Самой популярной достопримечательностью южного Вьетнама, являются тоннели КуЧи. Это уже не настоящие тоннели, а адаптированные и подготовленные для приёма туристов, тем не менее, представляется хорошая возможность познакомиться с бытом и боевыми буднями вьетконговцев во времена войны.
4
Тоннели начали строиться ещё с 1945 года, войсками Вьет Миня во времена войны сопротивления против французов. Уже тогда вьетнамцы поняли, что плотная суглинистая почва прекрасно подходит для подобных сооружений. Она относительно легко поддаётся обработке и при этом не осыпается, хорошо держит форму под воздействием ливневых дождей, что очень важно, учитывая, что в этих широтах сезон дождей длится полгода.
Партизаны Фронта Национального Освобождения (вьетконга) с 1960 года продолжили строительство тоннелей. Методом проб и ошибок была создана сложная многоуровневая система, которая за 15 лет войны, достигла территории более 400 кв.км. и общей протяжённостью около 250 км!
На сегодняшний день для туристов специально отреставрированы и подготовлены два участка тоннелей в административном районе КуЧи (Cu Chi) в провинции Тэйнинь, от сюда и название достопримечательности. Первый участок близ деревни Бэндинь, второй — деревни Бэнзыок. Мы посещали второй участок.
У входа в комплекс находится парковка и кассы, здесь можно перекусить, так же имеется туалет, имейте это ввиду, так как на территории самого комплекса эти объекты отсутствуют. Так же здесь представлены образцы оружия, использовавшегося во времена войны.
1
Вход в комплекс представляет собой широкий тоннель, который сначала опускается под землю, а затем снова выходит на поверхность. Здесь вам на плечо приклеят наклейку, которая будет подтверждать, что вы, оплатили посещение. Следует следить за её сохранностью, так как в узких тоннелях она может оторваться, а возвращаться придётся через этот же КПП и её наличие будут проверять.
1
Тоннели КуЧи являются очень популярной достопримечательностью, как среди самих вьетнамцев, так и среди иностранцев, поэтому посетителей здесь всегда очень много. На фото очередь при входе в комплекс, это уже на полпути, однако, пусть она вас не пугает, так как продвижение довольно быстрое, максимум придётся простоять минут десять.
Далее перемещаемся по комплексу:
2
Воронка от авиабомбы. Всего за время войны американцами было сброшено более 8 миллионов тонн бомб! На фото хорошо видно, что все деревья молодые, в 1975 году эта территория больше напоминала пустыню, поверхность которой была испещрена воронками.
3
Один из многочисленных входов в тоннели. Вход очень узкий, даже для небольших вьетнамцев, что уже говорить о более крупных европейцах. Вход закрывался крышкой и засыпался листвой — очень надёжная маскировка. Американские войска строили крупную военную базу (25-я дивизия) как раз в районе КуЧи, несколько месяцев они не могли понять, как партизанам удавались, практически бесшумные и незаметные ночные вылазки.
Недостаток и техническая отсталасть партизанского вооружения заставляла изощряться в изобретении разнообразных ловушек.
2
2
Взрывчатку добывали из неразорвавшихся авиабомб (около 5% от сброшенных бомб не взрывались) и использовали её против американцев. На территории комплекса находится подорванный таким способом танк М-48.
Особую привлекательность комплексу придаёт наличие здесь стрельбища. Любой желающий может пострелять из настоящих образцов вьетнамских или американских винтовок, также имеется автомат Калашникова и пулемёты М30 и М60.
3
Мы постреляли из винтовки М-16, удовольствие, надо сказать, не дешёвое — минимум 10 патронов стоит около 500 рублей. На пулемёт ещё дороже, это надо учитывать, так как, стреляя из винтовки можно хотя бы растянуть удовольствие, пулемёт выплюнет 10 пуль за две секунды. Даже моя супруга осталась в полном восторге.
2
При недешёвой стоимости аттракциона, от желающих нет отбоя. Поэтому вокруг стрельбища постоянно слышны автоматные очереди. Это придаёт дополнительную атмосферу, как будто возвращая в недалёкое прошлое.
Следующая инсталляция показывает процесс рытья туннелей.
2
Это был тяжёлый ручной труд, более двухсот километров тоннелей были вырыты обычными скребками. С помощью корзин грунт поднимался на поверхность. Что бы не вызывать подозрение грунт уносили подальше от входа в тоннели, им засыпали воронки, строили термитники.
2
На фото показан один из таких термитников, отверстия в нём не случайны, они уходят глубоко под землю и соединены с тоннелями — это замаскированная система вентиляции.
Далее нам показали процесс приготовления рисовых блинов.
2
Данный способ характерен для всей юго-восточной Азии, по сей день блины готовятся на пару, в отличие от привычного нам способа. Рисовые блины, а также батат (сладкий картофель) составляли основной рацион партизан.
По законам туриндустрии — самое интересное напоследок.
Спускаемся в тоннели.
2
3
3
Здесь можно оценить размеры туннелей, учитывая, что на практике они были примерно в два раза уже и ниже и освещение практически отсутствовало.
2
Военный госпиталь.
2
Командный пункт.
Спускаемся в ещё один участок тоннелей.
3
1
Кухня располагалась так же под землёй.
2
Даже дым от печи выводился специальным способом и маскировался, что бы не был заметен с высоты разведывательной авиацией.
1
На последок можно прикупить сувениров…
2
… и фото на память.
3
Вывод: побывать в Хошимине и не посетить тоннели КуЧи — непростительно даже не заядлому путешественнику. Проще всего это сделать, купив тур в любом турагентстве, стоимость 10–20 $. Особым фанатам можно побывать «дикарями» в настоящих тоннелях вне комплекса. Некоторые участки в настоящее время обвалились и размыты, но большая часть довольно хорошо сохранилась, буду благодарен, если у кого-то имеется информация о посещении таких участков.
Мы остались очень довольны, даже моя супруга — женщина, далёкая от военной тематики была в восторге.