ради пресловутого принципа стала «сворачивать кровь» без разбора всем по очереди сотрудникам аэропорта, начиная с моих насмехателей и высмеивателей под весьма справедливым предлогом возврата своего редчайшего керамического ножа!
Поставив багаж на ленту, и, отдав документы на регистрацию, настойчиво и безапелляционно потребовала старшего службы безопасности и начала излагать свою проблему про оставленный здесь вчера утром нож! А у старших безопасников как раз началась пересменка, поэтому он слушал меня вполуха… не на ту напали!!! Я дошла до начальника аэропорта — ох и не легким оказался этот путь, но чрезвычайно увлекательным!
А что было делать? Если бы я вчера вернулась к той же самой смене, у кого оставила свой нож, то и проблем никаких бы и не было. А так из-за собственной впечатлительности (читай — рассеянности) мне предстояло все это веселье, которое не выдержат никакие закаленные в горниле миазмов цивилизации западные нервы!
Изначально предполагая, что меня ждёт, я с удовольствием упражнялась в общении с чиновниками всех структур и уровней аэропорта Катманду диву дивясь тому, насколько это качественно иной мир! Был момент, когда мне оставалось либо впасть в истерику от безысходности и отчаяния, либо отстранившись веселиться! Я выбрала второе!
Смешнее всего в этой ситуации выглядела я сама! Те, с кого началась вся эта эпопея поиска ножа не дин раз пожалели, что они меня обсмеяли и уже готовы были на меня молится всем богам мира, только бы я наконец-то исчезла из их жизни, как страшный сон.
Весь аэропорт стоял на ушах!!! Бедные непальнцы не понимали, что это за такой бриллиантовый нож в платиновой оправе, что из-за него весь этот вселенский сыр-бор??? Если честно, то уже и я сама не очень понимала, зачем добровольно ввязалась во всю эту заварушку? Но во мне обычно все аргументы разума молчат, когда поднимает голову Его Величество ПРИНЦИП!
В общем, не буду рассказывать все свои хождения по кругам ада, то есть чиновничьим лестницам аэропорта Катманду, но в итоге в миллион сто первый раз повторив свою историю и всю важность этого редкостного ножа для себя очередному сотруднику(це) летательно-перевозчиской конторы, я наконец-то нашла благодатные уши очень исполнительной начальницы новой смены той авиа компании, которой мне предстояло лететь в Покхару.
Её ответственность в данный момент подстегивалась уже истекающим временем — наш самолет с минуты на минуту должен был вылетать, а мои вещи все ещё стояли на транспортере и билет хоть и зарегистрированный, тоже все ещё не знал своего места.
Ураааа!!! Наконец-то меня услышали и поняли!!! В итоге эта очаровательная непалка пообещала мне, что к моему возвращению мой ножик будет меня ждать! Она взяла мой местный номер моб телефона! И с чувством исполненного долга перед своим ножом улетела в Покхару.
Там на курорте ни один раз за день вспомнив самым добрым словом свой любимый и уникальный ножик, вечером получила СМС от этой замечательной девушки, что мой нож у них в канторе и что я могу забрать его в любой момент!
Я, конечно, рассыпалась словами благодарности в ответном СМС. И вернувшись в Катманду спустя много дней, без промедления забрала нож, подойдя ко внешнему окну авиа-компании и всего лишь двумя словами озвучив предмет моего визита!
Ну и последнее… мои ожидания вертолетной прогулки к подножью Эвереста на высоту 5 300 м не оправдались, так как за все это время ни в одной туристической канторе не появилось желающих, кому не хватало одного человека для наполнения вертолета! И, может быть, оно и к лучшему! Потому что я и так была переполненная через край впечатлениями даже от самолетной прогулки!!!
Делать нечего — вертолетное удовольствие оставлю на следующий раз!
Непал меня невероятно удивил и порадовал, как своими природными чудесами и красотами, так и своим уникальным буддисткско-коммунистическим человеческим фактором.
Однозначно я ещё сюда вернусь и хотелось бы не один раз!!!